Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:30, реферат
Целью нашей работы будет анализ трудов Аристотеля и Платона о государстве. Задачи:
Проанализировать учение Аристотеля и Платона о государстве
Рассмотреть значение работ Аристотеля и Платона для современного общества.
Введение
В политико-правовых
учениях Древней Греции и всей античной
цивилизации, коренятся истоки европейского
понимания права, политики государства.
Следует учитывать, что историко-научная
реконструкция учений прошлого оказалась
возможной не ранее XIX столетия. Применительно
к Древней Греции нельзя не указать и на
трудности реконструкции изучаемых идей,
которые нередко объясняются ее более
чем скромной эмпирической базой. В целом
ряде случаев воспроизводить эти идеи
приходится лишь по дошедшим до нас фрагментам
произведений мыслителей, свидетельствам
современников и др. Исключения составляют
труды Платона и Аристотеля.
Особенности
становления и последующего развития
политико-правовой мысли в Древней Греции
обусловлены прежде всего уникальностью
полиса как формы политического общения.
Слово "полис" (от греч. polis) переводится
как государство, точнее, им обозначают
город-государство, состоящее из города
и прилегающей к нему территории; производна
от полиса "политика" (от греч. politike)
- государственные дела, искусство управления
государством. Однако полис - это не государство
в его новоевропейском и современном понимании.
Во-первых, следует
подчеркнуть общинный, замкнутый характер
полиса, стремящегося к автаркии, самоизоляции
в экономическом, социальном отношениях.
Автаркия выступала экономической основой
свободы - отдельного человека как гражданина
и полиса в целом как политически независимого
(например, в концепции идеального государства
Аристотеля) государства1.
Во-вторых, полис
- это не просто автаркическая община,
а гражданская община, т.е. коллектив свободных
граждан. Из идентичности полиса и гражданского
коллектива исходили все политико-правовые
учения Древней Греции. В них отражается
теснейшая, буквально физически ощущаемая
гражданином полиса его связь с полисом
(государством) как единым целым. Политика
является для гражданина полиса естественным
проявлением его общественной жизнедеятельности,
политическая жизнь - «это развитие его
собственного существования»2. Противопоставление
гражданина полису было неприемлемым
для гражданского коллектива и сурово
каралось (подтверждение тому - судьба
афинского мудреца Сократа). Хотя сказанное
относится прежде всего к афинской классической
демократии, но и во времена ее кризиса
и начавшегося упадка полисной организации
полис оставался для древнегреческих
мыслителей, включая и Аристотеля, высшей
ценностью.
Возникнув в
условиях деления людей на свободных и
рабов, античная политико-правовая мысль
оформилась и развивалась как идеология
свободных. Свобода -- фундаментальная
ценность, главная цель усилий и основной
предмет забот всей древнегреческой политической
теории и практики. В центре внимания древнегреческой
мысли оказалась проблематика, связанная
с исследованием закономерностей происхождения
и функционирования политико-правовых
явлений. Отход от мифологических представлении,
формирование рационально-логических,
философских, а затем и научных (в зачаточной
форме) способов подхода к окружающему
миру поставили обсуждение и рассмотрение
названной темы на теоретическую почву.
Первоначальные мифологические представления
(Гомер и Гесиод) постепенно уступают место
формирующемуся философскому подходу
(«мудрецы», Пифагор,
Гераклит, Демокрит), рационалистическим
интерпретациям (софисты), логико-понятийному
анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным
формам эмпирико-научного (Аристотель)
и историко-политического (Полибий) исследования
государства и права.
Пройдя школу
Платона, критически переосмыслив ее,
Аристотель обобщил, систематизировал
и существенно расширил все известные
тогда сведения в области философии, логики,
астрономии, истории, политики, психологии,
естествознания. Его сочинения оказали
неоценимое влияние на развитие.
И по сей день
многие мысли Платона и Аристотеля не
потеряли свою актуальность.
Целью нашей
работы будет анализ трудов Аристотеля
и Платона о государстве. Задачи:
Проанализировать
учение Аристотеля и Платона о государстве
Рассмотреть
значение работ Аристотеля и Платона для
современного общества.
Глава 1. Учение
Платона о государстве
Великий философ
Платон жил в Древней Греции, то есть там
и тогда, когда занятие философией считалось
делом уважаемым и даже почетным. Пожалуй
нигде, эта своеобразная каста людей не
занимала такого положения в обществе,
нигде и никогда к ним так не прислушивались,
как в Древней Греции. Сам Платон, в своем
самом известном сочинении «Государство» выделяет
философов в особую группу, на которую
практически не распространяются законы,
по которым живет остальное общество.
Философия - удел избранных: «толпе не присуще
быть философом», говорит он.
Что же такое «Государство»? Подобно
многим другим своим сочинениям, Платон
строит его форме диалога философов, которые
ведут неторопливый, обстоятельный разговор
о сути государства, о роли конкретного
человека и тех путях. Которые могут привести
их к совершенству. Так и представляется
живописная группа в белоснежных хитонах,
которая попивая вино заедая его виноградом,
беседую на террасе какого-нибудь дома,
стоящего на самом берегу Эгейского моря.
Весь разговор
построен вокруг государства как формы
организации жизни общества и путях его
улучшения.
Платон был основоположником
школы идеализма, поэтому его представления
о таких весьма земных материях как государственное
устройство так возвышены и честно говоря,
так далеки от реального мира.
Первое, прочив
чего современному человеку хочется возразить
- это утверждение, что миром должны править
философы. Они, наделенные высшими способностями
видеть не только перед собой, сначала
очистят мир и человека от грязи, а потом
вылепят из него совершенство. «Смешивая и сочетая
качества людей, они создадут прообраз
человека, определяемый тем, что уже Гомер
назвал боговидным и богоподобным свойством,
присущим людям....»
- говорит Платон.
Но уже несколько раз в истории человечства
пытались строить мир по советам философов.
Самый красноречивый пример: французская
революция, в основе которого лежали идеи
философов Просвещения. Царство Разума
так и не построили, а крови пролили…
Мир должны строить
те, кто пошел долгий путь познания. Причем
начинать он должен с тех наук, которые
вырабатывают стройность мысли, глубину
и ширину мышления. Азы этого - в математике,
геометрии и астрономии: «в науках этих очищается
и вновь оживает некое орудие души каждого
человека, которое другие занятия губят
и делают слепым, а между тем сохранить
его в целости более ценно, чем иметь тысячу
глаз, ведь только при его помощи можно
увидеть истину». Платон именно за
предметами «математического
цикла» видит основу мудрости.
Ни слова о литературе, истории, а ведь
и они кое-чему могут научить, желающего
узнать. Но пиетет греков к точным наукам
- общеизвестен, иначе не получили бы мы
классических канонов архитектуры.
Следом за точными
науками - познание диалектики. Именно
эти науки заставят душу, а, следовательно
- мысли оторваться от взгляда только вперед
или вниз и взглянуть на верх, и познать
мир вокруг себя (Платон приводит любопытную
аналогию с длинным тоннелем и ширмой,
и - за которой видны звезды. Пройти путь
от мрака непознанного к свету познания,
в принципе, может каждый. Только для этого
надо: этого захотеть и суметь это сделать.
А вот это уже воистину - удел избранных,
слишком тяжелая работа для души человеческой,
которая со времен Платона не слишком-то
и изменилась.
Как истинный
идеалист Платон выступает против двух
пороков любого общества - богатства и
бедности. Богатство для него только -
мудрость и добродетель. Золото - эквивалент
зла. «Раз
в государстве почитают богатство и богачей,
значит, там меньше ценятся добродетель
и ее обладатели». Бедные же - едва ли
не главные враги идеального государства: «Если
же бедные и неимущие добиваются доступа
к общественным благам, рассчитывая урвать
себе оттуда кусок, тогда не быть добру:
власть становится чем-то таким, что можно
оспаривать, и подобного рода домашняя,
внутренняя война губит и участвующих
в ней, и остальных граждан». Интересно, а как к
этому постулату великого грека относились
большевики, которые как раз делали ставку
на бедных?
Платон настаивает
еще на одном непременном условии воспитания
достойных и мудрых: добровольность с
самого детства. Каждый должен заниматься
только тем, к чему имеет склонность. Но
это не значит, что о других науках юноша
не узнает_ они будут ему прочитаны, что
называется, факультативно, «показать их сродство
между собою и с природой бытия....». Это
утверждение Платона активно применяется
в современном образовании, и к сожалению,
зачастую действительность слишком далеко
от идеального образа.
Самые успешные
в учебе - будущая элита (только такой принцип
ее формирования приемлем для Платона,
хотя он сам себе противоречит: чуть выше,
он рассуждает о том, что нельзя допускать
диффузии сословий, каждому -свое место
и роль в жизни. История не одну сотню раз
доказывала неразумность такого подхода.
Ведь именно стремление «прыгнуть выше» часто
рождало великих людей).
Но важно соблюсти
еще один принцип: для занятия философией,
а следовательно - к управлению государством
можно допустить только людей уже поживших.
Молодость - время горячности, амбиций
и максимализма. «Я думаю, от тебя не
укрылось, что подростки, едва вкусив о
таких рассуждений, злоупотребляют ими
ради забавы, увлекаясь противоречиями
и подражая тем, кто их опровергает, да
и сами берутся опровергать других, испытывая
удовольствие от того, что своими доводами
они, словно щенки, тащат и рвут на части
всех, кто им подвернется»
- точности
формулировки остается только аплодировать.
Вероятно, греки внимательно читали своего
философа, недаром практически во всех
городах у власти находились геронты (то
есть люди, старше 60 лет).
Идеальный возраст
для философа и политика - пятьдесят лет:
уже многое знаешь, многое видел. И своим
авторитетом сможешь воспитать себе преемника,
который прославит тебя.
Определив для
себя идеального политика, Платон переходит
к разбору существующих типов государственного
устройства. Известно, что сам Платон был
активным сторонником рабовладельческой
аристократии. Аристократы - это мудрые
философы, которых охраняют не менее мудрые
стражники и поддерживают землевладельцы.
Самый неприемлемый
для Платона тип государства - олигархический.
Такое государство опасно прежде всего
для его граждан, тех, кто не слишком богат: «Присмирев
из-за бедности, он ударяется в стяжательство,
в крайнюю бережливость и своим трудом
понемногу копит деньги. Что ж, разве, думаешь
ты, такой человек не возведет на трон
свою алчность и корыстолюбие и не сотворит
себе из них Великого царя..?...
Кроме богатства
и богачей, ничто не будет вызывать у него
восторга и почитания, а его честолюбие
будет направлено лишь на стяжательство
и на все то, что к этому ведет». Кажется, и в ХХI столетии
уже нашей эры мы можем наблюдать что-то
очень похоже, причем в нашей стране.
Платон не видит
достоинств в демократическом строе, ибо
там нарушается важнейший для него принцип
избранности: «демократический
строй, нисколько не озабочен тем, кто
от каких занятий переходит к государственной
деятельности. Человеку оказывается почет,
лишь бы он обнаружил свое расположение
к толпе». В демократическом
строе нет места философу у власти - толпа
не в силах понять его рассуждений. При
демократии нарушается принцип: все на
своих местах, в своих сословиях, которым
принадлежат с детства.
Информация о работе Анализ трудов Аристотеля и Платона о государстве