Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:39, контрольная работа
Античность оказала огромное влияние на все последующее культурное развитие человечества, прежде всего - на культуру Европы. Многие достижения этого периода в области искусства и сегодня остаются непревзойденными. Суждения античных философов о человеческой сущности в наши дни звучат не менее актуально, чем 2 тысячи лет тому назад. Предпринимавшиеся в то время попытки построения более совершенных государственных отношений свидетельствуют об осознании важности социальных проблем. Начавшееся с развитием цивилизации разделение труда и прогресс денежных отношений дали ценнейший опыт для последующего развития человеческого общества в виде государств, формирования рациональных отношений между ними.
Введение 3
1. Учение о бытии. Демокрит, Платон, Аристотель. 4
2. Христианство в античности в произведениях различных авторов 9
3. Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм 14
4. Становление античной диалектики 15
Заключение 18
Список литературы 19
Но время шло, и о христианах стали писать больше. Правда, еще во II в. оно для своих критиков оставалось лишь одним из многих ложных и нелепых верований, которых рационально мыслящие античные писатели не могли принять. При этом, например, знаменитый сатирик Лукиан даже более зло высмеивал рассказы о древнегреческих богах и современных ему лжепророков и прорицателей. К христианам же, как это видно из его произведения "О кончине Перегрина", он проявлял некоторую снисходительность: с его точки зрения, они просто невежественны и доверчивы (дают обмануть себя проходимцу Перегрину). Христианское учение Лукиана не интересует, и его подробным разбором он не занимается, говоря только о вере христиан в "распятого мудреца", который внушил им, что они братья. Отношение Лукиана к приверженцам этой религии отличалось от расхожих рассказов об их "злодействах" — вероятно, он сам наблюдал христиан в Сирии и Палестине.
Но неприятие новой веры продолжало существовать: распространялись различные небылицы, домыслы, тем более злобные, чем заметнее становились приверженцы христианства, не признававшие древних богов, избегавшие занятия выборных должностей, участия в общественных празднествах. Ходячее представление о христианах нашло свое отражение в знаменитом романе Апулея "Метаморфозы". Апулей пишет об одном из персонажей, жене мельника: "Презирая и попирая священные законы небожителей, исполняя вместо этого пустые и нелепые обряды какой-то ложной и святотатственной религии и утверждая, что чтит единого бога, всех людей и несчастного мужа своего вводила она в обман, сама с утра предаваясь пьянству и постоянным блудом оскверняя свое тело" (IX, 14). А. Б. Ранович не включил это место в свое собрание, так как там нет прямого упоминания христиан; речь могла идти о любой монотеистической религии. Но скорее всего Апулей имел в виду именно христиан: многие, смутно слышав что-то о таинстве причащения вином и хлебом, обвиняли христиан в пьянстве.
В
конце II в. развернутую критику
Цельс использовал уже к его времени достаточно разработанную критику христианства иудеями, главным направлением которой было стремление доказать, что Иисус не мог быть ни сыном божьим, ни мессией, предсказанным пророками. В этой связи Цельс приводит иудейский (антиевангельский) вариант биографии Иисуса, основанный главным образом на перетолковывании христианских рассказов: непорочное зачатие превращается в прелюбодеяние, пребывание в Египте после бегства от преследований царя Ирода толкуется как приобщение к магии и колдовству и т. п.
Собственные
аргументы Цельса — это сведение
христианских догматов к абсурду, установление
связи важнейших этических
Цельсу был чужд христианский антропоцентризм; человек для него лишь часть космоса, в котором все живые твари существуют на равных основаниях ("все видимое — не для человека, но ради блага целого все возникает и погибает" — фраза, типичная для античного мыслителя, который не может представить себе существование вне какой-то общности, будь то полис или космос).
При чтении произведений античных критиков христианства не следует думать, что христиане пассивно относились к нападкам. Многочисленные защитники новой веры не только опровергали фантастические слухи и рационалистические аргументы, но и сами выступали с резким осуждением античной культуры. Критику христианами античной культуры разбирает В. В. Бычков. (См. его книгу "Эстетика поздней античности"). Апологеты христианства издевались над греко-римскими мифами, часто используя при этом их критику античными мыслителями. Так, живший на рубеже III и IV вв. Арнобий осуждал безнравственность "языческих" богов, высмеивал поклонение их статуям.
Активные выступления христиан против язычества, все более широкое распространение их учения, в том числе и среди привилегированных слоев, требовали со стороны противников христианства более детального его анализа. Можно считать, что наиболее крупным и эрудированным критиком христиан был философ-неоплатоник Порфирий, ученик и биограф основателя неоплатонизма Плотина. Проблема соотношения неоплатонизма и христианства достаточно сложна и требует специального рассмотрения. О неоплатонизме. Античная философия и происхождение христианства. Неоплатонизм был своего рода философским ответом в рамках античного мировоззрения на духовные запросы образованной части римского общества. Он возник в условиях кризиса, который охватил все стороны жизни — от хозяйства до идеологии. Нападения варваров, восстания в провинциях, выступления социальных низов, борьба военачальников за власть, частая смена императоров — все это создавало у людей ощущение неустойчивости миропорядка и трагической безысходности. Вопрос о сущности зла и его причинах вставал тогда перед каждым мыслящим человеком.
Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было. В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии. Античный мир - исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Наибольший интерес в этом аспекте представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства. В ходе развития этой цивилизации были заложены основы гражданского общества - самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру. Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая’’ эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира.
Специфика античного мира заключается в безраздельном господстве полиса (города-государства) как гражданской общины, сплотившейся против внешних врагов и неграждан для обеспечения своим членам экономических (владение землёй на территории полиса), социальных (материальная обеспеченность) и политических (участие в политической жизни города-государства) прав. Экономическую основу полиса составляло натуральное хозяйство, дополняемое более или менее (в разных полисах по-разному) развитой системой товарно-денежных отношений. Своеобразие формы собственности заключалась в том, что частная собственность граждан была обусловлена верховной государственной собственностью на землю. По характеру преобладающей хозяйственной деятельности полисы могли быть сельскохозяйственными и торгово-ремесленными, причём первый тип преобладал. Социальную основу полиса составляли свободные землевладельцы-общинники, которые обеспечивали своё существование собственным трудом и трудом членов своей семьи. В качестве вспомогательной рабочей силы использовались рабы. Политические формы полиса могли быть разными: демократическая или аристократическая республика, монархия (тирания). Но наиболее адекватной античному полису была демократическая форма государственного устройства. Это проявилось в широкой распространённости демократической модели города-государства в античном мире, а также в том, что народное собрание являлось непременным элементом государственного устройства и аристократических полисов.
Все сущие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещь - это огонь. Выбор огня в качестве первовещества обусловлен взглядами философов на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. “Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина вечного изменения - борьба противоположностей.
Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит “логос” (закон, необходимость). Даже Солнце не может переступить логос. Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противоположность (холодное в теплое, влажное в сухое и наоборот). «Нельзя дважды войти в одну реку». В человеческой жизни превращение в противоположность есть борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее сходство “смертные-смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.”
Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоположность делают все качества вещей относительными. (Морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб - питательна, для людей – негодна.)
Логос - основа всеобщности и истинности человеческого познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха.
ЭЛЕАТЫ. В 6-5 в.в. до н.э. центр духовного развития перемещается в Ю.Италию (земледельческая область). Проблема бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.
КСЕНОФАН. 6-5 в.в. до н.э. поэт философ побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множестве богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет, есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.
ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 в.в. до н.э. составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир - вещей шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, возможности движения (все заполнено). Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующим никак нельзя мыслить как несуществующем, откуда несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение.
Из абсолютной заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию, как учение об истине, недоступной восприятиям.
Учение Платона полно ненаучных, мифологических представлений, в центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми небесными движениями.
ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защиту учения Платона (апории). Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться. (Для того, чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в определённом месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно). В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движения чувствами, а в том, можно ли мыслить движением при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бесконечность), а время из бесконечного множества неделимых моментов. В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики.
Информация о работе Античная философия, основные идеи и роль в мировой культуре