Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:30, практическая работа
Натурфилософия - философия природы - стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д. Для всех натурфилософов общей проблемой является проблема первоначала - космогонизм (что же лежало в основе всего?)
Почему представителей Милетской школы натурфилософского периода древнегреческой философии (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) можно уже назвать философами (а не просто мифологами, мудрецами)?
Какие проблемы являются общими для всех представителей ранней античной философии - натурфилософов?
Кому принадлежит высказывание: «Из чего возникают вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время»? Приведите какое-нибудь другое интересное высказывание данного автора….........................................................3
Какой образ жизни предлагали пифагорейцы, целью которого является освобождение души от тела посредством ее очищения?................................................4
Сравните концепцию бытия у элеатов (Парменид, например) с учением о космосе у Гераклита. Выделите общее и различие. (Используйте оригинальные тексты самих авторов)…………………………………………………………………………….6
Демокрит ввел понятие «пустоты». Как Вы думаете, зачем? Демокрит рассмотрел движение как способ бытия конкретных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, а «для вечного движения нельзя искать причину». Какие три формы движения он выделял?..........................................................................8
Что общего у софистов с Сократом? Что для Сократа было совершенно неприемлемо во взглядах софистов? Что означает для Сократа призыв «познать самого себя»? Почему счастье и добродетель тождественны? В чем сила и притягательность этического учения Сократа?............................................................10
Почему Платона считают создателем концепции объективного идеализма? Что такое идея у Платона? В чем своеобразие гносеологии Платона? Какова структура души и какой художественно-мифологический образ рисует Платон, чтобы объяснить суть и значение души (диалог «Федр»)? (Используйте оригинальные тесты самих авторов, не переписывайте учебники)……………………13
Особенно придирчивы были пифагорейцы в отношении пищи, так как, согласно Пифагору, «все, что употребляется в пищу, порождает какое-нибудь особенное состояние души». Они, прежде всего, отказывались от употребления в пищу одушевленных существ, так как это употребление, по их мнению, связано с причинением вреда этим живым существам и самим себе, потому что мясная пища, считали пифагорейцы, увеличивает беспорядок в душе.
Наконец, особо следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Именно у них родился термин “калокагатия”, обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое и этическое начала, гармонию физических и духовных качеств.
Таким образом, я считаю, можно выделить главное: высшая власть, согласно пифагорейцам, принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. После пифагорейцев такие идеи, как вера в двойную природу человека, в самостоятельность и устойчивость души, в ее божественную природу, в ее греховность, в ее временную связь с телом и ее потребность в очищении, вошли в греческую философию.
3. Сравните концепцию бытия у элеатов (Парменид) с учением о космосе у Гераклита. Выделите общее и различие. (Используйте оригинальные тексты самих авторов).
Сравнивая эти концепции,
хотелось бы сначала выделить общие
черты. Во-первых, оба мудреца являлись
натурфилософами и
Сначала рассмотрим концепцию бытия у Парменида:
«Есть либо бытие, либо небытие, третьего не дано».
«Бытие есть, а небытия — нет» дилемма, на которой строится вся философия Парменида: ЕСТЬ - это то, что не может не быть, это бытие. НЕ ЕСТЬ - это, наоборот, то, что не может быть, т.е. небытие. Бытие - это то, что существует. Небытие - это то, что не существует.
И здесь впервые в античной философии Парменид приводит логические доказательства в пользу своего мнения. Например, главное доказательство несуществования небытия в том, что его невозможно познать, невозможно выразить в слове. Небытие - немыслимо, невыразимо, следовательно оно не может существовать. Более того, сама мысль о небытие является доказательством того, что небытие не существует. Мысль о небытие предполагает существование данного небытия, ибо, иначе не о чем было бы и мыслить. Значит небытие существует. Но если небытие существует, то оно в таком случае является бытием. Следовательно, сама мысль о существовании небытия доказывает как раз обратное - то, что небытие не существует.
Существует же лишь только то, что мыслимо и выразимо в словах, т.е. бытие. И тогда получается, что "мыслить - то же, что быть". В этой фразе Парменид формулирует идею совпадения, тождества бытия и мышления. Более того, самое главное доказательство существования бытия и состоит в том, что его можно осмыслить.
«Бытие вечно - ни из чего не порождается и ничем не может быть уничтожено, оно неизменно и неподвижно – ему не в чем двигаться, оно едино и не может быть делимо на какие бы то ни было части, во всем равно себе – не может быть больше или меньше, оно есть вечное настоящее без начала и конца, без прошлого и будущего». Бытие неподвижно. Движение иллюзорно.
Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».
Основная же идея Гераклита заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Гераклит утверждал: «все течет, ничто не остается недвижным и постоянным, все развивается и превращается в другое». В двух его известных фрагментах читаем: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые». Смысл этих фрагментов ясен: внешне река та же, между тем в действительности она всякий раз состоит из новой воды, которая прибывает и исчезает, поэтому, входя в реку второй раз, мы омываемся уже другой водой. Но и мы сами меняемся: в момент полного погружения в реку мы уже другие, не те, что были. «Быть — значит постоянно становиться, перетекать из формы в форму, обновляться, подобно тому, как та же самая река несет новые и новые воды».
Символическим выражением всеобщего
изменения для Гераклита
Как видим, огонь по Гераклиту вечен, но не абсолютен, он тоже существует в соответствии с великим Логосом (принципом разумного единства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал) - постоянно изменяется: то возгорает, то угасает. Угасание огня ведет к возникновению Вселенной, а затем, посредством нескольких обращений, земли и всего живого. Возгорание огня приводит к уничтожение мироздания. Процесс рождения Вселенной продолжается вновь и вновь.
Идея релятивности. Каждая вещь переходит из одного состояния в другое, даже в противоположное. Такие изменения происходят, потому что каждая вещь находится в разных отношениях к другим вещам. Например, Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом, Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному».
Источник движения - борьба противоположностей. «Борьба есть мать всего и повелительница всего». «Они (невежественные) не понимают, что то, что отлично, согласно с самим собой; гармония разностей подобна гармонии лиры и смычка». Только в чередовании противоположности дают друг другу специфический смысл: «Болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых». Противоположности исходят из Единого и соединяются в гармонии: «Дорога вверх и дорога вниз есть та же самая дорога».
Таким образом, я пришла к выводу, что Гераклит усматривал в вещах только разнородность и изменчивость и обращал внимание на скрытые в них противоречия, опирался на чувственное восприятие мира, неплохо обобщал факты опыта. Парменид же придерживался теории единства и неизменности бытия, считал что бытие и мышление неизменно. Парменид полагался только на разум и дедукцию. Из двух родов познания – мыслимое и чувственное, которые он выделил, он признавал только мыслимое познание.
4. Демокрит ввел понятие «пустоты». Как Вы думаете, зачем? Демокрит рассмотрел движение как способ бытия конкретных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, а «для вечного движения нельзя искать причину». Какие три формы движения он выделял?
Демокрит (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Демокрит признавал
Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел.
Главное свойство атомов - множественность. Их бесконечно много. Каждый атом является абсолютно твердым телом, имеющим определенную форму. Форма здесь понимается как внешнее "очертание", неотделимый от вещи "вид". Никаких других "свойств", кроме формы, у атомов нет. Все качества есть только наши ощущения.
Атомы имеют разные формы, но размеры атомов ограничены тем, что каждый атом имеет минимально возможную площадь - амер, минимальная математическая величина. В общем, можно сказать, что все, большее амера - атомы, все меньшее - пустота. Амер - это количественная граница, разделяющая атомы и пустоту.
Подкупает логической завершенностью
следующее рассуждение
Главное свойство пустоты - ее единство и непрерывность. Пустота едина: это значит, что она не может быть разделена ни на какие части. Это вводится как аксиома. Физическая теория Демокрита, кстати говоря, не позволяет бытию (то есть атомам) даже изолировать часть пустоты, окружив ее со всех сторон: между атомами всегда существуют промежутки. Эти промежутки не дают атомам слиться друг с другом и служат гарантией непрерывности пустоты во всех направлениях. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».
Главная функция пустоты - разделение. Пустота разделяет атомы, препятствуя телам быть непрерывными (и, следовательно, изолировать часть пустоты, нарушив ее собственную непрерывность).
То есть пустота обеспечивает вечное движение атомов, разделяя их и даря им возможность передвигаться относительно друг друга.
Демокрит рассматривал движение как способ бытия конкретных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движение, а для «вечного движения нельзя искать причину». Он выделял 3 формы движения:
1. Хаотическое движение,
при этом атомы движутся
2. Вихревой поток, атомарный
вихрь, создающий условия для
объединения однородных атомов
и разъединения разнородных.
3. Третья форма движения
– испарение (исчезновение
Таким образом, я считаю, что атомисты сумели объединить сильные стороны представлений Гераклита и элеатов. Парменидовское бытие они уменьшили до атомов, сохранив тем самым постоянство мира. А все гераклитовские изменения связали с механическим движением атомов, их сочетанием друг с другом. Философское достижение атомистов состоит в обнаружении атомарного, элементарного. Элементарное выступает как неизменное, не нуждающееся в объяснении.
5. Что общего у софистов с Сократом? Что для Сократа было совершенно неприемлемо во взглядах софистов? Что означает для Сократа призыв «познать самого себя»? Почему счастье и добродетель тождественны? В чем сила и притягательность этического учения Сократа?
Можно сказать, что родоначальником,
"отцом" классической античной философии
является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Эта
была во всех отношениях выдающаяся личность:
он был не только великим философом-мыслителем,
но выдающимся человеком и гражданином.
В нем удивительным образом сочеталось
в гармоническом единстве его
философская позиция и
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).
Новый тип философа появляется в период расцвета рабовладельческой демократии. В этих условиях политическая образованность, опыт и мастерство в публичных выступлениях, на судах начинает цениться чрезвычайно высоко. В соответствии с общественной потребностью появляются и учителя этого искусства - софисты. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы самые несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Один из наиболее известных софистов, Горгий, говорил, что искусство убеждать – выше всех других искусств, т.к. человек, владеющий им, делает других своими рабами по их собственной доброй воле, а не по принуждению.
Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".