Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:30, реферат
Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) принадлежит к числу наиболее известных представителей немецкой классической философии. Философия Фейербаха — закономерное порождение новых исторических условий, сложившихся к концу 30-х — началу 40-х годов.
Введение 3
1. Жизненный и творческий путь Фейербаха 4
2. Антропологический материализм. 6
1.1. Критика религии. 9
1.2. Проблема мышления. 10
1.3. Теория познания. 11
1.4. Элементы диалектики. 13
1.5. Этика Фейербаха 15
3. Атеизм 16
Заключение 18
Список литературы: 19
Содержание
Введение 3
1. Жизненный и творческий путь Фейербаха 4
2. Антропологический материализм. 6
1.1. Критика религии. 9
1.2. Проблема мышления. 10
1.3. Теория познания. 11
1.4. Элементы диалектики. 13
1.5. Этика Фейербаха 15
3. Атеизм 16
Заключение 18
Список литературы: 19
Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) принадлежит к числу наиболее известных представителей немецкой классической философии. Философия Фейербаха — закономерное порождение новых исторических условий, сложившихся к концу 30-х — началу 40-х годов.
Важно отметить, что учение Фейербаха возникло не на пустом месте, что материалистическая традиция никогда не исчезала из немецкого философствования. Не прав Г. Гейне, утверждавший, что «Германия искони проявляла нерасположение к материализму». Не прав В. Виндельбанд, для которого Фейербах всего лишь «заблудшийся сын немецкого идеализма...». Сам Фейербах настаивал на существовании в Германии прочной традиции материализма. В работе «О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли» (1863—1866) он посвятил этому вопросу специальную главу. Фейербах считал, что толчок для развития материалистических идей дала Реформация. Он видел глубокий символический смысл в том, что сын Мартина Лютера Пауль стал не теологом, а врачом, вступив на путь естественнонаучного исследования, которое в конечном итоге неизбежно приводит к материализму. «Нет ничего более неправильного, чем выводить немецкий материализм из «Системы природы»... Немецкий материализм имеет религиозное происхождение; он начинается с Реформации... Немецкий материалист не является побочным сыном, плодом незаконной связи немецкой науки с иностранным духом, он настоящий немец».
Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Родился в семье известного юриста. После окончания гимназии учился на теологическом факультете Гейдельберского университета, однако разочаровавшись в богословии через год переезжает в Берлин, где слушал лекции Гегеля. После окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию "О единственном, общем и бесконечном уме". Диссертация в целом была выдержана в духе гегелевского идеализма, но Л. Фейербах в ней разошелся с Г. Гегелем в отношении к религии в общем и христианской в частности. Он отстаивал в диссертации идею несовместимости религии и истины. Фейербах ведет уединенную жизнь, публикуя свои труды, в которых он постепенно отходит от гегелевского учения, завершая тем самым немецкую классическую философию.
В Эрлангенском университете приват-доцент Фейербах читал курсы "Гегелевской философии" и "Истории новой философии". В 1830 году анонимно вышло сочинение Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии», в котором он выступил против христианства с позиции объективного идеализма Гегеля. Но это сочинение было конфисковано властями, а вскоре стало известно имя автора. В результате гонений Фейербах был вынужден уволиться из университета и больше никогда не преподавал.
В течение двадцати пяти лет Фейербах жил в глуши в деревне Брукберг, где у его жены была небольшая фарфоровая фабрика. Хотя Фейербах продолжал принимать участие в журнале младогегельянцев «Гаэльские ежегодники», многие считали, что культурная изоляция отрицательно сказывается на творчестве Фейербаха. Сам он был другого мнения. «Я лучшую часть моей жизни, — писал он впоследствии, — провел не на кафедре, а в деревне, не в университетских аудиториях, а в храме природы, не в салонах и не на аудиенциях, но в уединении моего рабочего кабинета».
То, что годы затворничества не прошли даром, стало ясно, когда в 1841 году вышла фундаментальная работа Фейербаха «Сущность христианства», которая сразу же сделалась знаменем демократической общественности. «Надо было пережить освободительное действие этой книги, — писал через много лет Ф. Энгельс, — чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы сразу стали фейербахианцами». После выхода «Сущности христианства» Фейербах развил свое понимание религии и человека в работах «Основные положения философии будущего» и «Сущность религии».
К созданию своей философской концепции, которая, по его замыслу, должна была стать «новой философией», философией будущего, Фейербах приходит через критическое осмысление гегелевской философии, в которой его не устраивает ряд аспектов:
1) притязания Гегеля на создание универсальной философской системы на все времена;
2) идея тождества бытия и мышления;
3) идеалистический панлогизм, утверждающий, что мир — это проекция логики, это самоотчуждение логической идеи в природу;
4) гегелевский вариант решения проблемы соотношения религии и философии, согласно которому эти две формы проявления человеческого духа вполне согласуются между собой, и др. Следствием этого критического осмысления явилось стремление Фейербаха «перевернуть» гегелевскую философию, заменив ее исходные положения противоположными идеями. Так, анализируя тезис о тождестве бытия и мышления, он отмечает, что подобное тождество является истинным только в том случае, если в качестве его основания будет взят конкретный, реальный человек, поэтому сверхчеловеческий разум не может являться исходной точкой философии, как это было в гегелевской системе. Фейербах считает, что философия должна обратиться к природе, в том числе и к ее вершине — человеку, что именно природа есть подлинное начало философии. Он стремится устранить из философии все сверхприродное и сверхчеловеческое путем соединения человека и природы. При этом природа становится человеческой сущностью, а человек понимается как психофизическое существо. Не проблему природы, а проблему человека Фейербах начинает рассматривать в качестве исходной, основополагающей в своем теоретическом анализе.
По признанию самого философа, в своих размышлениях он стремился исходить из целостности и индивидуальности человека, поэтому ни материализм, ни идеализм не были для него приемлемы. Идеализм отвергается немецким мыслителем потому, что, по его мнению, искажает действительность и, признавая дух ее первопричиной и первосущностью, ставит все с ног на голову. Рассматривая взгляды своих современников-материалистов, он критикует их за сведение психических процессов к совокупности физико-химических реакций. По его мнению, психика зависит от телесной организации человека, но в то же время она обладает и качественным своеобразием. Выступая против вульгарного материализма, Фейербах делает вывод о том, что материализм в целом предлагает слишком упрощенное решение философских проблем. Единственной истиной для него становится антропология. И все же в таких работах, как «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843), Л. Фейербах излагает именно материалистические взгляды, создает свой вариант материализма, основополагающим принципом которого становится принцип антропологизма. Антропологизм — философская концепция, согласно которой исходной мировоззренческой категорией является понятие «человек», поэтому, по мнению его сторонников, можно создать систему представлений о природе, обществе, мышлении, опираясь только на это понятие. Антропологизм может быть как материалистической, так и идеалистической ориентации. Все зависит от определения сущности человека. Разъясняя свое понимание человека, Фейербах вслед за Кантом и Гегелем ставит вопрос о том, что в человеке является собственно человеческим. Как и Кант, он считает, что к собственно человеческим характеристикам относятся разум, воля, сердце (любовь). Они не только определяют сущность человека, но и задают цель его существования, поскольку человек, согласно немецкому философу, для того и существует, чтобы познавать, желать и любить. Вместе с тем фейербаховское понимание сущности этих характеристик отличается от их понимания его предшественниками.
Буквально все вопросы
бытия и познания Фейербах рассматривает
исходя из человеческой сущности как
природной, ибо он не противопоставляет
человека природе, а считает человека
частью природы. В центре внимания философа
— человек как психофизическое
единство, единство души и тела. Исходя
из такого понимания человека, он отвергает
его идеалистическую трактовку,
при которой человек
Фейербах не учитывает и то обстоятельство, что человек связан с природой не столько фактом своего рождения, сколько своей преобразующей природу деятельностью, которая носит конкретно-исторический характер.
Анализируя такую «сущностную силу» человека, как разум, Фейербах исходит из того, что сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи - мозга, т.е. оно имеет одно - биологическое, природное - измерение и лишено социальных и культурных детерминант. Определяя сущность человеческого разума, немецкий мыслитель указывает на то, что мышление людей — это их родовая способность, проявляющаяся в каждом мыслящем индивиде. Для Фейербаха человек является не столько существом мыслящим, сколько в первую очередь существом ощущающим и чувствующим, поэтому, отмечает он, если «новая философия» и признает какое-либо тождество, то это тождество бытия и чувственности.
Самое первое задание философии Фейербах видел в критике религии, разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Он рассматривал философию и религию как понимание мира, что взаимно исключают друг друга: в основе религии — вера в догматы, а философии — знание истинной природы вещей. Живучесть религии Фейербах объяснял не только обманом, но и условиями их жизни. Первоисточник религиозных иллюзий он видел в чувстве зависимости, ограниченности, бессилии человека, относительно неподвластных ее воле стихий и сил. "Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженного существа не только потому, что он имеет представления о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным ; он верит в совершенного существа потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертного существа потому, что сам не желает умереть".
Следовательно, религия, считал Фейербах, возникла из отчужденности человеческой сущности в результате приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Бог есть то, чем человек в действительности хочет быть. "Бесконечная, или божественная, сущность является духовной сущностью человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо". Очевидной является иллюзия, которая трудно искореняется: действительный творец Бога — человек — рассматривается как творение Бога, относится в зависимость от него и, таким образом, теряет свободу и самостоятельность.
Религия, по мнению Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к превращению этого мира, заменяет его покорное и терпеливое ожидание сверхприродной отдачи. Освобождение от религиозных ошибок Фейербах видел в понимании человека не как творение Бога, а как самой совершенной части природы. Природа, доказывал он, существует независимо от любой философии. Она является той основой, на которой выросли люди. Вне природы и человека нет ничего, а высшие существа — это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности.
Не Бог создал человека,
а человек Бога. Вообще характерная
особенность всех историко-философских
сочинений Фейербаха состоит
в том, что они пронизаны борьбой
против религиозного мировоззрения; мыслитель
рассматривает в них историю
философии как процесс
Немецкий мыслитель в отличие от французских просветителей, не пытается доказать, что Бога нет, а стремится проникнуть в суть данного феномена. Для него религия не является ошибкой, а представляет собой важную форму проявления человеческой сущности. Фейербах не ставит перед собой цель устранить религию, он хочет усовершенствовать ее, создать ее глобальную концепцию.
Так критика религии переросла
у Фейербаха в критику
«Размежевываясь» с Гегелем, Фейербах отмечает, что последний не вышел из пределов собственной мысли, а потому в его «Логике» предметы мысли не отличаются от сущности мышления, которое есть непрерывное единство с самим собой. Предметы мышления представляют собой лишь мысленные определения, они растворяются в мыслях, в них нет ничего, что оставалось бы вне мышления. Вот почему, как считал Фейербах, философия Гегеля есть последняя рациональная теология, а сущность его Логики (метода) есть сущность природы и человека, но без сущности, без природы, без человека.
Информация о работе Антропологический материализм Л. Фейербаха