Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:18, реферат
Сциентизм — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник сциентизм и антисциентизм.
Казахстанско-британский технический университет
Базовый факультет
Кафедра
гуманитарных дисциплин
Предмет:
«История и философия
науки»
Тема:
«Антисциентизм»
Специальность нефтехимия:
Куженов Т.М.
Приняла: Билялова Г.К.
Алматы
2011
Антисциентизм
Сциентизм — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник сциентизм и антисциентизм.
Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные черты сциентизма — не учитывает сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой — от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззренческих или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм).
Сциентизм в философии находит выражение
в недооценке ее своеобразия по сравнению
с другими науками, отрицание
философии как особой
формы общественного
сознания, имеющим свою специфику по
сравнению с другими научными знаниями.
Сциентизм в социологии связан с отрицанием
особенностей объекта социального анализа
по сравнению с объектами, исследуемыми
в естественных науках, с игнорированием
необходимости учета
ценностных моментов, с эмпиризмом и
описательностью, враждебным отношением
ко всяким построениям, имеющим выход
в социально-философскую проблематику,
с абсолютизацией значения количественных
методов в социальных исследованиях.
Противостоит ему
антисциентизм
Антисциентизм (англ. antiscien
Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования.
Степень критичности по отношению к науке довольно значительно варьируется в различных видах антисциентизма.
Умеренный антисциентизм
выступает, скорее, не против науки как
таковой, а против агрессивного сциентизма, стремящегося абсолютизировать
роль науки, принижая при этом культурную
значимость искусства, нравстве
Более радикальные варианты антисциентизма
переходят к критике науки вообще. В крайних
своих проявлениях они рассматривают
науку с экзистенциалистско-персоналист
Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания.
Реакцией на сциентистские утопии
является усиление антитехницистской
волны. Развенчивание иллюзий сциентистского
оптимизма вызывает к жизни «антиутопии»
В XX веке создано множество антиутопий.
В этом жанре работали писатели: Г. Уэллс,
А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бред-бери, братья
Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.
В их произведениях отображены резко
критические образы технобудущего,
где наука и техника совершенны и
подавлены свобода и индивидуальность.
Создатели антиутопий вместе со сциентистами
исходят из идей всевластия науки и техники.
При этом нельзя игнорировать роль антиутопий
как специфического предостережения человечества: смотрите, что
может произойти, если не контролировать
развитие науки и техники, если не учитывать
потребности человека, его духовно-нравственные
цели и ценности.
Аргументы
сциентистов и антисциентистов
Сциентизм и антисциентизм
Антисциентисты видят сугубо отрицательные
последствия научно-технической
революции, их пессимистические настроения
усиливаются по мере краха всех возлагаемых
на науку надежд в решении экономических
и социально-политических проблем.
Однако и в том, и в другом случае сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.
Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей. М. Андре призывает "хорошо осознать, что население мира и особенно та часть молодежи, которая желает расцвета мысли, которая хочет во что бы то ни стало "мочь со всей свободой любить мудрость", без упущения, раздражена тем, что, видит науку, превращенную в Сциентизм и завладевающую областями, где она может служить линией поведений". Адепты Сциентизма исказили жизнь духа, отказывая ему в аутентичности. Сциентизм, делая из науки капитал, коммерциализировал науку, представил ее заменителем морали. Только наивные и неосторожные цепляются за науку как за безликого спасителя.
Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование против Сциентизма в концепции "одномерного человека", в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, говорят о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии. К тому же ситуация осложняется тем, что узкий частичный специалист (homo faber), который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, - это не только представитель технических профессий. В подобном измерении может оказаться и гуманитарий, чья духовная устремленность будет сдавлена тисками нормативности и долженствования.
Майкл Полани - автор концепции личностного знания - подчеркивал, что "современный Сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов"
Крайний антисциентизм приводит к требованиям ограничить и затормозить развитие науки. Однако в этом случае встает насущная проблема обеспечения потребностей постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах, не говоря уже о том, что именно в научно-теоретической деятельности закладываются "проекты" будущего развития человечества.
Дилемма Сциентизм - антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. В связи с этим задача современного интеллектуала весьма сложна. По мнению Э. Агацци, она состоит в том, чтобы "одновременно защищать науки и противостоять Сциентизму"
Дэвид Юм (1711-1776) утверждал: "Не требуется даже особенно глубокого знания для того, чтобы заметить несовершенное состояние наук в настоящее время; ведь и толпа, стоящая вне храма науки, может судить по тому шуму и тем крикам, которые она слышит, что не все обстоит благополучно внутри его. Нет ничего такого, что не было бы предметом спора и относительно чего люди науки не держались бы противоречивых мнений. Самые незначительные вопросы не избегают наших прений, а на самые важные мы не в состоянии дать какого-либо достоверного ответа"
"Если люди взвесят те великие труды, - писал Дж. Беркли, - прилежание и способности, которые употреблены в течение стольких лет на разработку и развитие наук, и сообразят, что, несмотря на это, значительная, большая часть наук остается исполненной темноты и сомнительности, а также примут во внимание споры, которым, по-видимому, не предвидится конца, и то обстоятельство, что даже те науки, которые считаются основанными на самых ясных и убедительных доказательствах, содержат парадоксы, совершенно неразрешимые для человеческого понимания, и что в конце концов лишь незначительная их часть приносит человечеству кроме невинного развлечения и забавы истинную пользу, если, говорю я, люди все это взвесят, то они легко придут к полной безнадежности и к совершенному презрению всякой учености"
Жан-Жаку Руссо принадлежат слова: "Сколько опасностей, сколько ложных путей угрожают нам в научных исследованиях! Через сколько ошибок, в тысячу раз более опасных, чем польза, приносимая истиною, нужно пройти, чтобы этой истины достигнуть?.. Если наши науки бессильны решить те задачи, которые они перед собой ставят, то они еще более опасны по тем результатам, к которым они приводят. Рожденные в праздности, они, в свою очередь, питают праздность, и невозместимая потеря времени - вот в чем раньше всего выражается вред, который они неизбежно приносят обществу". А следовательно, заниматься науками - пустая трата времени.