Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:41, контрольная работа
Работу по античной философии уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под понятием античной философии, которое подразумевает совокупность философии древней Греции и древнего Рима. Она является истоком европейской философии и возникает приблизительно в то же время, что и мудрость древнего Востока. Но мировоззренческие «векторы» их различны. Древнекитайская мысль – это, прежде всего размышление о нравственно-политических сферах существования человека. Индийская – внутреннее, самоуглубленное психологическое самосозерцание, соотнесенное с космосом. Греческое же начало европейской философии – это становление культуры рационального.
1. Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация.
Введение___________________________________________________________________ 3
Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация._____________ 4
Заключение_________________________________________________________________ 16
Список использованной литературы____________________________________________ 18
2. Человек как философская проблема. Проблема сущности человека.
Введение___________________________________________________________________ 19
Человек как философская проблема. Проблема сущности человека.________________ 21
Заключение________________________________________________________________ 30
Список использованной литературы___________________________________________ 32
Таким образом, проблема человека на протяжении тысячелетий будоражила умы философов. Человек – существо сложное, загадочное и привлекательное для изучения. Для чего он рождается, проходит путь, из чего состоит, каков он, вот вопросы, которые волновали, и долгое время еще будут волновать мыслителей в различные времена.
Заключение.
Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологическое, так и социальное. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. В человеке не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек - это главная тайна мироздания. И если мы говорим о неисчерпаемости для познания материального мира, то тем более неисчерпаем человек - венец творчества природы. Загадочность этого феномена становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее. Однако бездна этой проблемы не только не отпугивает от нее, а, напротив, все сильнее притягивает к себе, как магнит.
В человеке остаётся невероятно много скрытого, таинственного. Он самая главная загадка. Его действия зачастую не поддаются рациональному истолкованию и адекватной оценке, по крайней мере, с помощью существующей теории и методологии. Сократовский призыв “Познай самого себя” в полной мере и не реализован, несмотря на все достижения философии (в том числе логики и этики), биологии, медицины, психологии и других наук. Есть учёные, полагающие, что проблема человека вообще неразрешима. Скорее прав был Ф. М. Достоевский: “Человек есть тайна. Её надо разгадать, и если будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время...”
Проанализировав сущность человека, сравнив мнения мыслителей всех времён, можно сделать вывод, что философская антропология, как и другие антропологические дисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному, исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны. Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи, обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовной слагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком, активно содействовать созданию условий, наиболее достойных имени Человека, его сокровенного содержания.
Философия человека – важнейшая составная часть складывающейся единой науки, целостного знания, представленного многочисленными специальными науками. Каждая из них с разных сторон подходит к человеку, занимая в комплексном человековедении свою “нишу”. Философское учение о человеке выступает для частных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Сама философия человека, естественно, включена в единую философскую науку – общую теорию обществоведения и природоведения. Философия вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания.
Человек всегда размышлял о своей сущности и своих потребностях. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческое деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности ее ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы. Известно, что в различные исторические эпохи проблема человека рассматривалась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее, полностью учитывая тот факт, что удельный вес "человеческой проблематики" в различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее истории.
Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии - это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса. Именно поэтому изучать проблему человека, его сущность в философии невозможно выборочно, это должен быть целостный подход, потому что многие основополагающие теории вытекают последовательно и не исключают взаимосвязи друг с другом.
Список использованной литературы
1. Августин А. Исповедь / Пер.с лат. Сергиенко М. Е. Общ.ред. Столярова А. А. - М.: Канон +:ОИ"Реабилитация". - 2003. – 462 с.
2. Антология мировой философии. Возрождение. – Минск.: Харвест. – 2001. – 928 с.
3. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 4. Философская и социологическая мысль народов СССР XIX в. / Под. ред. Богатова В. В., Мамедова Ш. Ф. – М.: Мысль. -1972. - 708 с.
4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4./ Под. ред. Доватура А. И., Кессиди Ф. Х. - М.: Мысль. – 1983. – 832 с.
5. Асмус В. Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа. – 2005. - 406 с.
6. Асмус В. Ф. Декарт. – М.: Высшая школа. – 2006. – 336 с.
7. Асмус В. Ф. Иммануил Кант - М.: Высшая школа. – 2005. – 440 с.
8. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т.12 / Под. ред. Спиридонова В. С. - М.: Издательство Академии наук СССР.- 1956 – 569 с.
9. Бердяев Н. А. Самопознание. – М.: Книга. – 1991. – 446 с.
10. Богомолов А. С. Античная философия. – М.: Издательство МГУ. – 1986. – 368 с.
11. Быховский Б. Э. Людвиг Фейербах. - М.: Мысль. – 1967. - 240 с.
12. Васильев В. П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм. – М.: «КД «Либроком». – 2011. – 194 с.
13. Великие мыслители Востока / Под. ред. Коваль А. – М.: Издательский дом «Крон-Пресс». 1999.- 656 с.
14. Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие. - М.: ИФ РАН. 2008. - 255 с.
3 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. С. 49
4 Там же. С. 57
5 А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Последние века. С. 114 – 115.
6 Арним Г. История античной философии. С.78
7 Канке В.А. Философия. С. 26
8 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон-Аристотель. С. 73 - 75
9 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон-Аристотель. С. 125 - 128
10 Там же. С. 141 - 142
11 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон-Аристотель. С. 188 - 190
12 Канке В.А. Философия. С. 32 - 33
14 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. С 226.
15 Там же. С. 227
17 Канке В.А. Философия. С. 40
18 Спиркин А. Г. Философия. С. 130
19 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. С. 396.
20Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. С. 311
21 Рист Джон М. Плотин: путь к реальности. С. 117
22 Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. С. 43 - 51
23 Великие мыслители Востока. С.112
24 Васильев В. П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм. С. 71
25 Богомолов А. С. Античная философия. С. 97
26 Богомолов А. С. Античная философия. С. 102
27 Асмус В. Ф. Античная философия. С. 163
28 Там же. С. 187
29 Аристотель. Сочинения. Т. 4. С. 378
30 Там же. С. 379
31 Асмус В. Ф. Античная философия. С. 181
32 Августин А. Исповедь. С. 97 - 113
33 Антология мировой философии. Возрождение. С. 268 - 270
34 Там же. С. 146 - 149
35 Соколов В. В. Философская доктрина Томаса Гоббса. Бытие, познание, человек и общество. С. 56 - 58
36 Там же. С. 60
37 Асмус В. Ф. Декарт. С. 43
38 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. С. 232 - 238
39 Быховский Б. Э. Людвиг Фейербах. С. 87 - 93
40 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т.12. С. 198
41 Антология мировой философии. Т. 4. С.190
42 Там же. С. 256
43 Там же. С. 440
44 Бердяев Н. А. Самопознание. С. 324 - 336
Информация о работе Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация