Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:36, реферат
Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ.
1. Введение………………………………………………..…….……… 3
2. Какие задачи познания души ставит Аристотель……….………... 4
3. Каково соотношение души и движения………….………………... 5
4. Каково соотношение души и телесности……….………….……… 6
5. К какому роду сущего относится душа…………………………… 8
6. Какие части души выделяет Аристотель…………...……………... 8
7. Какими способностями обладает душа……………………………. 9
8. Что такое энтелехия…………………………………………………. 9
9. Заключение………………………………………………………..... 10
10.Список литературы…….………………………………………….. 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………..……
2. Какие задачи познания души ставит Аристотель……….………... 4
3. Каково соотношение души и движения………….………………... 5
4. Каково соотношение души и телесности……….………….……… 6
5. К какому роду сущего относится душа…………………………… 8
6. Какие части души выделяет Аристотель…………...……………... 8
7. Какими способностями обладает душа……………………………. 9
8. Что такое энтелехия…………………………………………………. 9
9. Заключение……………………………………………………
10.Список
литературы…….………………………………………….
1.Введение
Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ.
В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например: при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. Но больше всего, по-видимому, присуще одной только душе мышление. Если мышление есть некая деятельность представления или не может происходить не может происходить без представления, то и мышление не может быть без тела. Если же имеется какая-нибудь деятельность или состояние, свойственные одной лишь душе, то она могла бы существовать отдельно от тела. По видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело. Если же движение не есть сущность души, то душа двигалась бы вопреки своей природе. Тяжко должно было бы быть для души быть соединенной с телом и не быть в состоянии освободиться от него, более того она должна была бы избегать его, если только уму лучше не быть связанным с телом, как это обычно утверждают и как с этим многие соглашаются.
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτ
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию (раздел философии, изучающий бытие) имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Аристотель, как никто другой, понимал
важность вопроса о категориальной принадлежности
души. Прежде всего, говорил он, мы должны
определить, к какой категории относится
душа. Есть ли она материя или форма, качество
или количество, сущее в возможности или
сущее в действительности? И здесь Аристотель
схватывает самую суть: главная трудность
в вопросе о душе - определить ее категориальную
принадлежность.
2.
Какие задачи познания
души ставит Аристотель?
Прежде всего необходимо определить к какому роду (сущего) относится душа и что она такое; есть ли она определенное нечто; Относится ли она к тому, что существует в возможности, или, скорее, есть некоторая энтелехия- (греч. entelechia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила).
Следует также выяснить, состоит ли душа
из частей или нет и однородны ли все души
или нет. И ели не однородны, то отличаются
ли они друг от друга по виду или по роду.
Это нужно выяснить потому что те, кто
говорит о душе и исследует ее, рассматривают,
по-видимому, лишь человеческую душу. Не
должно ускользать от нас и то, одно ли
определение души, как. например, определение
живого существа одно, или душа каждого
рода имеет особое определение, как например
душа лошади, собаки, человека, Бога (живое
же существо как общее есть либо нечто,
либо нечто последующее, подобным образом
обстоит дело и со всякой другой высказываемой
общностью.) Далее, если имеется не множество
душ, а только части души, то возникает
вопрос: нужно ли сначала исследовать
всю душу или ее части? Трудно также относительно
частей определить, какие из них различаются
между собой по природе и нужно ли сначала
исследовать части или же виды их деятельности
(например, мышление или ум, ощущение или
способность ощущения). И точно так же
относительно других способностей души.
Если же нужно сначала исследовать виды
ее деятельности, то опять-таки можно было
бы поставить вопрос, не следует ли сначала
рассмотреть то, что им противолежит, например:
ощущаемое прежде способности ощущения,
мыслимое - прежде мыслительные способности.
3.
Каково соотношение
души и движения?
Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал, что сама душа не может двигаться.
Аристотель различал четыре вида движения (изменения):
(1.) возникновение и уничтожение;
(2) качественное изменение, т. е. изменение свойства;
(3) количественное изменение, т. е. увеличение и уменьшение (рост, убыль);
(4) перемещение, перемена места.
Собственно к движению он
Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется не привходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом.
Если движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение и посторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое. Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы.
Мы говорим, что душа скорбит, радуется, дерзает, испытывает страх. Далее, что она гневается, ощущает, размышляет. Все это кажется движениями. И поэтому можно было подумать, что и сама душа движется. Но это вовсе не необходимо. Ведь если и скорбеть, радоваться, размышлять - это именно движения, и все это означает быть приведенным в движение, то такое движение вызывается душой (например, гнев или страх - оттого, что сердце вот так-то приходит в движение; размышление, быть может, означает такое вот движение сердца или чего-нибудь иного; причем в одних случаях происходит перемещения, в других - превращения). Между тем сказать, что душа гневается, - это то же, что сказать - душа ткет или строит дом. Ведь лучше, пожалуй не говорить, что душа сочувствует, или учится или размышляет. И это не означает, что движение находится в душе, а означает, что оно то доходит до нее, то исходит от нее; так, восприятие от таких-то вещей доходит до нее, а воспоминание - от души к движениям или к их остаткам в органах чувств.
Из
изложенного очевидно, что душа не
может двигаться. А если она вообще
не движется, то ясно, что она не может
двигать самое себя.
4.
Каково соотношение
души и телесности?
Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.
К сущности относится, во-первых материя, которая сама по себе не есть определенное нечто; во-вторых, форма или образ. Благодаря которым она уже называется определенным нечто, и, в-третьих, то, что состоит из материи и формы. Материя есть возможность, форма же - энтелехия, и именно в двояком смысле - в таком, как знание, и в таком, как деятельность созерцания.
По-видимому, главным образом тела, и притом естественные суть сущности, ибо они начала всех остальных тел. Из естественных тел одни наделены, жизнью другие нет. Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом. Таким образом, всякое естественное тело, причастное жизни, есть сущность, притом сущность составная.
Но хотя оно есть такое тело, т. е. наделенное жизнью, оно не может быть душой. Ведь тело есть нечто принадлежащее субстрату, а скорее само есть субстрат и материя. Таким образом, душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела.
Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание. Ведь в силу наличия души имеются и сон, и бодрствование, причем бодрствование сходно с деятельностью созерцания, сон же- с обладанием, но без действования. У одного и того же человека знание по своему происхождению предшествует деятельности созерцания.
Именно поэтому душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами. Поэтому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать относительно любой материи и того, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разные значения, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле.
Душа есть суть бытия и форма (logos) естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя. Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу. Как часть относится к части, так сходным образом совокупность ощущений относится ко всему ощущающему телу как ощущающему.
Но живое в возможности - это не то, что лишено души, а то, что ею обладает. Так же как зрачок и зрение составляют глаз, так и душа и тело составляют живое существо.
Душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая- либо часть ее, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела в том же смысле, в каком корабельник есть энтелехия судна.
Человек, занимающий высшее место в природе,
отличается от других животных наличием
разум (разумной души). И структура его
души, и строение тела соответствуют этому
более высокому положению. Оно сказывается
в прямохождении, наличии органов труда
и речи, в наибольшем отношении объема
мозга к телу, в обилии "жизненной теплоты"
и т. д. познание выступает деятельностью
ощущающей и разумной души человека. Ощущение
или восприятие - это изменение, которое
производится воспринимаемым телом в
душе через посредство тела воспринимающего.