СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
- Сущность
и характерные черты авторитарных режимов.
|
5 |
- Исторические
и социально-экономические условия возникновения
авторитаризма.
|
14 |
- Классификация
авторитарных режимов.
|
17 |
- Политические
возможности авторитаризма
|
20 |
Заключение |
22 |
Список
литературы |
23 |
Введение
Авторитаризм
– другая модель политического режима
диктаторского типа, существенно
отличающаяся от тоталитаризма. Если тоталитаризм
предполагает полное подчинение всех
сфер жизни государственному началу,
то авторитарный режим допускает ограниченный
плюрализм, если это не противоречит интересам
сохранения существующей системы.
Авторитаризм
занимает как бы промежуточное положение
между тоталитаризмом и демократией.
С тоталитаризмом его роднит автократический,
не ограниченный законами характер власти,
с демократией - наличие автономных, не
регулируемых государством общественных
сфер, сохранение элементов гражданского
общества.
Исторический
опыт показывает, что авторитаризм
возникает, как правило, в странах,
где происходит смена общественного
строя, сопровождающаяся резкой поляризацией
политических сил; в странах, где наблюдаются
длительные экономические и политические
кризисы, преодоление которых демократическими
средствами становится невозможным.
Чрезвычайные
условия, в которых зарождается авторитаризм,
определяют основную выдвигаемую им цель
– навести порядок в стране, обеспечить
нормальные условия жизни общества. Эта
цель определяет средства ее достижения
– концентрация политической власти в
едином центре принятия решений.
В
современной политической науки
выделяют следующие основные черты
авторитаризма:
·
Отчуждение народа от власти. Ее носителем
является один человек или группа;
·
Отсутствие единой идеологии;
·
Опора на силу;
·
Монополизация политики;
·
Отказ от полного, тотального контроля
над обществом;
·
Формирование правящей элиты не демократическим
путем, а посредством назначения
сверху.
Итак,
авторитаризм - (от франц. «autontaire» - властный,
от лат. «autoritas» - власть) - политический
режим, основу которого составляет диктатура
одного лица или группы лиц, не допускающая
политическую оппозицию, но сохраняющая
автономию личности и общества вне политической
сферы. Следовательно, авторитаризм связан
с уважением всех других, кроме политических,
прав личности.
- Сущность
и характерные черты авторитарных режимов
Авторитаризм
обычно характеризуется как тип
режима, который занимает промежуточное
положение между тоталитаризмом
и демократией. Однако подобная характеристика
не указывает на сущностные признаки
явления в целом, даже если четко
вычленить в нем черты тоталитаризма и
демократии.
Сущностно
значимым при определении авторитаризма
является характер отношений власти
и общества. Эти отношения построены
больше на принуждении, чем на убеждении,
хотя режим либерализирует общественную
жизнь, и уже не существует четко разработанной
руководящей идеологии. Авторитарный
режим допускает ограниченный и контролируемый
плюрализм в политическом мышлении, мнениях
и действиях, мирится с наличием оппозиции.
Авторитарный
режим — государственно-политическое
устройство общества, в котором политическая
власть осуществляется конкретным лицом
(классом, партией, элитной группой и т.д.)
при минимальном участии народа. Авторитаризм
присущ власти и политике, но основания
и степень его различны. В качестве определяющих
могут выступать природные, прирожденные
качества политического лидера ("авторитарной",
властной личности); разумные, рациональные,
оправданные ситуацией (необходимостью
особого рода, например, состоянием войны,
общественного кризиса и т.п.); социальные
(возникновение социальных или национальных
конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных,
когда авторитаризм переходит в его крайнюю
форму - тоталитаризм, деспотизм, создание
особо жестокого, репрессивного режима.
Авторитарным является всякое навязывание
воли власти обществу, а не принятое добровольно
и осознанное повиновение. Объективные
основания Авторитаризм могут быть связаны
с активной преобразовательной деятельностью
власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее
власть, тем очевиднее выступают субъективные,
личные основания авторитаризма.
В
настоящее время во многих современных
странах мира установились авторитарные
политические порядки. Причем немало ученых,
как в прошлом, так и в настоящем
весьма позитивно оценивали и
оценивают данный тип организации власти.
Исторически
авторитаризм существовал в разных
формах в самые разные эпохи и
в различных странах (например, античные
греческие и восточные деспотии
и тирании - Персия, Спарта, многие другие
феодальные абсолютистские режимы и
т.д.). Его теория была впервые разработана
ультраконсервативными и реакционными
теоретиками начала XIX в. как ответ на Французскую
революцию и социалистические движения
Ж. де Местром и Л. де Бональдом. С развитием
индустриального общества идея авторитаризма
стала принимать оттенки конструктивной
политической идеологии. Контрреволюционная
(у Ж. де Местра) идея порядка утратила
монархическую ориентацию, отпала концепция
абсолютистского авторитаризма: абсолютная
и независимая от людей власть короля
- это причина политики; его министры (аппарат
власти) - это средства; общество подданных,
которые повинуются, - это следствие (Л.
де Бональд).
Авторитаризм стал в XIX веке
постоянным и важным течением
немецкой политической мысли
и пополнился идеями национального
и государственного единства, которые
он предназначен реализовать. К концу
века авторитаризм стал рассматриваться
как средство мощной национальной и социальной
мобилизации и управления сверху процессом
государственного строительства (Г.Трайчке).
Испанец Д. Кортес видел в авторитарном
политическом порядке, обеспечивающем
святость повиновения, условие сплоченности
нации, государства и общества. О. Шпенглер
также считал, что, в отличие от либерализма,
порождающего анархию, авторитаризм воспитывает
дисциплину и устанавливает в обществе
необходимую иерархию. Многие ученые и
политики рассматривают данный тип властвования
(как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей
диктатуры») в качестве наиболее оптимальной
формы политического обеспечения перехода
отсталых стран к современной демократии.
В первой половине ХХ века
показательна авторитарная доктрина
крайне правого французского
идеолога и политика Ш.Морраса,
для которого индустриализация,
проникновение государства в
общество, высокая мобилизация народа
как средство осуществления политики
- объективные и неизбежные условия авторитаризма.
Авторитаризм XX века в подобных трактовках
стал все чаще принимать националистический
антидемократический характер, связывался
с борьбой против внутренних и внешних
врагов. Фашизм довел теорию и практику
авторитаризма до крайних тоталитарных
форм.
В послевоенный период появились
новые представления об элитарном
и технократическом авторитаризме,
в котором роль авторитарного
правления отводится высшей администрации
государства, обладающей превосходящей
другие уровни политической системы высокой
профессиональной компетенцией. Авторитаризм
стал, в конечном счете, формой решения
политических проблем (реформ, преобразований,
перестроек) сверху, силами власти, и оказался
в этом смысле весьма уязвимым и зависимым
от отношения общества к действиям авторитарной
власти, перед выбором: демократизировать
режим и получить поддержку народа, либо
ужесточить политику и перейти к принуждению
и диктату. Более распространенный вариант
авторитаризма - режим замедленного развития,
устоявшихся иерархических отношений,
репрессивного контроля, экономической
стагнации.
Богатство и разнообразие авторитарных
политических систем, по сути
являющихся промежуточным типом
между демократией и тоталитаризмом,
обусловили и ряд универсальных, принципиальных
отличительных черт этих политических
порядков.
В самом общем виде за авторитаризмом
закрепился облик системы жесткого
политического правления, постоянно
использующей принудительные и
силовые методы для регулирования
основных социальных процессов. В силу
этого важнейшими политическими институтами
в обществе являются дисциплинарные структуры
государства: его силовые органы (армия,
полиция, спецслужбы), а равно и соответствующие
им средства обеспечения политической
стабильности (тюрьмы, концентрационные
лагеря, превентивные задержания, групповые
и массовые репрессии, механизмы жесткого
контроля за поведением граждан). При таком
стиле властвования оппозиция исключается
не только из сферы принятия решений, но
и из политической жизни в целом. Выборы
или другие процедуры, направленные на
выявление общественного мнения, чаяний
и запросов граждан, либо отсутствуют,
либо используются сугубо формально.
Блокируя связи с массами, авторитаризм
(за исключением своих харизматических
форм правления) утрачивает возможность
использования поддержки населения для
укрепления правящего режима. Однако власть,
не опирающаяся на понимание запросов
широких социальных кругов, как правило,
оказывается неспособной создавать политические
порядки, которые выражали бы общественные
запросы. Ориентируясь при проведении
государственной политики только на узкие
интересы правящего слоя, авторитаризм
использует в отношениях с населением
методы патронирования и контроля над
его инициативами. Поэтому авторитарная
власть способна обеспечить лишь принудительную
легитимность. Но столь ограниченная в
своих возможностях общественная поддержка
сужает для режима возможности политического
маневра, гибкого и оперативного управления
в условиях сложных политических кризисов
и конфликтов.
Устойчивое игнорирование общественного
мнения, формирование государственной
политики без привлечения общественности
в большинстве случаев делают
авторитарную власть неспособной
создать какие-либо серьезные
стимулы для социальной инициативы
населения. Правда, за счет принудительной
мобилизации отдельные режимы (например,
Пиночет в Чили в 70-х гг.) могут в короткие
исторические периоды могут вызывать
к жизни высокую гражданскую активность
населения. Однако в большинстве случаев
авторитаризм уничтожает инициативу общественности
как источник экономического роста и неизбежно
ведет к падению эффективности правления,
низкой хозяйственной результативности
власти.
Узость социальной опоры власти,
делающей ставку на принуждение
и изоляцию общественного мнения
от центров власти, проявляется и в практическом
бездействии идеологических инструментов.
Вместо систематического использования
идеологических доктрин, способных стимулировать
общественное мнение, обеспечивать заинтересованное
участие граждан в политической и социальной
жизни, авторитарно правящие элиты в основном
используют механизмы, направленные на
концентрацию своих полномочий и внутриэлитарное
согласование интересов при принятии
решений. В силу этого главными способами
согласования интересов при выработке
государственной политики становятся
закулисные сделки, подкуп, келейный сговор
и другие технологии теневого правления.
Дополнительным источником сохранения
такого типа правлений является
использование властями определенных
особенностей массового сознания, менталитета
граждан, религиозных и культурно-региональных
традиций, которые в целом свидетельствуют
о достаточно устойчивой гражданской
пассивности населения. Именно массовая
гражданская пассивность служит источником
и предпосылкой терпимости большинства
населения к правящей группировке, условием
сохранения ее политической устойчивости.
Однако систематическое применение
жестких методов политического
управления, опора властей на
массовую пассивность не исключают
определенной активности граждан и
сохранения их объединениям некоторой
свободы социальных действий. Свои (пусть
скромные) прерогативы и возможности влияния
на власть и проявления активности имеют
семья, церковь, определенные социальные
и этнические группы, а также некоторые
общественные движения (профсоюзы). Но
и эти социальные источники политической
системы, действующие под жестким контролем
властей, не способны породить сколько-нибудь
мощные партийные движения, вызвать массовый
политический протест. В подобных системах
правления существует скорее потенциальная,
чем реальная оппозиция государственному
строю. Деятельность оппозиционных групп
и объединений больше ограничивает власть
в установлении ею полного и абсолютного
контроля за обществом, нежели пытается
реально корректировать цели и задачи
политического курса правительства.