Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:27, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение концепции философии жизни Фридриха Ницше.
В связи с поставленной целью выделяем следующие задачи:
- изучение ведущих начал концепции философии жизни;
- выявление основных воззрений Фридриха Ницше по концепции философии жизни;
- показ концепции философии жизни в ее связи с концепциями о сверхчеловеке и концепции о науке.
Введение
3
1. Философия жизни Ф. Ницше
4
2. Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте теории жизни
9
Заключение
21
Список литературы
23
Если первый тип культуры, воплотившийся в спекулятивной философии, христианстве с его аскетической моралью, губит индивидуальность и искажает мир, то дионисийская культура строится на мистическом «схватывании» целостности и гармонии Вселенной и предполагает культурное бытие сверхличности.
По-настоящему полная жизнь ассоциируется у Ницше с дионисийством. Озноб опьянения развязал человеку творческие силы. Человек перестал быть художником, и впервые становится произведением искусства: сам Дионис ваяет из человека «Человека»5.
Но постепенно «дух Диониса», стал вытесняться культом Аполлона, а великая трагедия с полнотой жизни уступила со временем место мещанской комедии. Вместо священного экстаза душой человека завладел холодный расчет; вместо героических поступков, совершавшихся инстинктивно "по велению сердца", общество получило трезвые сократовские размышления без геройства и без поступков. Время Аполлона - это время конкретных культурных ценностей, которые преобразуют мир по некоторым заданным эпохой алгоритмам.
Действительность, в которой протекает жизнь человека, есть исступляющая борьба. Эта действительность невероятно далека от той, которую описывал Гегель,- как проявление мировой идеи, реализующей себя во все большую разумность и гармоничность. Ницше соглашается с Шопенгауэром, что действительность - неразумна, а жизнь современного ему человека - бессмысленна. Человек, убегая от неразумности и бессмысленности жизни, от ее трагедийной полноты, всегда стремится к иллюзии, к логической схематизации жизни, к каким-либо формам ее упорядочения и преобразования. Человек всегда стремится упростить жизнь, чтобы как-то понять ее и выкрутится в ней и выжить. Но порядок жизни - это искусственный порядок, это порядок силлогизмов, который разрушает живую нить жизни, уничтожает ее «инстинктивную мудрость», делая жизнь ущербной.
Сила Аполлона - в силе преобразования жизненной полноты в иллюзию жизни. Аполлон помогает привнести порядок в буйство (хаос) чувств, незамысловато раскрывает «меру всех вещей», перерождает «естественную чрезмерность радости, страдания и познания» в «призрачные звуки» своей арфы. В этом состоит красота Аполлона, которую Ницше чувствовал как «запах разложения». Источником разложения является разумность, опасная сила которой подрывает основы жизни, и начала которой Ницше связывал с именем «типичного декадента» Сократа. (Ницше интерпретировал термин «декадент» как «симптом упадка жизни»).
Культура - область и результат деятельности элитарного человека, наделенного волей к жизни и свободного предустановленной морали. Сверхчеловек - абсолютно свободная личность, сознательно берущая на себя ответственность за свои поступки и прокладывающая путь в истории и культуре. Он создает, а не потребляет, творит, а не разрушает. Его деятельность не нуждается в «нити Ариадны», так как всякие стереотипы и клише чужды ему. Он сам творит эти клише для иных — для ведомых "лабиринтных" людей.
Сверхчеловек сознательно
Создавать ценности должен сам человек,
чтобы дать смысл земле и истории.
На человеке будущего, освобожденном
от иллюзий прошлого и ясно, холодно
и светло смотрящем в глаза
Вселенной, лежит огромная ответственность.
Эта ответственность состоит, прежде
всего, в том, чтобы преодолеть негативные
последствия развития культуры Западной
Европы, критическому анализу которой
Ницше уделяет особое внимание. С
его точки зрения, европейскую
цивилизацию можно назвать
Ницше считает, что он призван возвестить наступление трагической эпохи - эпохи человеческой власти, власти не в современном ее политическом понимании, а в антропологическом, как власти над разумом, над жизнью, над человеческим родом в целом. Ницше полагает, что уже через сотню лет его «партия жизни», партия сверхлюдей возьмет в свои руки выполнение грандиознейшей задачи облагораживания человечества, включая беспощадное истребление всего, что вырождается и паразитирует, вновь сделает избыток жизни на земле. Избыток жизни - это мечта Ницше, которую он отразил в «Новых просторах»:
«Беспечально вдаль по водам и пучинам бытия
Заскользит под небосводом генуэзская ладья.
Будет плаванье такое восхитительно, как стих.
Но чудовище покоя омерзительней других!»
Философия жизни имела большое значение для развития персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма. Пройдя период наибольшего интереса к себе в первой четверти XX века, философия жизни переживает сегодня свое возрождение, своеобразный ренессанс. В последние десятилетия XX в. ежегодно издается около 20 монографий по проблематике философии жизни, выходит огромное количество статей, проводятся десятки международных научных конференций. Можно сказать, что проблемы, поднятые философией жизни, и решения, ею предложенные, актуальны до сих пор и требуют разностороннего переосмысления.
Нас заинтересовали такие концепты
как сверхчеловек, вечное возвращение
и воля к власти. В данной работе
мы попытаемся проанализировать данные
понятия. Все эти комплексы
Он видит в нем необходимое
последствие закона сохранения
энергии. Закон этот
Преобразование ценностей
Каждый момент мы должны прожить так, чтобы нам хотелось прожить его снова и снова, то есть переживать его вечно. По сути, это действия, направленные на моральное совершенствование человека. Ницше выступает с призывом прожить наши жизни полнокровно. И в этом утверждении есть два момента, один из которых делает идею Ницше в каком-то смысле бессмысленной. Во-первых, мы справедливо задаемся вопросом, а помним ли мы каждую из возвращающихся жизней? Если, да, мы, безусловно, можем в ней что-то изменить.
А если нет, то нет и смысла в вечном возвращении. Очевидно, что Ницше хотел, чтобы эта идея стала жизненным принципом, только тогда человек может прийти к сверхчеловеку. Но этот образ вечного возвращения не совсем ясен нам, чтобы стать таковым. Сверхчеловек Нет ничего более ошибочного при оценке ницшеанской идеи «сверхчеловека», чем трактовать ее как основу своеобразной эволюционной доктрины, аналогичной доктрине Дарвина. Наоборот, он полемизирует с ними. Ницше противопоставляет дарвинизму два соображения: низшие формы не способны создать высшие формы, и – еще более досадное – в большей части одни лишь слабые и посредственные люди выигрывают в борьбе за жизнь. Правила требуют того, чтобы сильные личности с элитарными душами погибали или терпели бедствие. Нет никакой возможности проникнуться идеей Ницше о сверхчеловеке, если не признать доктрину селекции, которая выступает гарантом обязательного появления сверхчеловека; в первую очередь, это воспитание воли к власти самой по себе, воспитание, предназначенное для того, чтобы создать независимую сущность, делом жизни которой будет вечное возвращение. Отбор по мысли Ницше это не чисто биологический процесс, направляемый природой, и не диалектика истории, а специальный метод обучения, направленный на воспитание воли к власти у компетентного меньшинства. Селекция по Ницше ориентирована на создание сверхчеловека, противостоя идеалистическому одомашниванию, ориентированному на создание «низшего» человека. Одомашнивание человека – это священническое изобретение, техникой которого является заглушение инстинктов в сочетании с формированием чувства вины и боязни греха. Отбор, по Ницше, напротив, старается облагородить инстинкты, а также придать им смысловое значение. Предлог «сверх» в слове «сверхчеловек» подразумевает выражение наиболее полного его значения: подчеркивается, что сверхчеловек появится лишь в результате преодоления самого себя, где воля к власти человека выполняет свое настоящее предназначение. Заратустра объявляет об этом: «Я учу вас познавать сверхчеловека. Человек есть нечто, что должно быть побеждено».