Артур Шопенгауэр

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:20, реферат

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть основное содержание философской концепции Артура Шопенгауэра.

Методом исследования послужили труды И.С.Нарского, А. А. Чанышева, полный список используемой литературы представлен в конце реферата.

Содержание

Введение................................................................................................... 3

Глава 1. Биография.................................................................................. 5

Глава 2. «Воля» в философской концепции Шопенгауэра................. 10

Глава 3. Тема Пессимизма в философии Шопенгауэра....................... 13

Заключение............................................................................................... 15

Список используемой литературы......................................................... 16

Работа содержит 1 файл

Артур Шопенгауэр.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Всероссийская государственная  налоговая академия

      Министерства  Финансов РФ 
 
 
 
 

      Реферат на тему:

      Артур Шопенгауэр 
 
 
 
 
 
 

    Работу  выполнила: студентка 2 курса

    Группы  НО – 206, Устимова Д. И.

    Работу  проверил: преподаватель кафедры 

    социально – гуманитарных дисциплин,

      Хахалева  В. В. 
 
 
 
 

Москва, 2010 

Содержание 
 

Введение................................................................................................... 3

Глава 1. Биография.................................................................................. 5

Глава 2. «Воля» в философской концепции Шопенгауэра................. 10

Глава 3. Тема Пессимизма в философии Шопенгауэра....................... 13

Заключение............................................................................................... 15

Список используемой литературы......................................................... 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       Артур Шопенгауэр известен преимущественно  как один из главных представителей пессимистического направления  в философии.

       Истинным  предметом философии Артура Шопенгауэра  является воля. Цель его философии  состоит в том, чтобы поднять  ум до такого состояния, когда он сможет контролировать волю. Шопенгауэр уподобляет волю сильному слепому человеку, несущему на своих плечах интеллект, который представляет хромого, но обладающего зрением. Воля есть неутомимая причина проявления всего, и каждая часть Природы есть продукт воли. Мозг есть продукт воли к познанию. Руки есть продукт воли к хватанию. Вся интеллектуальная и эмоциональная конституция человека подчинена воле и по большей части связана с yсилиями в оправдании диктата воли. Таким образом, ум создает разработанную систему мысли просто для того только, чтобы доказать необходимость диктуемых волей вещей. Гений, однако, представляет такое состояние, в котором достигается господство интеллекта над волей и жизнь управляется разумом, а не импульсами. Сила христианства заключается в его пессимизме, говорит Шопенгауэр, и подчинении индивидуальной воли. Собственно его религиозная точка зрения напоминает скорее буддийскую. Для него Нирвана представляет подчинение воли. Жизнь - это проявление слепой воли к жизни, и он рассматривал это как несчастье, говоря, что истинным философом является тот, кто, осознав мудрость смерти, сопротивляется настойчивым попыткам воспроизвести себя.

       Каждый  отдельный человек обладает своей  волей к жизни – не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие  от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляется, таким образом,  как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация – государство – каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.

       Цель  моей работы – раскрыть основное содержание философской концепции Артура Шопенгауэра.

       Методом исследования послужили труды И.С.Нарского, А. А. Чанышева, полный список используемой литературы представлен в конце реферата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Биография 

    Артур  Шопенгауэр родился 22 февраля 1860 года. Его отец был довольно богатый  данцигский купец. Прожив два года в Гавре, Шопенгауэр отлично изучает французский язык. Затем он четыре года проводит в Гамбурге, где продолжает своё образование в частном коммерческом училище. Страсть сына к науке тревожит отца, который надеялся увидеть в сыне преемника на коммерческом поприще, поэтому на просьбы сына отдать его в гимназию отец прибегнул к хитрости. Он предложил сыну или отказаться от ученой карьеры и тотчас с родителями отправиться в путешествие на несколько лет, либо поступать в гимназию. Артур выбрал первое и в течение двух лет (от 15  до 17 лет) он объехал с родителями много стран Европы. Во время путешествия он ведет дневник, в котором уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда на жизнь – ее темные стороны особо привлекают его внимание. В Лионе веселый вид города  по контрасту напоминает ему ужасы революции, которые, казалось бы, должны были быть у всех на памяти. “Не понятно,- замечает он  по этому поводу,- как сила времени может стирать самые живые и самые ужасные впечатления.” Уже тогда прослеживается его антипатия ко всеразрушающему времени, он даже переводит стихотворение Мильтона, в котором высказывается желание бежать от времени. По возвращении из путешествия (в начале 1805 года) Артур поступает в учение к одному крупному коммерсанту. Через несколько месяцев умер его отец.  Это был широко образованный человек, у которого энергичный характер представлял выдающуюся черту, переданную сыну в наследство, но вместе с этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические ненормальности, которые были не чужды отцу: на него находили болезненные припадки, в одном из них он и погиб. Кроме наклонности к меланхолии, Артур унаследовал от отца предрасположенность к бредовым идеям. По смерти отца, уступая жалобам сына на непривлекательность коммерческой деятельности, мать разрешила ему посвятить себя науке, и он ревностно принялся изучать  древние языки, переехав к матери в Веймар, куда она переселилась вскоре после смерти мужа. Иоганна Шопенгауер (Трозинер)  была веселая, но неглубокая натура. Тем не менее ей нельзя было отказать. В живом и наблюдательном уме и довольно значительном литературном даровании. Когда сын переселился в Веймар, между ним и матерью не произошло никакого сближения; напротив, их характеры были слишком различны. Взаимная холодность отношений впоследствии В (1814 году) привела к полному разрыву между матерью и сыном и, хотя  последняя прожила после этого еще 24 года, они больше никогда не  виделись; в конце ее жизни, впрочем, между   Артуром и матерью возобновилась дружеская переписка.

    В 1809 году Артур поступает в Геттингенский университет студентом медицины, чтобы основательно изучить естественные науки.  После занятий естественными науками Артур приступает к изучению философии. С психологией и логикой он впервые познакомился на лекциях Готтлоба-Эрнста Шульца, который посоветовал прежде других философов проштудировать Платона и Канта, а позднее  уже приняться за Аристотеля и Спинозу. С осени 1811 до осени 1813 годов Шопенгауер проработал в Берлине, где продолжал одновременно работать по естествознанию и философии. Лекции Фихте и Шлейермахера  мало удовлетворяли его; у первого он слушал о “фактах сознания”, у второго – историю средневековой философии; от первого его оттолкнули оптимизм и не в меру дискурсивная  форма изложения, от второго – мысль о примиримости философии и религии.

      После  упорной работы, изучив  Платона и Канта, перечитав  Гердера, Маймона, Бека, Шульца, Фриза  и многих других, он представил  в Иене факультету диссертацию:  “О четверичном законе корня  достаточного  основания” и успешно  защитил ее. Это сочинение, заключающее в себе  теорию знания Шопенгауэра, представляет уже вполне зрелое произведение, по мнению современных критиков.  Как докторская диссертация, оно было встречено сочувственными рецензиями, но литературного успеха в большой публике, на который рассчитывал Шопенгауэр , книги не имели, что глубоко огорчило его. В следующем году задумана  работа “О зрении и цветах”, написанная под сильным влиянием Гёте. Последующие четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего главного труда: “Мир как воля и представление”. В 1914 году Шопенгауэр окончательно порывает с матерью и сестрой Аделью, навсегда покидает Веймар и поселяется в Дрездене.

    По  окончании своего главного труда (в 1818 году)  он уезжает в Италию. Через год, по напечатании  его главного труда Шопенгауэр выступает доцентом в Берлинском университете. Он читал свой курс: “Учение о сущности мира и о человеческом духе”. Не недостаток преподавательского дарования, не характер курса, но всеобщее увлечение гегелевской философией, вероятно, было причиной того, что лекции Шопенгауэра не обратили на себя внимания студентов, и хотя в следующие семестры  он еще несколько раз объявлял о своем курсе “Об основании философии или о теории познания, включая логику”, но он никогда не читал этого курса. Вместе с неуспехом преподавательской деятельности тяжелым ударом для Шопенгауэра явился неуспех его главного произведения “Мир как воля и представление”. За пять лет после его выхода в свет о нем появились только три рецензии Герберта, Бенеке и Ретце; все три заключали в себе наряду с возражениями и похвалы, но прошли незамеченными публикой, как и разобранная в них книга.  На Бенеке Шопенгауэр обрушился бранной статьей, несправедливо и крайне грубо упрекая его в злостном  искажении своих мыслей. С этой поры ненависть к профессорам философии в Шопенгауэре принимает характер патологический.  Единственным утешением для оскорбленного самолюбия философа было сочувственное отношение к нему  со стороны  Гёте и Ж.-П. Рихтера, который писал, что мировоззрение Шопенгауэра  “обнаруживает  часто безутешную  и безнадежную глубину, подобно меланхолическому озеру в Норвегии, окруженному со всех сторон мрачными стенами из крутых скал, в которых никогда не видно  солнца, а видно лишь в глубине звездное небо, никогда над этим озером не пролетали птицы, не пробежит и волна”. Этот неуспех тяжело отразился на мрачном и без того настроении философа, но он продолжал работать.  Превосходное знание языков дало ему возможность перевести одну испанскую книгу – сборник правил светской и житейской мудрости Балтазара Грациана – на немецкий, а свою работу “ О зрении и цветах”  - на латинский. В августе 1831 года, при наступлении  холеры в Берлине, он перебрался  во  Франкфурт-на-Майне, где и прожил  всю свою остальную жизнь.  Его труды тридцатых годов, за исключением одного “О свободе воли”,  написанное на конкурс по предложению норвежского королевского   общества в Дронтгейме  и  увенчанное премией, также  мало были оценены, как и предыдущие работы.

   В  сороковых годах у Шопенгауэра появляются приверженцы.  Сначала несколько юристов заинтересовались его произведениями  (Беккер, фон Досс и др.). Затем он нашел настоящего  “апостола и фамулуса”  в лице   Фрауэнштедта. Этот  ловкий, услужливый, сведущий и трудолюбивый  поклонник   оказал  немалую услугу Шопенгауэру  ревностной популяризацией  трудов  своего  патрона. В дальнейшем  их пути  из-за деспотизма  Шопенгауэра  разошлись.  В 1844 году Шопенгауэр выпустил в свет  дополнительный том к своему главному  произведению  и принялся за последний труд  “Парерги и Паралипомены” – два тома статей, дополняющих и разъясняющих его систему, которые появились в 1851 году.  Революции 1848 и 1849 годов вызвали в нем только негодование и отвращение.  Последняя книга Шопенгауэра подошла  к настроению начала пятидесятых годов.  Особенный успех имели статьи  об университетах  и духовидении, которое как раз в это время входило в моду. С этого времени и до смерти  Шопенгауэра его слав  идет по нарастающей – его  переводят, о нем  читают публичные лекции, начинают излагать его учение в университетских курсах. У него появляются новые приверженцы  Ашер и Линднер, во  Франкфурт предпринимаются к нему поломничества, как  к жрецу новой религии,  знаменитые писатели  посещают  его, ему  целуют руки, пишут восторженные  письма  и т.д.

   Артур Шопенгауэр умер в рассвете  громкой  славы   21  сентября  1861 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. «Воля» в философской  концепции Шопенгауэра 
 

    В философии Шопенгауэра появляются значительные трудности, когда он пытается дать ясный ответ на вопрос, как соотносится воля людей с их телами. Имеется «тождество воли и тела», поскольку и то и другое является порождением потусторонней сущности.

    Что же такое потусторонняя сущность действительности, обычно выступающая на поверхность мира представлений в закамуфлированном, так сказать, виде? Всякое понятийное познание здесь прекращается, «вещь в себе» Доступна лишь интуитивной догадке, на которую обычные люди почти не способны, тем более что корыстолюбие замутняет и деформирует их и без того слабые познавательные возможности. Но людей, способных к глубинному интуитивному прозрению, подвинуть хотя бы к тени знания о мировой сущности может то обстоятельство, что эта сущность сама является своим собственным вестником.

    Эта сущность есть Мировая Воля, одна и единственная, хотя в мире своих явлений (представлений) она выкупает в виде беспредельного многообразия. Это не Кантова моральная воля, обусловленная потусторонней свободой, но безличный сверхобъект, совпадающий со свободой как антиморальным полным произволом. Эта свобода иррациональна и, действуя как вечное становление, бесцельное стремление, способна породить любое зло.

    Учение  о воле есть смысловой стержень философской  системы Шопенгауэра. Ошибкой всех философов, провозгласил он было то, что основу человека они видели в интеллекте, тогда как на самом деле она — эта основа, лежит исключительно в воле, которая совершенно отлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна. 

    Следует различать два мира, в связи  с учением о воле: 

    I. мир, где господствует закон  причинности (т. е. тот, в  котором мы живём), и II. мир, где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентные сущности. Это мир, где нас нет (идея удвоения мира взята Шопенгауэром у Платона).

В нашей  обыденной жизни воля имеет эмпирический характер, она подвергается ограничению; если бы этого не было, возникла бы ситуация с Буридановым ослом (Буридан — схоласт ХV ст., описавший эту ситуацию): поставленный между двумя охапками сена, по разные стороны и на одинаковом расстоянии удалёнными от него, он, “обладая свободной волей” умер бы от голода, не имея возможности сделать выбор. Человек в повседневной жизни постоянно делает выбор, но при этом он неизбежно ограничивает свободную волю.

    Вне эмпирического мира воля независима от закона причинности. Здесь она  отвлекается от конкретной формы вещей; она мыслится вне всякого времени как сущность мира и человека. Воля — это “вещь — в – себе” И. Канта; она имеет не эмпирический, а трансцендентальный характер.

    Мир, взятый как “вещь — в-себе” есть безосновная воля, зримым образом же её выступает материя. Бытие материи — это ее “действие” только действуя, она “наполняет” пространство и время. Сущность материи Шопенгауэр видит в связи причины и действия.

Хорошо  знакомый с естествознанием, Шопенгауэр все проявления природы объяснял бесконечным дроблением мировой воли, множество; её “объективаций”. Среди них находится и человеческое тело. Оно связывает индивида, его представление с мировой волей и являясь её посланцем, определяет состояние человеческого рассудка. Через тело мировая воля выступает главной пружиной всех действий человека.

Информация о работе Артур Шопенгауэр