Бессознательное и его роль в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.

Содержание

Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З.Фрейда. Структура души по Фрейду.
Бессознательное в трактовке К.Юнга.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по фмлософии 1 семестр.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 

Кафедра философии и социологии 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Философия»

Тема №  14 
 
 
 

Выполнил:

Проверил: 

Кемерово 2010 

План:

  1. Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З.Фрейда. Структура души по Фрейду.
  2. Бессознательное в трактовке К.Юнга.
  3. Заключение
  4. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Бессознательное и его роль в  жизни человека и  общества в трактовке  З.Фрейда.  Структура  души по Фрейду.

Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и умения несут в себе бессознательную основу.

     Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения  с окружающим, в частности с  людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется  в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие –  бессознательное.

     В качестве прилагательного термин «бессознательное»  относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных  действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Психика всегда активна, она выполняет множество  функций и во время бодрствования, и во время сна, но лишь незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент сознательна.

     В качестве существительного термин «бессознательное» означает одну из динамических систем, описанных З. Фрейдом – основоположником учения о бессознательном.

     В широком смысле бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию.

    Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “сознательное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

    Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией  влечений Зигмунда Фрейда. (Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.) Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир. 1

    Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями  организма. Внутренние раздражения  имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются   в организме. И вот психические представительства этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две группы:

  1. сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода;
  2. личные влечения, или влечения “я”, их цель – самосохранение индивида.

    Сексуальное влечение, или,  как   называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку  с самого начала его жизни, оно  рождается вместе с его телом  и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую  вовсе жизнь в организме и  психике.

    Содержание  бессознательного можно выразить в  следующей резюмирующей формуле: в  мир бессознательного входит все  то, что мог бы сделать организм, если бы он был предоставлен чистому  принципу наслаждения, если бы он не был  связан принципом реальности и культурой. Сюда входит все, что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического самодовления.

    Но  немного позже вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения “я” появилось новое деление:

    1) сексуальное влечение, или эрос;

    2)  влечение к смерти.

    Вторая  группа – инстинкты Смерти –  лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд  создал теорию об этих инстинктах под  влиянием смерти его дочери и страхом  за своих двоих сыновей, находящихся  в то время на фронте. Вероятно, поэтому  это наиболее и наименее рассматриваемый  в современной психологии вопрос.

      Влечение “я” и, прежде  всего,  инстинкт самосохранения отошли  к сексуальным влечениям, понятия  которых, таким образом, чрезвычайно  расширилось, охватив оба члена  прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненно необходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

    Под эросом Фрейд понимает влечение к  органической жизни, к сохранению и  развитию ее, во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.2

    А также  характерно динамическое понимание бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному “Я”. В своей книге “Я и Оно” Фрейд предлагает  всю эту область психики, не совпадающую с “Я”, называть “Оно”.3 "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.

    “Оно” - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так  остро ощущает человек и которая  противостоит его разумным доводам  и доброй воле.

    "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью. “Оно” – это страсти, “Я” – это разум и рассудительность. В “Оно” нераздельно властвует принцип наслаждения; “Я” – носитель принципа реальности. Наконец, “Оно” – бессознательно.4

    До  сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с “Оно”: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только “Оно”. И в “Я”, и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из “Я” процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах “Я” работа вытеснения. Таким образом, значительная область “Я” также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалась вначале.

    Высшую  бессознательную область в “Я”  Фрейд называет “Идеал – Я”.5  "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

    “Идеал  – Я” - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей.  Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но  не может его преодолеть. Далее, к проявлениям “Идеал – Я” относится так называемое “внезапное пробуждение совести”, случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное “Я” принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.

      Пытаясь проникнуть в механизмы  работы человеческой психики,  Фрейд  исходит из того, что   глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно  выбранной программе получения  наибольшего удовольствия. Но поскольку  в удовлетворении своих страстей  индивид сталкивается с внешней  реальностью, которая противостоит "Оно", в нем  выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные  влечения и направить их в  русло социально одобренного  поведения. "Оно"  исподволь,  но властно диктует свои условия  "Я".

    Как покорный слуга  бессознательных  влечений, "Я" пытается сохранить  свое доброе согласие с "Оно" и  внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом  образуется новая инстанция  "Идеал - Я", которая царит над  "Я" как совесть или бессознательное  чувство вины. "Идеал - Я" как  бы является высшим  существом в  человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в  психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию  бессознательных  влечений и в этом смысле как бы солидаризируется  с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе  к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира  "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое,  подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я".

    Хотя  Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что  он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал  Фрейд, заключается в том, чтобы  бессознательный материал человеческой психики перевести в область  сознания и подчинить его своим  целям. В этом смысле Фрейд был  оптимистом, так как верил в  способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его  аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы  бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно  управлять ими в реальной жизни.

Информация о работе Бессознательное и его роль в жизни человека