Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 13:26, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе исследуемого материала правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность атрибутов материи.
Задачи работы предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
во-первых, установить значение движения как способа существования материи; во-вторых, установить сущность пространства и времени как форм существования материи; в-третьих, выявить суть отражения, как всеобщего свойства материи.
Введение.
В обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с понятием движения, пространства и времени, для нас это нечто привычное, известное и даже к какой-то мере очевидное. Однако в истории философии и естествознания напряженно обсуждались сложные вопросы, которые возникали вместе с попытками понять значение этих понятий.
Пространство и время как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и других науках. Большинство физических понятий вводятся посредством операциональных правил, в которых используются расстояния в пространстве и время. В тоже время пространство и время относятся к фундаментальным понятиям культуры.
Физические, химические и другие величины, непосредственно и опосредовано, связаны с измерением длин и длительностей, т.е. пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубления знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.
Актуальность работы объясняется новыми веяниями в науке, новыми гипотезами и теориями о структуре пространства-времени.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе исследуемого материала правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность атрибутов материи.
Задачи работы предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
во-первых, установить значение движения как способа существования материи; во-вторых, установить сущность пространства и времени как форм существования материи; в-третьих, выявить суть отражения, как всеобщего свойства материи.
Прежде,
чем рассмотреть новейшие взгляды
на пространство-время в работе,
следует раскрыть эволюцию представлений
о пространстве и времени, а так же историю
взглядов на атрибуты материи в философии
и науке. Важно проследить то, как с
развитием наук менялось представление
об этих категориях и их взаимосвязи, и
чем современное понимание этих вещей
отличается от представлений древних.
Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.
Философов
всегда волновал вопрос о бесконечном
многообразии материальных форм. Откуда
и как оно произошло? Высказывалось
предложение, что это многообразие
есть результат активности материи.
Большинство мыслителей идеалистического
направления объясняли
Материалистическая
философия не признает наличие души
в материи и объясняет ее активность
взаимодействием вещества и полей.
Но, термин «движение» обыденное сознанием
понимает как пространственное перемещение
тел. В философии такое движение
называется механическим. Существуют
и более сложные формы
Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире1.
Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.
Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что
– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;
–
движение объективно, изменения в
материю может внести лишь практика;
– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,
– движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения)2;
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.
Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.
Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации.
Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:
Существуют
качественно разнообразные
Исходя
из этих принципов и опираясь на
достижения науки своего времени, Энгельс
выделил 5 форм движения материи и
предложил следующую
Таким
образом, движение не только не означает
существование материи, а неизбежно предполагает.
У материи нет иных способов существования,
кроме движения, так как движение – единственный
способ ее существования. Поэтому движение
и существование материи оказываются
одним и тем же. Движение и есть существование
материи.
К важнейшим атрибутам движущейся материи относятся пространство и время.
Античные атомисты считали, что все состоит из материальных частиц — атомов и пустого пространства. Ньютон рассматривал пространство и время в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и движения; они, по его представлениям, есть «вместилища», в которых расположены различные тела и происходят события.
Согласно взглядам объективных идеалистов, пространство и время, существуя объективно, являются производными от мирового разума, мировой абсолютной идеи и т.п. (Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Гегель, неотомисты)
Так, в учении Гегеля
В
субъективно-идеалистической
Дальнейшая история развития учений формировала взгляды, согласно которым пространство и время суть формы движущейся материи, вне пространства и времени движение материи было бы невозможно, т.е. развивалось понимание пространства и времени как свойств объективного мира. С этой точки зрения перцептуальное (личное) пространство и время представляет собой образ (ощущение, чувственное восприятие, представление) в сознании человека, в определенной мере соответствующий реальному пространству и времени. Упорядоченность наших ощущений, восприятий, представлений определяется упорядоченностью самих реальных тел и событий объективного мира. В самой действительности одни тела находятся рядом с нами, другие — дальше, справа, слева и т.д., а события происходят раньше, позже и т.п. Но наши чувственные образы пространства и времени нельзя безоговорочно переносить, «проецировать» на реальный мир. Вопрос о существовании объективного пространства и времени значительно сложнее, чем он представляется на первый взгляд.
Поиски ответов на вопрос о соответствии нашего перцептуального пространства и времени их объективному содержанию неизбежно приводили к разработке философских и естественно-научных понятий, к созданию различных математических моделей, способных более точно воспроизвести, выразить реальное пространство и время, полнее выявить соотношение субъективного и объективного в данной проблеме. Так возникло концептуальное пространство и время (лат. - понимание, система).
На
протяжении истории развития философии
и естествознания сформировались две
противоположные концепции, по-разному
объясняющие пространство и время
— субстанциальная и
-
субстанциальная концепция (
- реляционное понимание (лат. — относительный) рассматривало их как объективные формы существования тел и событий (Аристотель, Лейбниц и др.). Пространство и время — особые отношения между объектами и самостоятельно, отдельно от них не существуют.
Реляционное понимание пространства и времени как всеобщих форм существования движущейся материи было последовательно и ясно сформулировано и обосновано Ф. Энгельсом. Оно получило свое научное подтверждение в естествознании и более глубокое логическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. Суть данного понимания заключается в том, что пространство и время — формы существования материи, они не просто зависят от своего содержания — движущейся материи, а находятся в единстве со своим содержанием, определяются движущейся материей. В этом смысле пространство и время являются всеобщими, объективными формами движущейся материи, их природа всегда обнаруживается в конкретных формах движения материи, поэтому пространственно-временная структура Вселенной не одна и та же для разных ее частей, для разных уровней и форм движения материи. Отсюда следует, что понять действительную природу пространства и времени независимо от движения материи невозможно, свойства пространственно-временной структуры определены материальным движением. Пространство и время находятся в единстве друг с другом, с движением и материей5.
Пространство
и время имеют общие