Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:05, реферат
В работе описывается анархизм как философское учение, а также рассказывается о его последователях.
Анархизм
является философским и политическим
учением, отрицающим всякую власть над
человеком. Провозглашает своей
целью уничтожение государства
и замену любых форм принудительной
власти свободной и добровольной
ассоциацией граждан. Как политическое
учение Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX
в. в Западной Европе и в силу идеологических
различий в подходах его теоретиков не
выступал в качестве единой доктрины.
Основоположниками течения политической
философии являются М. Штирнер, П.Прудон,
М. Бакунин, П. Кропоткин.
Анархизм,
поставив в центр своего учения задачу
ниспровержения любой власти, основанной
на авторитете, разрабатывал систему
знания, пытавшуюся объяснить: способы
перенесения суверенитета индивида
на властные структуры; способы символизации
этого суверенитета в религии, философии,
государстве, науке; способы образования
религиозных, политических и “научных”
представлений, различных политических
теорий, идеологических образований и
законодательных положений, в которых
и через которые обосновывается необходимость
и правомочность преобразования одного
вида суверенитета в другой.
Анархизм
рассматривает юридические
Неприятие
власти, государственности, авторитета
- проявление политического мышления
в условиях политического режима,
при котором общественная связь
обретает самостоятельность, отрывается
от людей и становится чуждой им. Анархистами
являются те, кто чувствует себя отверженным,
униженным и бессильным и при этом готов
к активному протесту. Т. есть люди так
или иначе неудовлетворенные ситуацией
экономического, политического и духовного
отчуждения.
В
XIX в. Идеи анархизма получили некоторое
распространение во Франции, Швейцарии,
Италии и США. Тем не менее, попытки
путём агитации подтолкнуть массы
к восстанию с последующей
практической реализацией принципов
анархизма закончились неудачей. В России
идеи анархизма, пользовавшиеся определенным
влиянием в среде народнической интеллигенции
в конце XIX в., прошли этап заметного подъёма
в ходе революции 1905-1907 гг. и получили особенно
широкое распространение в период революции
1917 г.
И.К.
Шмидт родился в 1806 году в Баварии.
В 1826-28 годах изучал философию и
теологию в Берлине, а с1828 по 1829 года
в Эрлангене. В 1829 году прервал занятия
и совершил путешествие по Германии.
В 1832 году возобновил научные занятия
и в 1835 году сдал экзамены на звание
учителя. Занимался преподаванием в женской
школе, затем уволился, жил в Берлине, где
и умер в 1856 году.
Под
псевдонимом Макс Штирнер выпустил
несколько работ, главным образом
философского содержания. Он является
философом-идеалистом, примыкал к младогегельянцам.
Основатель анархического индивидуализма.
Его анархическое учение изложено в книге
“Единственный и его собственность”
изданной в 1845 году.
Основы
По
Штирнеру, высшим законом для нас
является личное благо.
Штирнер
считал, что “Мы ищем радостей жизни”.
Смысл жизни не в том, чтобы её завоёвывать,
а чтобы прожить жизнь, наслаждаясь ею
и тратя жизнь наиболее лучшим образом.
Чтобы восторжествовать над жаждой жизни,
наслаждение должно преодолеть её через
подавление духовных и телесных лишений,
а также жажду идеала и нужду в насущном
хлебе.
“Тот,
кто прозябает, не может наслаждаться
жизнью, а ищущий жизни - не имеет
её и ещё менее может наслаждаться
ею: оба - бедны”.
Для
Штирнера личное благо являлось законом.
“Какое мне дело до того, согласно с христианством
то, что я мыслю и делаю? Человечно это
или бесчеловечно, либерально или нелиберально,
но это хорошо, но это хорошо, если ведёт
к моей цели и если удовлетворяет меня.
Называйте это как угодно, мне всё равно”.
“Итак, вот в чём состоят мои отношения
к миру: я ничего не делаю “ради Бога”;
я ничего не делаю “ради человека”, но
всё, что я делаю, я делаю “ради себя”.
“Если
мир становится мне поперёк дороги
(а становится он постоянно), я поглощаю
его, чтоб утолить голод моего эгоизма:
ты для меня только пища; точно также, как
и я для тебя. Между нами только одни отношения:
пользы, выгоды, прибыли”. Я также люблю
людей и не только некоторых, но всех вообще.
Но я люблю их из эгоизма: я их люблю, потому
что любовь делает меня счастливым, я люблю
потому, что для меня естественно и приятно
любить. “Я не знаю обязанности любить”.
Право
I.
С точки зрения личного блага,
М. Штирнер отрицает право
Право
держится не тем, что человек считает
его полезным для личного блага, но тем,
что считает его священным.
“Кто
может сообразоваться с “правом”,
если только оно не стоит на религиозной
точке зрения? Разве “Право”
не есть религиозное понятие, т.е. нечто
священное? “Когда революция признала
равенство правом, то она вступила в царство
святости и идеала”. “Я обязан почитать
в султанском царстве право султана, в
республике - право народа, в католической
общине - каноническое право и т. д. я должен
подчиняться этим правам, считать их священными”.
“Закон - свят, тот, кто нарушает его - преступник”.
“Преступником можно быть только по отношению
к чему-нибуть святому”, “преступление
рушится” раз исчезает святыня.
“Наказание
имеет значение лишь по отношению
к святому”. “Что делает священник,
напутствующий преступника? Он выясняет
ему его великий грех, ибо он осквернил
то, что освящено государством, государственную
собственность (под этими словами разумеется
и жизнь граждан)”.
Но
право так, же мало священно, как
и мало полезно для личного
блага. “Право есть своего рода пугало,
созданное химерой”. Люди не в состоянии
победить о “праве”, которую они сами
создали; их собственное сознание поработило
их”. “Пусть личность домогается всех
прав мира; какое мне дело до её прав и
обязанностей. “Я их не признаю”. “Если
ты имеешь силу жить, то имеешь и право
жить. Я источник всякого право и закона;
я имею право низвергнуть Зевса, Иегову,
Бога и т. д., если я это могу; если же я этого
не могу, то эти боги будут правыми и сильными”.
“Право
превращается в ничто, когда поглощает
сила”, “с понятием самое слово теряет
свой смысл”. “Если народ против богохульства,
то издаётся закон против него. Разве отсюда
следует, что я не должен богохульничать?
Этот закон для меня не более чем “приказание””.
“Кто
имеет силу, тот “выше закона””. “Мир
принадлежит тому, кто может его взять,
или тому, кто не позволяет отнять у себя.
Если он завладеет им, то он получит не
только мир, но и право на него. Это эгоистическое
право, которое выразить так: я желаю, следовательно,
имею право”.
II.
Личное благо требует, чтобы
в будущем оно само было
руководящим законом для
Каждый
из нас является “единственным”, “он
сам есть всемирная история” и, если
он осознаёт себя единственным, то он “собственник”.
“Бог
и человечество основали все ни на чём
другом, как только на своем “Я”. И я также
строю все лишь на своём “Я”, как и Бог;
я отрицание всего остального. Все я “Единственный”.
Долой всё то, что не является всецело
моим делом! Вы думаете, что моё дело должно
быть “хорошим делом”?
Что
хорошо, что дурно?
Я
сам - моё дело и я ни хорош, ни
дурён; это пустые звуки. Божественное
есть дело Бога, человеческое - дело человека.
Мое дело ни божественное, ни человеческое;
оно ни истинное, ни хорошее, ни справедливое,
ни свободное оно - Моё; оно не общее,
но единственное в своём роде, как и я!
Ничто не выше меня.
“Какая
разница между свободой и индивидуальностью!
Я - свободен от того, от чего избавился;
я - собственник того, чем владею,
что в моей власти”. “Моя свобода
станет неограниченной, когда сделается
моей силой; только благодаря ей я перестаю
быть просто свободным и делаюсь индивидом
и собственником”. “Каждый должен сказать
себе: я для себя, всё для себя, и делаю
всё для себя. Если когда-нибудь вам станет
ясно, что Бог. Закон и т. д. лишь вредят,
умаляют и губят вас, то вы, наверно, отбросите
их подальше, как христиане ниспровергли
Аполлона, Минерву и всю языческую мораль”.
Так как каждый поступает так, как ему
нравится, то христиане решили, что Бог
действует так, “как ему нравится”.
“Сила
- прекрасная вещь и полезна во многих
случаях, ибо “с горсточкой силы” можно
добиться большего, чем с мешком прав.
Вы жаждете свободы? Безумцы! Имейте силу,
и свобода придёт сама собой. Смотрите:
кто имеет силу, стоит “выше закона”.
По вкусу, ли вам это, “господа законники”?
Но у вас совсем нет вкуса”.
Государство
I.
Отрицая право, Штирнер равным
образом отрицает также
Государство
без права немыслимо. “Уважение
перед законом!” - вот спайка, которой
держится всё здание государства.
“С
государством - то же, что с семьёй.
Для того чтобы семья признавалась
каждым её членом, необходимо, чтобы
каждый считал кровную связь священной,
испытывал бы к ней такое набожное
уважение, которое делало бы святым
каждого из его родственников. Точно
также для каждого члена государства должно
быть святым это государство, и то понятие,
которое государство считает верховным,
должно и им почитаться верховным”. И
государство “не только имеет право, но
и обязано требовать это”.
Но
государство не есть святыня. Государство
действует грубым насилием; его насилие
называется “правом”, насилие отдельной
личности “преступлением”.
Если
я не сделаю того, чего хочет государство,
то “оно набросится на меня со всею силой
своих когтей и зубов, ибо оно - царь
зверей - лев и орёл”.
“Если
даже вы внушите страх противнику,
вы всё же не являетесь дл него святыней.
Он не обязан вас почитать и уважать,
хотя и должен вечно бояться вашей
силы”.
Государство
не приносит пользы и личному благу.
“Я смертельный враг государства”. “Общее
благо не есть моё личное благо; оно есть
высшая степень самоотречения. Общее благо
может кричать от радости, а мне приказывать
валятся у него в ногах: государство может
ярко блистать в то время, как я умираю
с голода”. “Всякое государство есть
деспотия, всё равно один деспот или их
несколько, или, как в республике, все властвуют,
т.е. один царит над другим”. “Государство
позволяет каждой личности играть свободно,
но запрещает принимать эту игру за правду
и забывать о государстве. Государство
имеет всегда одну только цель: ограничить,
связать, покорить личность, подчинить
её чему-нибудь отвлечённо-общему. Оно
существует только при условии, чтобы
личность не была всем; оно навязывает
мне самоограничение, ломку, рабство. государство
никогда не стремится развить самостоятельности”.
“Государство стремится стеснить свободную
деятельность своей цензурой, надзором,
полицией; оно считает это стеснение своим
долгом, ибо это действительно для самосохранения”.
Я
не смею делать того, что мне по силам,
но только то, что позволено государством:
я не могу развивать, ни своих мыслей, ни
свой труд, вообще ничто своё”. “Пауперизм
есть результат моей бесценности, невозможности
использовать себя. Поэтому государство
и нищенство - два нераздельных явления.
государство не допускает мне быть полезным
и существует лишь благодаря моей ничтожности.
Оно старается извлечь из меня выгоду,
т. е. эксплуатирует меня, грабит, пользуется
мною для всего, хотя бы размножения proles
(пролетариат); оно желает, чтобы я был
его “созданием”. Государство не может
допустить непосредственных сношений
человека с человеком: оно должно вмешаться
как посредник. Оно разделяет людей и становится
между ними как “Дух святой”. Рабочие
требуют повышения, они его не добьются
и силой постараются вырвать его у хозяев;
на них смотрят как на преступников. Что
остаётся им делать? Без принуждения они
его добьются; в принуждении государство
усматривает самопомощь, действительное
использование своей личности; всего этого
оно допустить не может”.
II.
Личное благо требует, чтобы
общежитие людей покоилось на
предписаниях личного блага.
Освободившись
от государства, люди должны всё-таки жить
общественной жизнью. “Индивидуалисты
будут бороться за желанную личную
независимость”. Но что соединит людей
в таком союзе? Во всяком случае, не общение!
“Если бы я был связан своей вчерашней
волей на сегодня и навсегда, то моя воля
была бы недвижна. Моё творчество, т.е.
определённый акт моей воли, сделалось
моим хозяином. На том основании, что вчера
я был дураком, разве я должен оставаться
им всю жизнь”? Союз - это моё создание,
моё дело; он не свят, он не духовная власть
над моим духом. Я не желаю быть рабом своих
правил; они должны свободно подвергаться
критике, и я не могу ручаться за их долговечность.
Точно
так же я не обязуюсь перед союзом
относительно своего будущего поведения
и не “продаю ему мою душу”,
как дьяволу и, как это действительно
бывает в государстве, по отношению
к духовному господству. Я есть
и остаюсь для себя чем-то большим, нежели
церковь, Бог и пр., и, следовательно, я
выше союза”.
Связь,
соединяющая людей в союзе, есть
та польза, которая в каждый момент
вытекает для них из этого союза.
“Если ближний мой может быть
полезен мне, я сговариваюсь и соединяюсь
с ним для того, чтобы соглашением увеличить
мою силу, чтобы нашею соединенной мощью
достигнуть большего, чем каждый в одиночку.
Но в этом союзе я вижу только усугубление
своих сил и сохраняю его, пока он их умножает”.