Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 19:09, реферат
Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум
Введение 2
1. Периодизация античной философии 4
2. Особенности возникновения и развития 9
3. Видные мыслители античности и особенности их учений 15
4. Древнеримская философия 19
Заключение 21
Список использованной литературы
Неоплатонизм
- учение, систематизирующее основные
идеи Платона с учетом идей Аристотеля.
Личностный пафос неоплатонизма - в сохранении
внутреннего покоя личности. Это было
актуально в эпоху дряхления и распада
Римской империи. Философской сердцевиной
неоплатонизма является разработка диалектики
платоновской триады - Единое - Ум - душа
и доведение ·ее до космическою масштаба.
Главным в философии неоплатоников становится
учение о Едином как трансцендентном начале,
которое выше всех иных категорий, включая
Ум и душу. Единое неразличимо и нераздельно
соприсуще всему явленному и всему мыслимому.
Фактически оно и есть все сущее, взятое
в абсолютной единичности. Соответственно,
оно не дробится и существует везде и во
всем. При этом «все из него изливается".
Вторая часть платоновской триады - душа
- не есть тело, но осуществляется в нем
и имеет в нем предел своего существования.
Ни одна индивидуальная душа не может
существовать самостоятельно от всех
других душ, но все «индивидуальные"
души объемлются Мировой душой. Душа не
обретает свое бытие в некотором теле,
она существует еще до того, как начинает
принадлежать ему. Ум - третья составляющая
триады - тоже не есть тело, но без ума не
существовало бы никакое организованное
тело. Материя также находится в самом
уме: кроме чувственной материи существует
еще и материя умопостигаемая. Действие
Мировой души распространяется неоплатониками
на весь Космос. Они разделяли орфико-пифагорейское
учение о переселении и перевоплощении
душ. Идеи неоплатонизма оказали известное
влияние на раннее христианство.
2.
Особенности возникновения и
специфика античной философии
Почему
европейская философия
Среди наиболее значимых условий следует выделить:
1.
Наличие городов-полисов со
2.
Расцвет рабовладельческой
3. Высокий престиж знаний.
4.
Кризис мифологического
а) расширение торговли через совершенствование судостроительства и судоходства;
б) возникновение и расширение колоний;
в) увеличение богатства;
г) расслоение общества.
Это привело к расширению географического горизонта греков; изменило представления о Вселенной (не стыкуются с реальностью: там живут другие люди, у них другие боги, обычаи, иная мораль, другое политическое устройство и т. д.).
Как следствие - формируется особый подход к миропониманию, суть которого выражена в следующей формуле: "Ничего не принимай на веру, думай сам, все подвергай сомнению".
5.
В греческих городах
а) процветало театральное искусство (посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей);
б) процветали архитектура и строительство (амфитеатры вмещали до нескольких тысяч человек);
в)
широкое распространение
В Дельфах проходили Пифийские игры, а в 582 г. до н.э. на них были введены мусические состязания в мудрости, где определялись семь мудрецов, и их мудрость получала всегреческое признание.
Греческой философии присущи следующие характеристики:
1) космоцентризм (гр. kosmos 'порядок, гармония, Вселенная') - понимание мироздания как единого целого, живого и упорядоченного. Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н.э.), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита – огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.
Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин "онтология" в переводе с греческого языка означает "учение о бытии"). Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.
2) рационализм (лат. rationalis 'разумный'), т. е. все окружающее и сам человек постигаются только разумом (и ничего на веру не принимается);
3) онтологизм античной классики. Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев, которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов, у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового. Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.
Впервые
именно школа элеатов с такой
четкостью противопоставила истинное
бытие как нечто
Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным, тождественным себе. По мнению элеатов, мышление - это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие. Но это множество, открытое чувственному восприятию, - множество разрозненных признаков.
Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для раздумий древнегреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее - у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.
4) антропологизм (греч. anthropos 'человек') - попытка постигнуть сущность человека, его природу и цель жизни, а также политическое устройство общества, роль государства;
5) дуализм (лат. dualis 'двойственный') - признание равноправными двух начал в мироздании - духа и материи, идеального и материального (бытие - небытие, Парменид; атом - пустота, Демокрит; идея - материя, Платон; форма - материя, Аристотель). С помощью этих двух начал греки пытались объяснить бытие мира и человека.
6)
проблема бесконечности и
На таком же допущении бесконечности элементов непрерывной величины основана и другая апория Зенона - "Ахиллес и черепаха". Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.
В третьей апории - "Стрела" - Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает время на сумму неделимых моментов, отдельных "мгновений", а пространство - на сумму неделимых отрезков, отдельных "мест". В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать. Таков результат, вытекающий из допущения, что протяженность состоит из суммы неделимых "мест", а время - из суммы неделимых "мгновений".
Таким образом, как из допущения бесконечной делимости пространства (наличия бесконечного количества "точек" в любом отрезке), так и из допущения неделимости отдельных "моментов" времени Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.
Итак, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
Понятие
единого играло важную роль также
у пифагорейцев. Последние объясняли
сущность всех вещей с помощью
чисел и их соотношений, тем самым
способствуя становлению и развитию древнегреческой
математики. Началом числа у пифагорейцев
выступало единое, или единица ("монада").
Определение единицы, как его дает древнегреческий
математик Евклид в VII книге "Начал",
восходит к пифагорейскому: "Единица
есть то, через что каждое из существующих
считается единым" [1]. Единое, согласно
пифагорейскому учению, по своему статусу
выше множественности; оно служит началом
определенности, дает всему предел, как
бы стягивая, собирает множественное.
А там, где налицо определенность, только
и возможно познание: неопределенное -
непознаваемо.
3.
Видные мыслители древности и особенности
их учений
Итак, философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленного до нее в мифологии, - о происхождении мира. Философия сформулировала этот вопрос в более чистом, теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.
Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII - первая половина VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI в. до н э.), Анаксимандром (VI в. до н э.) и Гераклитом из Эфеса (540-480 гг. до н.э.). Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего.
Фалес таким началом считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь) были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса - это философское переосмысление мифологического Океана, огонь Гераклита не просто огонь, а огнелогос - разумный, вечный и божественный космический огонь.