Бессознательное и его роль в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.

Содержание

Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З.Фрейда. Структура души по Фрейду.
Бессознательное в трактовке К.Юнга.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по фмлософии 1 семестр.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

    Фрейд определяет бессознательное как  несловесное;  оно превращается в  предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответствующими словесными представлениями.

    Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".  

  1. Бессознательное в трактовке К.Юнг

     В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский  психиатр К.Г. Юнг, долгое время разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название «архетипы», которые присущи всему человеческому роду.

     «Архетипы», представляют формальные образцы поведения  или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни  стереотипам сознательной деятельности человека.

     В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент  психики отдельного человека, Юнг  провел четкую дифференциацию между  «индивидуальным» и «коллективным  бессознательным».

     «Индивидуальное бессознательное» отражает личностный опыт отдельного человека и состоит  из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

     «Коллективное бессознательное», представляет скрытые  следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».

     Все же Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете – внутренние продукты психики человека, наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга – формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.

     Одним из элементов «аналитической психологии»  Юнга является теория «комплексов», то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В  бессознательном всегда находятся  «комплексы» воспоминаний индивидуального  прошлого, прежде всего родительские, детские, «комплекс власти» и  другие. Они свидетельствуют о  силе власти бессознательного над сознательными процессами.

     Исходя  из теории «комплексов», Юнг попытался  глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения  между бессознательными и сознательными  процессами психики, роль бессознательных  влечений в формировании поведения  человека. Однако, по сути дела, концепция  «комплексов» Юнга мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом.

     Как и у Фрейда, так и у Юнга бессознательное  составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический  мир человека. Правда, в отличие  от Фрейда Юнг проводит более глубинную дифференциацию уровней развития психики и вводит ряд понятий, характеризующих новое видение тотальной личности. Наряду с такими инстанциями, как «Я», «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное», у Юнга выделяются:

     «Персона» (Persona) – маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения;

     «Анима» – абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;

     «Анимус» – абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;

     «Тень»  – «архетип», состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием  темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской «Персоны» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное»;

     «Самость» – центральный «архетип» личности, вокруг которого концентрируются все  психические свойства человека. Сфера «Самости» – нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности.

     Юнговская структура личности, таким образом, отличается от фрейдовской прежде всего тем, что Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского «Оно». У Фрейда «Оно» является всецело биологическим, природным данным, у Юнга же бессознательное включает и социальные моменты. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бессознательное – это самая глубокая и значительная область человеческого разума. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктов, эмоций, воспоминания, которые так угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемое во много определяет наше повседневное функционирование.

     Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как  он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека.  К этому можно добавить и особый интерес к сфере среди разного рода людей, увлечение манипулятивными техниками, широкое их внедрение в рекламную деятельность.

     Основы  учения о бессознательном заложены в теориях Фрейда и Юнга.

     У Фрейда диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и  мотивы «Оно», стремящиеся к сознательному  выражению, чему, однако, постоянно  противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.

     Ученик  Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у  лиц определенной группы, народа, всего  человечества. Также Юнг провел углубленную структуризацию личности, дополнив учение Фрейда, но в целом бессознательное также имеет биологическую природу с элементами социального.

     Последователи и критики фрейдизма вносили  дополнения в учение о бессознательном, но в целом общая идея о месте  бессознательного в структуре личности дошла до наших дней, господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов. 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений – М.: «Просвещение», 1989.
  2. Юнг К.Г. Психоаналитические типы. – М., 1967.
  3. “Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль”, сост. В.М. Лейбин, Москва, “Республика”, 1994.
  4. Бессознательное: многообразие видения, Агентство “САГУНА”, Новочеркасск, 1994
  5. Юнг К.Г. Функция снов. Анализ снов. – В кН: Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М.,1991

Информация о работе Бессознательное и его роль в жизни человека