Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:41, контрольная работа
Работу по античной философии уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под понятием античной философии, которое подразумевает совокупность философии древней Греции и древнего Рима. Она является истоком европейской философии и возникает приблизительно в то же время, что и мудрость древнего Востока. Но мировоззренческие «векторы» их различны. Древнекитайская мысль – это, прежде всего размышление о нравственно-политических сферах существования человека. Индийская – внутреннее, самоуглубленное психологическое самосозерцание, соотнесенное с космосом. Греческое же начало европейской философии – это становление культуры рационального.
1. Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация.
Введение___________________________________________________________________ 3
Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация._____________ 4
Заключение_________________________________________________________________ 16
Список использованной литературы____________________________________________ 18
2. Человек как философская проблема. Проблема сущности человека.
Введение___________________________________________________________________ 19
Человек как философская проблема. Проблема сущности человека.________________ 21
Заключение________________________________________________________________ 30
Список использованной литературы___________________________________________ 32
Античная Греция положила начало
западноевропейской философской традиции
вообще и философской антропологии в частности.
В древнегреческой философии первоначально
человек не существует сам по себе, а лишь
в системе определенных отношений, воспринимаемых
как абсолютный порядок и космос. Со всей
своей природной и социальной средой,
соседями и полисом, неодушевленными и
одушевленными предметами, животными
и богами он живет в едином, нераздельном
мире. Даже боги, также находящиеся внутри
космоса, являются для людей реальными
действующими лицами. Само понятие космоса
здесь имеет человеческий смысл, вместе
с тем человек мыслится как часть космоса,
являющийся отражением макрокосмоса,
понимаемого как живой организм. Именно
таковы взгляды на человека у представителей
милетской школы, стоящих на позициях
гилозоизма, т.е. отрицавших границу между
живым и неживым и полагавших всеобщую
одушевленность универсума.
Поворот к собственно антропологической
проблематике связан с критической и просветительской
деятельностью софистов и создателем
философской этики Сократом.
Исходный принцип софистов, сформулированный
их лидером Протагором, следующий: «Мера
всех вещей — человек, существующих, что
они существуют, а несуществующих, что
они не существуют».25
В концепции софистов следует обратить
внимание прежде всего на три момента:
- релятивизм и субъективизм
в понимании таких этических
феноменов, как благо,
- в бытие как главное
- впервые процесс познания они
наполняют экзистенциальным
Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.26 И прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации. Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофеозом его нравственной философии.
Демокрит, представитель
В концепции Аристотеля человек
рассматривается как существо общественное,
государственное, политическое. И эта
социальная природа человека отличает
его и от животного, и от «недоразвитых
в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека».
По этому поводу он пишет, что «тот, кто
не способен вступать в общение или, считая
себя существом самодовлеющим, не чувствует
потребности ни в чем, уже не составляет
элемента государства, становясь либо
животным, либо божеством»29.
Еще один отличительный признак человека
- его разумность, «человек и есть в первую
очередь ум»30.
Таким образом, человек, по Аристотелю,
- это общественное животное, наделенное
разумом. Социальность и разумность - две
основные характеристики, отличающие
его от животного. К этому следует добавить,
что Аристотель вплотную подходит к формулировке
положения о деятельностной сущности
человека. Он, в частности, пишет, что добродетельная
жизнь человека имеет проявление в деятельности,
в которой заключена и единственная возможность
самореализации личности. Новая сторона
философского антропологизма обнаруживается
в эпоху разложения древнегреческого
общества. На первый план здесь выступают
проблемы человека, связанные с социальным
и нравственным упадком, утратой экзистенциальных
ценностей и смысла жизни людей. В этой
ситуации на передний план выдвигается
интеллектуально-
В средние века человек рассматривается
прежде всего, как часть мирового порядка,
установленного Богом. А представление
о нем самом, как оно выражено в христианстве,
сводится к тому, что человек есть «образ
и подобие Бога». Но согласно этой точки
зрения в реальности этот человек внутренне
раздвоен вследствие его грехопадения,
поэтому он рассматривается как единство
божественной и человеческой природы,
которое находит свое выражение в личности
Христа. Поскольку каждый изначально обладает
божественной природой, он имеет возможность
внутреннего приобщения к божественной
«благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком».
В этом смысле концепция сверхчеловека
часто развивается и в русской религиозной
философии. В социальном плане в Средние
века человек провозглашается пассивным
участником божественного порядка и является
существом тварным и ничтожным по отношению
к Богу. В отличие от античных богов, как
бы родственных человеку, христианский
бог стоит над природой и человеком, является
их трансцендентным творцом и творческим
началом. Главная задача для человека
состоит в том, чтобы приобщиться к богу
и обрести спасение в день страшного суда.
Поэтому вся драма человеческой истории
выражается в парадигме: грехопадение
- искупление. И каждый человек призван
реализовать это, соизмеряя свои поступки
с Богом. В христианстве каждый сам за
себя отвечает перед Богом.
Видным представителем средневековой
христианской философии является Августин
Блаженный. Не только его онтология и учение
о боге как абсолютном бытии, но и учение
о человеке многое берет от Платона. Человек
— это противоположность души и тела,
которые являются независимыми. Однако
именно душа делает человека человеком.
Это собственная, имманентная субстанция
его. То, что Августин вносит нового по
этому вопросу, — развитие человеческой
личности, которое он рассматривает в
«Исповеди». Она представляет автобиографическое
исследование, описывающее внутреннее
становление автора как личности. Здесь
мы находим и психологический самоанализ,
и показ противоречивого характера развития
личности, и указание на темные бездны
души. Учение Августина повлияло на последующее
формирование экзистенциализма, представители
которого рассматривают его как своего
предшественника. В отличие от Августина,
Фома Аквинский использует для обоснования
христианского учения о человеке философию
Аристотеля. Человек - это промежуточное
существо между животными и ангелами.
Он представляет единство души и тела,
но именно душа является «двигателем»
тела и определяет сущность человека.
В отличие от Августина, для которого душа
является не зависимой от тела и тождественной
с человеком, для Фомы Аквинского человек
есть личностное единство того и другого.
Душа - нематериальная субстанция, но получает
свое окончательное осуществление только
через тело.32
Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но, несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а человека. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. Так, согласно Джованни делла Мирандоле33 (1463 г. – 1494 г.), человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающего индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Так, Лоренцо Валла34 (1406 г. – 1457 г.) со всей определенностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины.
Влияние господства частного интереса
на Представления о человеке, мотивы
его ведения и жизненные
Основоположник немецкой классической
философии И. Кант ставит человека в
центр философских
В истории русской философии можно выделить два основных направления, касающихся человека:
1) материалистические учения
2) концепции представителей
В развитии философских взглядов В.Г.
Белинского проблема человека постепенно
приобретает первостепенное значение.
В письме к Боткину от 1 марта
1841 г. он отмечает, что «судьба субъекта,
индивидуума, личности важнее судеб всего
мира»40.
При этом достижение свободы и независимости
личности он связывает с социальными преобразованиями,
утверждая, что они возможны только в обществе,
«основанном на правде и доблести». Обоснование
и утверждение необходимости развития
личности и ее защиты приводят Белинского
к критике капитализма и религии и защите
идей утопического социализма и атеизма.
Защиту идей «русского социализма» исходя
из необходимости освобождения трудящегося
человека, прежде всего «мужика», предпринял
А.И. Герцен. Его антропология рационалистична:
человек вышел из «животного сна» именно
благодаря разуму. И чем больше соответствие
между разумом и деятельностью, тем больше
он чувствует себя свободным. В вопросе
о формировании личности он стоял на позиции
ее взаимодействия с социальной средой.
В частности, он писал, что личность создается
средой и событиями, но и события осуществляются
личностями и носят на себе их печать и
взаимодействие41.
Н. Г. Чернышевский утверждает природно-монистическую
сущность человека. Человек - высшее произведение
природы. На взгляды Чернышевского оказало
влияние учение Фейербаха, и многие недостатки
последнего свойственны также и Чернышевскому.
Хотя, в отличие от Фейербаха, он вводит
в учение о человеке социальные аспекты
человеческого существования, в частности
связывает решение проблемы человека
с преобразованием общества на социалистических
началах. Как и всем представителям натуралистического
направления философии человека, ему присуща
и натуралистическая трактовка духовной
жизнедеятельности человека42.
В концепциях русских религиозных философов
антропологическая проблематика занимает
центральное место. Это особенно относится
к периоду развития русской философии,
начиная с Ф.М. Достоевского, являющегося
мыслителем экзистенциального склада
и внесшего в развитие этого направления
значительный вклад. И хотя представители
этого направления постоянно обращаются
к Богу, однако в центре их внимания находится
человек, его предназначение и судьба.
Слова Бердяева о Достоевском: «Его мысль
занята антропологией, а не теологией»,
можно отнести ко многим представителям
русской религиозной философии. В основе
учения о человеке в русской религиозной
философии находится вопрос о природе
и сущности человека. Его решение часто
видится на пути дуализма души и тела,
свободы и необходимости, добра и зла,
божественного и земного. Так, антропологические
взгляды Достоевского строятся на той
предпосылке, что человек в своей глубинной
сущности содержит два полярных начала
— бога и дьявола, добро и зло, которые
проявляются особенно сильно, когда человек
«отпущен на свободу»43.
Это трагическое противоречие двух начал
в человеке лежит и в основе философской
антропологии В. Соловьева, который считал,
что человек совмещает в себе всевозможные
противоположности, которые все сводятся
к одной великой противоположности между
безусловным и условным, между абсолютною
и вечною сущностью и преходящим явлением
или видимостью. Человек есть вместе и
божество и ничтожество.
В не меньшей степени эта проблема души
и тела отражена и в философии Н.А. Бердяева,
который отмечает: «Человек есть микрокосм
и микротеос. Он сотворен по образу и подобию
Бога. Но в то же самое время человек есть
существо природное и ограниченное. В
человеке есть двойственность: человек
есть точка пересечения двух миров, он
отражает в себе мир высший и мир низший...
В качестве существа плотского он связан
со всем круговоротом мировой жизни, как
существо духовное он связан с миром духовным
и с Богом…». В силу этой изначальной раздвоенности
и дуализма человека его судьба оказывается
трагичной по самой своей сути. Весь трагизм
жизни, - пишет Бердяев, - происходит
от столкновения конечного и бесконечного,
временного и вечного, от несоответствия
между человеком, как духовным существом,
и человеком, как природным существом,
живущим в природном мире44.
С точки зрения представителей этого направления,
главное для человека имеет духовная,
божественная субстанция, а подлинный
смысл человека и его существования заключается
в том, чтобы соединить человека с Богом.
В русской религиозной философии вопрос
о человеке органически превращается
в божественный вопрос, а вопрос о Боге
- в человеческий. Человек раскрывает свою
подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется
в человеке. Отсюда одна из центральных
проблем этого направления - проблема
богочеловека, или сверхчеловека. В отличие
от концепции Ницше, у которого сверхчеловек
- это человекобог, в русской философии
сверхчеловек - это богочеловек. Ее антропология
носит сугубо гуманистический характер,
утверждая превосходство добра над злом
и бога над дьяволом.
Информация о работе Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация