Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………………3
2.Античная натурфилософия……………………………………………………..5
3.Философия Платона и Аристотеля…………………………………………...12
4. Эллинистическая философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм……….17
Заключение...…………………………………………………………………….21
Список источников...……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа2.docx

— 38.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Античная философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 

Содержание

 

Введение...…………………………………………………………………………3

2.Античная натурфилософия……………………………………………………..5

3.Философия Платона и  Аристотеля…………………………………………...12

4. Эллинистическая философия:  эпикуреизм, скептицизм, стоицизм……….17

 Заключение...…………………………………………………………………….21

 Список источников...……………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и  просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором  Юстинианом в 529 г. последней греческой  философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.

При всех существенных различиях  философских систем античности им свойственны  некоторые общие черты, обусловленные  их принадлежностью к античному  типу рабовладельческой формации и  единому социокультурному комплексу. Прежде всего следует отметить, что  становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о  мире и человеке и с переходом  к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к  Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально  тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней  происходит выделение самостоятельных  наук и философии как особого  компонента духовной культуры. Характерной  чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом  этого типа мировоззрения стало  учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма  диалектики. Космос мыслится как находящийся  во взаимосвязи его составных  частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной  философии, которая стремилась к  практической полезности, к социально-психологической  и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования  выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

Ее основная периодизация связана в первую очередь с  общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а  порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов:

1) космологический, с его  онтологией и вытекающей из  него гносеологией и этикой, называемый  порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);

2) антропологический, представленный  софистами, Сократом и сократическими  школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);

3) классический, связанный  с деятельностью Демокрита, Платона  и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);

4) эллинистический, связанный  с возникновением и распространением  эпикуреизма, стоицизма и скептицизма,  а также неоплатонизма (конец  IV в. - I в. до н.э.);

5) римский, представленный  философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского  мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Античная натурфилософия.

Возникновение античной философии  тесно связано с относительно высоким уровнем развития материального  производства и с общим духовным скачком в VII-VI вв. до н.э. в Греции, который именуется «греческим чудом».

Период возникновения  ионийской философии явился временем семи мудрецов, людей практической житейской мудрости.

Основоположником Милетской  школы является Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.). В его лице мы имеем не только философа, но также ученого и политика. Это был деятель, соединявший  интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к  вопросам строения мира, с поискам  и его первоначал. Фалес начал  преобразовывать мифологическое мировоззрение  в философское, отвечающее духу времени. Он впервые в истории человеческой мысли ставит проблему начала мира с позиций нового, философского мировоззрения, опираясь при этом не только на миф, но и отправляясь от «чувственной видимости».

У Фалеса впервые в истории  человеческого мышления ставится проблема начала явлений материальной действительности с точки зрения ее понятийного  осмысления. Основой всего сущего признается вода, которая понимается как жидкость вообще, являющаяся не только началом, но и концом всего  существующего. Воду Фалес мыслил как  «физис» - жидкий, текучий, а то, что  мы пьем, является лишь одним из его  состояний.

Учеником Фалеса был Анаксимандр (около 611-545 гг. до н.э.), написавший философское  сочинение “О природе”. Он сделал дальнейший шаг вперед по пути от конкретного  к абстрактному, от чувственного к  понятийному осмыслению “начал”  реального бытия. Анаксимандр считал, что единым и постоянным источником рождения всех вещей является не какое-либо отдельное вещество, а первовещество. Апейрон - это абстрактная, неопределенная материя, вместо “предельной” воды сущностью  всего существующего объявляется  “беспредельное”.

Из апейрона как единого  выделяются противоположности. Из вечного  и рождающего (апейрона) выделяются «начала» - противоположности сухого и влажного, теплого и холодного. Таким образом, первоначало порождает  вещи не непосредственно, а через  единство «начал» - противоположностей. Это означает, что Анаксимандр  выдвигает важнейшее методологическое положение, принцип, согласно которому «части изменяются, целое же остается неизменным».

Первые живые существа, по Анаксимандру, родились во влаге  и были покрыты колючей чешуей. Человек произошел от животных. Он зародился и развился до взрослого  состояния внутри какой-то громадной  рыбы, а затем вышел на сушу.

Анаксимен (около 560-480 гг. до н.э.), написавший сочинение «О природе», возвращается от абстрактного к конкретному, физическому и берет в качестве первоначала всего сущего одну из четырех стихий - воздух. Анаксимен  называет воздух беспредельным, то есть апейрос. Так апейрон превратился  из субстанции в ее свойство.

Все многообразие стихий Анаксимен  объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха. «Подобно тому, - пишет он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание  и воздух объемлют мир». Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь  источником и души, и тела, и всего  космоса, воздух первичен даже по отношению  к богам. Он не отрицал богов, но считал, что «не богами создан воздух, а  они сами из воздуха».

У Анаксимена намечается количественный подход к объяснению природы. Само возникновение  множества вещей и возвращение  их в единое первоначало он объясняет  процессом сгущения и разрежения воздуха. Для него характерно признание  семи переходных состояний воздуха (первоначала): огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода, земля и камни.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия  у них возникает не как простая  рационализация мифа, а как определенный синтез мифического и эмпирического  знания, знания и мудрости. На этой основе они пытались дать целостную картину  мира. «Первоначало» представителей Милетской школы, будь то вода Фалеса, воздух Анаксимена или апейрон Анаксимандра, порождает (непосредственно, как у  Фалеса и Анаксимена, или опосредованно, через «противоположности», как  у Анаксимандра) все многообразие существующих вещей, объемлет все сущее.

Значительный вклад в  развитие античного материализма и  диалектики внес Гераклит Эфесский (около 540-480 гг. до н.э.), написавший произведений «О природе». Его учение явилось  первым сознательным переходом от чувственного воззрения на мир к его понятийно-категориальному  восприятию. В основу всего сущего Гераклит кладет материальное первоначало - огонь. Гераклит видел в огне не только то, что лежит в основе всего сущего, но и то, из чего все  возникает и во что превращается: «Огонь живет земли смертью, и  воздух живет огня смертью; вода живет  воздуха смертью, земля - воды (смертью)». Этот процесс цикличен и осуществляется как вверх, так и вниз, то есть происходит обратная трансформация  всех стихий в огонь. Возникновение  космоса Гераклит называет «путем вниз», «упорядочением» и «недостатком»  огня, а гибель космоса называется им «путем вверх» и «избытком огня».

Гераклита можно считать  основоположником учения о познании. По его мнению, «человек обладает двумя  средствами познания истины: чувственным  восприятием и логосом». Различая чувственное и рациональное познание, он полагал, что истина постигается  умом, который познает сущность (логос) мира. Мудростью же является «знание  мысли, которая везде и всем правит».

 

С именем Гераклита связано  развитие диалектических взглядов в  Древней Греции. Широкую известность  получили его высказывания: «все течет  и все изменяется», «нельзя войти  в ту же реку дважды» и др.

Диалектика Гераклита - это  диалектика не идей, а диалектика космоса, который дан конкретно-наглядно, как единый в своей противоречивости образ-эйдос.

Таким образом, ионийская  философия поставила вопрос о  едином начале, из которого возникают  и в которое возвращаются все  вещи, и решила этот вопрос на основе движения. Все вещи возникают и  уничтожаются в ходе и в результате движения.

Пифагореизм имел свою длительную историю - от основателя школы, полулегендарного Пифагора (VI в. до н.э.) до неопифагореизма (I в. до н.э. - III в. н.э. ). Первоначально  он существовал как религиозный  орден, учения которого должны были оставаться тайной для непосвященных. Здесь  ставились практические нравственные и религиозные цели - очищение человеческой души для спасения ее от круговорота  рождений и смертей. Одним из важных средств очищения пифагорейцы считали  научные занятия, прежде всего занятия  математикой и музыкой.

Помимо учения о бессмертии души, ее божественной природе и  ее перевоплощениях Пифагор учил о том, что все в мире есть число. Об этом основном принципе пифагорейской  философии Аристотель писал, что  здесь «число есть сущность всех вещей  и организация Вселенной».

Пифагор был первым, обозначившим космос со всеми находящимися в нем  вещами, как порядок, который устанавливается  числом. Этот порядок доступен разуму, сознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир. Процесс познания понимается как познание чисел, управляющих  миром. Причем объекты мысли более  реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют  вневременную природу, то есть вечны.

В пифагорейской философии  имеется учение о противоположностях, которое находится в прямой связи  с теорией чисел. Число 10 рассматривается  пифагорейцами как священное и поэтому указывалось 10 пар противопоставляемых «начал», противоположностей: предел - беспредельное, нечет - чет, единое - множество, правое - левое, мужское - женское, покоящееся - движущееся, прямое - кривое, свет - тьма, хорошее - дурное, квадрат - параллелограмм.

Основными представителями  элейской школы являются Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон  Элейский (490-430 гг. до н.э.). Значение элеатов  в становлении античной философии  и науки велико. Они впервые  поставили вопрос о том, как можно  мыслить бытие, благодаря им вопрос о соотношении мышления и бытия  становится предметом рефлексии.

Основателем элейской школы  считается Ксенофан, написавший поэму  «О природе». Он полагал в качестве первоначала мира землю: «все рождается  из земли и все в землю уходит». Бог, по Ксенофану, подобен шару и  тождественен с космосом, который  наделен неизменностью. Бог есть все, но это все берется не в  многообразии, а в высшем единстве. В основе этого единства находится  мысль бога, которая всемогуща.

Основой философии элеатов  стало учение Парменида, развившего понятие единого миробога Ксенофана  в понятие единого бытия. В  противоположность Гераклиту, который  утверждал, что все меняется, Парменид писал, что ничто не меняется. Бытие, считал он, есть то, что охватывается мыслью. «Думать и быть - это одно и то же», «бытие есть, небытия нет». Основные характеристики бытия: оно  вечно, едино, неизменно, неделимо, неподвижно. В отличие от мира бытия явления  чувственного мира изменчивы, преходящи, подвижны, раздроблены на множество.

Учеником Парменида являлся  Зенон, которого Аристотель назвал «изобретателем диалектики». Если Парменид доказывал  существование единого, то Зенон - несуществование  многого. Он выдвинул сорок доказательств  против множественности и пять доказательств  против движения в защиту неподвижности бытия. Его апории (неразрешимые затруднения) получили широкую известность: «Пшеничное зерно», «Стрела», «Ахиллес и черепаха». В последней апории Ахиллес догоняет черепаху, которая двинулась в путь раньше его. Пока он какое-то время преодолевает первоначально разделявшее их расстояние, черепаха за это время отойдет на новое расстояние. Рассуждая таким образом, Зенон приходит к логическому выводу, что расстояние между Ахиллесом и черепахой никогда не обратиться в нуль. Они никогда не окажутся в одной точке. Разум говорит, что самое быстрое никогда не догонит самое медленное. Отсюда делается вывод, что движение не истинно.

В отличие от элеатов, Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходит из чувственного опыта, на основании которого делается вывод, что существуют тела и пространство (пустота). Пустота  отделяет одно тело от другого, а значит бытие - множественно, а не едино. Единением  тел и пустоты является космос. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Исчерпание пустоты  свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые частицы), «невидимые по причине их малости». Поэтому  они постигаются только умом, а  не чувствами. Атом, по Демокриту, неделим  как физическое тело, однако он делим  как математическая величина. Количество этих атомов бесконечно, как бесконечна и пустота, являющаяся пространством, «вместилищем» для атомов. Атомы  можно сравнивать, так как они  различаются по величине, то есть по форме (геометрической фигуре), а также  по порядку и расположению. Атомисты утверждали, что атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными, якореобразными, вогнутыми, выпуклыми и т.п. Такова их форма.

Информация о работе Античная философия