Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:36, реферат
Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ.
1. Введение………………………………………………..…….……… 3
2. Какие задачи познания души ставит Аристотель……….………... 4
3. Каково соотношение души и движения………….………………... 5
4. Каково соотношение души и телесности……….………….……… 6
5. К какому роду сущего относится душа…………………………… 8
6. Какие части души выделяет Аристотель…………...……………... 8
7. Какими способностями обладает душа……………………………. 9
8. Что такое энтелехия…………………………………………………. 9
9. Заключение………………………………………………………..... 10
10.Список литературы…….………………………………………….. 11
5.
К какому роду сущего
относится душа?
Аристотель определил душу как "первую
энтелехию органического тела", т. е.
жизненное начало тела, движущее его и
строящее его как свое орудие. Поэтому
в живых телах наиболее явственно обнаруживается
целесообразная деятельность природы.
Соответственно своим функциям душа делится
на три рода. Функция питания и размножения,
наличные у любого живого существа, образуют
питательную, или растительную, душу. Ощущение
и передвижение, свойственные животным.
образуют душу ощущающую, или животную.
Наконец, мышление осуществляется как
деятельность разумной души - она принадлежит
человеку. Закон здесь таков: высшие функции,
а соответственно души, не могут существовать
без низших, тогда как последние без первых
могут.
6.
Какие части души выделяет
Аристотель?
Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно: каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.
Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего.
А относительно прочих частях души из
сказанного очевидно, что их нельзя отделить
друг от друга.
7.
Какими способностями
обладает душа?
Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного движения.
Растениям присуща только растительная
способность, другим существам - и эта
способность, и способность ощущения;
и если способность ощущения, то и способность
стремления. Ведь стремление - это желание,
страсть и воля; все животные обладают
по крайне мере одним чувством - осязанием.
А кому присуще ощущения; тому присуще
также испытывать и удовольствие и печаль,
и приятное и тягостное, а кому все это
присуще, тому присуще и желание: ведь
желание есть стремление к приятному.
8.
Что такое энтелехия?
Энтелехия (греч. entelecheia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология - греч teleos - цель, logos - учение) - каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.
Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т. е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению.
А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.
Говоря иначе, энтелехия - это "программа"
изменения. Если для тел, создаваемых искусством.
цель и "программа" лежат вне изменяемой
вещи и вносятся в нее мастером. то в природных
вещах они имеются в ней в той мере, в какой
вещь имеет в себе "начало движения",
т. е. способны к самодвижению.
9.
Заключение
В начале работы Аристотель задает ряд вопросов: к какому роду
относиться душа и что она такое; состоит ли она из частей; что сначала
нужно исследовать душу или ее части и тогда нужно ли исследовать эти
части или же виды деятельности. Полезно знать, не только суть вещей для
исследования причин свойств сущностей, но наоборот: знание этих
свойств, способствует познанию ее сути. Душе присуще мышление, но все
состояния души связаны с телом, т.е. состояния души. Одушевленное
отличается от неодушевленного, наличием жизни.
Аристотель
приводит примеры, доказывающие, что эмоции
- функции не только души, но и тела. Если
тело не придет в возбуждение, то большое
несчастье не вызовет должной эмоции,
поэтому люди часто "каменеют", дабы
защититься от страдания. Итак, делает
вывод Аристотель, "состояния души имеют
свою основу в материи" . Так же и вообще
"способность ощущения невозможна без
тела" , без которого совершенно невозможна
деятельность и растительной души.
Однако
разумная душа - не энтелехия тела. Ведь
"ничто не мешает, чтобы некоторые части
души были отделимы от тела, так как они
не энтелехия какого-либо тела" . Таков
ум: если способность ощущения невозможна
без тела, то "ум ... существует отдельно
от него" . Хотя Аристотель и замечает,
что относительно ума и способности к
умозрению еще не очевидно, существуют
ли они отдельно и независимо от тела или
же нет, но ему все же "кажется, что они
- иной род души и что только эти способности
могут существовать отдельно, как вечное
- отдельно от преходящего" .
10. Список литературы
1. Аристотель. «О душе». Сочинение. Т.1. Москва.1976 год.
2.
Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. Учебное пособие
для ВУЗОВ.
3. Александров Г.Ф. Аристотель «Философские и социально-политические взгляды».
4.
Позднев М.М. «Психология исскуства . Учение
Аристотеля». Москва- СПб: Русский фонд
содействия образованию и науке. 2010 год.