Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:45, доклад
1. Натурфилософия древних греков.
2. Поворот к человеку: софисты и Сократ.
3. Классика античной философии: Платон и Аристотель.
4. Философия эпохи эллинизма: скептики, эпикурейцы, киники.
Вторым препятствием к достижению счастья является зависимость каждого из нас от правил, норм и условностей, навязанных нам обществом. Все мы с детства прекрасно знаем, что одно считается хорошим, а другое дурным, что-то обязательно поощряется, а иное непременно осуждается и даже наказуемо. Каждый должен постоянно подавлять свои желания и делать не то, что хочется, а что предписано и надлежит. Ограничение себя искусственными и условными общественными установлениями, подчас совершенно глупыми и бессмысленными, доставляет нам, несомненно, отрицательные эмоции.
Школа Антисфена получила название кинической по месту в Афинах - Kynosarges, где она размещалась, а ее представителей называли киниками, или, по-латыни, циниками («собачествующими» философами за призыв уподобиться животным). Сейчас мы называем циником наглеца, пренебрегающего нормами морали, но, как видим, современный смысл этого понятия слишком далек от его первоначального содержания.
Третьей философской школой эллинизма была скептическая. Скептицизм философское направление, подвергающее сомнению возможность незнания объективной действительности, а его представители скептики (от греч. skeptikos) сомневающиеся во всем философы. Родоначальником этой школы был Пиррон из Элиды. Для того чтобы достичь счастья, говорил он, человек должен ответить на три вопроса: 1. Какова природа вещей? 2. Как нам к ним относиться? 3. Что из этого для нас следует?
Отвечая на первый вопрос, Пиррон утверждает, что природа вещей непознаваема. То, что мы видим, и то, что действительно есть, -не одно и то же. Вещи сами по себе нам недоступны, а известным может быть лишь то, как они нам себя являют (показывают), то, что нам кажется, то, как мы их воспринимаем. Нам доступны только явления (от греч. phainomenon феномены) вещей, но не сами вещи. И поэтому мир как бы удваивается, разделяясь на реальный существующий сам по себе и феноменальный видимый или воспринимаемый нами. Первый подлинный, второй иллюзорный. Знание о втором возможно, о первом же - нет. Мы никогда не сможем сказать «это так», но только «мне кажется, что это так».
Ответ на второй вопрос таков: если вещи непознаваемы, то все суждения о них, как утвердительные, так и отрицательные, являются и истинными, и ложными одновременно. Все можно доказать и опровергнуть. Ни одно из противоположных положений не может быть более или менее достоверным, чем другое. Такая ситуация Пирроном названа изостенией (от греч. isos равный и sthenos сила), то есть равносилием различных высказываний. Вследствие этого все суждения о вещах ничего не значат и совершенно бессмысленны, и поэтому от них надо воздержаться или отказаться. Безмолвие вот наиболее правильная философия, считают скептики.
Каким же будет ответ на третий, самый главный вопрос? Поскольку мы ничего не знаем, говорит Пиррон, то не знаем, что является хорошим, а что плохим, чему следует радоваться, а чему печалиться, а значит, не можем испытывать ни положительных, ни отрицательных эмоций. Можно сказать и иначе: так как нам доступен только феноменальный мир, который является неподлинным, то стоит ли по поводу неподлинного мира испытывать подлинные эмоции, то есть по-настоящему радоваться и печалиться?