Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I в. до н.э.
В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.
Онтология. Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но, в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия.
Космология.
С учением о бытии в системе
Платона тесно связана
Теория познания. Теория познания Платона опирается на его учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой.
Этика. Онтология,
космология и теория познания в учении
Платона носят подчиненный
Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.
Онтология. Основное
содержание философского учения Аристотеля
изложено им в "Метафизике". Аристотель
сохраняет характерное для
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:
Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.
Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?"
Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животные и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер.
Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.
Учение о человеке.
Главное отличие человека от животного,
по Аристотелю, основывается на способности
человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная
же жизнь предполагает нравственную позицию.
Только человек способен к восприятию
таких понятий как добро и зло, справедливость
и несправедливость. Центральное понятие
аристотелевской этики – добродетель.
Добродетелью обладает не каждый человек,
а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить,
тот, кто действует. Высшей формой деятельности
является познавательная и теоретическая.
Так же, как и у Платона, аристотелевское
учение о человеке направлено на то, чтобы
поставить на службу государству личность.
Итоги античной философии.
Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и Аристотеля.