Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:14, реферат
Аналитическая философия – одно из наиболее значительных философских направлений XX века. Она получила широкое распространение главным обра-зом в Великобритании, США и Австралии, затронув, так или иначе, другие страны мира. Представителей этого направления в философии объединяет стиль мышления, характеризующийся строгостью в использовании терминологии, не-доверием к спекулятивным рассуждениям, сосредоточием внимания на процессе аргументации, который зачастую ценится даже выше, чем полученные с его по-мощью результаты.
Введение.
1. Формирование аналитической философии.
Программа логицизма в философии Г. Фреге и Б. Рассела.
Понятие анализа.
2. Цели и задачи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.
3. Логический позитивизм.
Заключение.
Содержание
Введение.
1. Формирование аналитической философии.
Программа логицизма в философии Г. Фреге и Б. Рассела.
Понятие анализа.
2. Цели и задачи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.
3. Логический позитивизм.
Заключение.
Введение.
Аналитическая философия – одно из наиболее значительных философских направлений XX века. Она получила широкое распространение главным образом в Великобритании, США и Австралии, затронув, так или иначе, другие страны мира. Представителей этого направления в философии объединяет стиль мышления, характеризующийся строгостью в использовании терминологии, недоверием к спекулятивным рассуждениям, сосредоточием внимания на процессе аргументации, который зачастую ценится даже выше, чем полученные с его помощью результаты.
Современное аналитическое философствование имеет глубокие исторические корни, наследуя идеи и принципы классической философии. Тем не менее, течение современной мысли, которое стало именоваться аналитической философией, формировалось под знаменем радикального разрыва с прошлым, осознавая себя в качестве революционной силы по отношению к традиции. Не особый стиль мышления, а наличие исследовательских программ и общих специфических тем для обсуждения сплотило множество современных ученых вокруг аналитической философии.
Первичный
импульс формирования современной
философии языка был задан
не столько распространением специфически
философского внимания на язык как
на предмет языковедения, сколько
внутренней логикой формирования теоретической
философии конца XIX – начала XX века, выступившей
против психологизма, с одной стороны,
и спекулятивного идеализма и кантианства
– с другой. Психологизмом во второй половине
XIX века были «заражены» почти все сферы
философствования: логика, философия сознания,
философия науки, философия жизни. Аналитическая
философия, феноменология и герменевтика
попытались найти путь между психологизмом
и абсолютным идеализмом. Это привело
к постановке проблемы смысла, получающего
свое бытие в языке, который одновременно
начинает трактоваться и как способ самовыражения
жизни. Продекларированная Гуссерлем
феноменологическая редукция и обоснваная
Расселом логическая редукция стали наиболее
явными свидетельствами поиска новых
путей в философии.
1.
Формирование аналитической
философии. Программа
логицизма в философии
Г. Фреге и Б. Рассела.
Понятие анализа.
Одним из важнейших факторов формирования аналитической философии стала реформа логики. Со времен Аристотеля вносимые в эту науку изменения касались частностей или сводились к незначительным добавлениям. В XIX веке ситуация изменилась, и развитие логики пошло в двух главных направлениях. Одно – содержательная (или диалектическая) логика, основы которой заложены еще в трудах Гегеля. Второе направление – формальная логика в ее современном облике логики математической. Такая логика отличается от традиционной формальной логики тем, что использует специально созданные формализованные языки, позволяющие точно следовать за логической формой и точно ее воспроизводить, в том числе и за счет краткости и легкости передачи мысли.
Важнейшим достижением в разработке математической логики стала «алгебра логики» Д. Буля (1815-1864), трактовавшего логическое исчисление как неколичественную алгебру. Его ученик и последователь С. Джевонс (1835-1882) выдвинул идею о том, что первична не алгебра, а именно логика. Алгебра же является частным случаем логики, а не наоборот. Именно эта идея стала ведущей в творчестве подлинного создателя математической логики немецкого ученого и философа Готлоба Фреге (1848-1925), получившего известность еще в 1879 году после выхода в свет книги «Исчисление понятий». И хотя его исследование рассматривалось современниками в основном как усовершенствование идей Буля и его последователей в области математической логики, в действительности же содержание книги выходило за пределы чисто логического интереса. «на самом же деле, – считает А.Ф. Грязнов, – позиция Фреге стимулировалась другими источниками: философской традицией кантовского трансцедтлизма, логической концепцией Лейбница, «наукоучением» Б. Больцано, а также некоторыми идеями немецкого метафизика Р.Г. Лотце»1.
Прежде всего немецкий ученый предложил новое сравнительно с распространенным кантианским философское обоснование математики. Определив математические понятия «класса» и «количества» в терминах чисто логических понятий «класса» и «отношения», Фреге представил математику как продолжение логики, отказавшись таким образом от утверждаемых кенигсбергским мыслителем пространственных и временных интуиций как основы математических знаний. Однако Фреге воспринял идею аналитического a priori и стремился доказать, что вся теоретическая математика имеет такой же характер. Все математические Понтия определяются на базе логических понятий, а для доказательства математических теорем не требуется никаких иных аксиом, кроме логических, и никаких правил вывода, кроме принятых в логике. Законы арифметики трактовались Фреге как априорные аналитические суждения, а сама арифметика виделась ему продолжением логики.
В своей следующей фундаментальной работе «Основные законы арифметики» Фреге предпринял попытку полной формализации арифметики средствами классической экстенсиональной логики. Эта программа оказалась неосуществимой в силу открытия парадоксов в обосновании теории множеств. Об одном из этих парадоксов немецкому математику сообщил английский философ Бертран Рассел. Фреге оставил стремление показать аналитический характер всего математического знания и перешел на позицию, согласно которой именно геометрия, построенная на основе синтетического a priori, получает первенство над логизированной арифметикой.
Несмотря на конечную неудачу своего предприятия, Фреге внес значительный вклад в развитие логики и философии. За ним закрепилась репутация одного из наиболее последовательных антипсихологистов – критиков психологического обоснования логики и математики.
Свою собственную цель Фреге видел в том, чтобы размежевать логический анализ понятий и эмпирическое изучение процессов мышления. «Чтобы исключить всякое неправильное понимание и воспрепятствовать стиранию границ между психологией и логикой, – писал он, – я буду считать задачей логики обсуждение законов истинности, а не законов мышления»2. Та область, к которой применяется понятие истинности, есть смысл повествовательного предложения, то есть та мысль, которая выражается предложением. Само мышление есть процесс формулирования мыслей, суждение – констатация истинной мысли, а утверждение есть выражение этого суждения. В процессе мышления человек не производит мыслей, а только их формулирует. Труд ученого состоит не в созидании, а именно в открытии истинных мыслей. Этот процесс протекает во внутреннем мире мыслящего, причем, по мнению Фреге, направляется особой духовной способностью – «мыслительной силой».
Мысли могут проявлять себя и во внешнем мире. Будучи сформулированными, они тем самым приводятся в действие. Согласно Фреге, суждение, выражение, понимание уже являются деяниями людей, за которые они несут ответственность. Мысли же не имеют «хозяев», у них нет специфических носителей, они находятся в некой специфической области реальности – в сверхчувственном, вневременном мире истины.
Обоснование подобной позиции, имеющей тесную связь с традицией платонизма, виделось Фреге в самом факте существования логики и математики, цель которых – исследование разума, но не души как характеристики отдельного человека. Условие существования логики – наличие у человечества некоторого запаса общих мыслей. Этот запас теоретически санкционирует существование каких-либо определений. Одна и та же мысль может быть выражена разными словами. Трудности возникают с именами собственными и индексалами.
Для того чтобы знак выступил в роли имени, он должен обозначать свой денотат и выражать свой смысл. К различению двух семантических категорий Фреге приходит, пытаясь объяснить различие в познавательном содержании между формальными тождествами (а = а) и содержательными суждениями тождества (а = b).
И понятие смысла, и понятие денотата остаются у Фреге весьма туманными. Понятие денотата вообще вводится без определения, а понятие смысла определяется через понятие денотата – как способ его указания. К пустым именам, то есть к именам без значения, оно неприменимо. Смысл есть способ представления объекта. Само же понятие объекта Фреге трактовал как простейшее понятие, которому нельзя дать аналитического определения.
Объекты подразделяются на два типа: «логические» и «материальные». К логическим объектам относится, например, числа, классы. Они внечувственны и могут быть схвачены нашими логическими способностями. Смыслы трактуются Фреге так же объективно, как и денотаты, причем они рассматриваются как непсихологические и вообще неэмпирические сущности, которые экзистенциально независимы от сознания. Единственное отношение, которое связывает смыслы и мышление, есть «схватывание». Если имя обладает референцией, то оно указывает на свой денотат лишь посредством смысла. Имена могут не иметь денотатов, но не обладать смыслом они не могут.
Принципы анализа имен, основанные на различении референции и смысла, Фреге распространяет и на предложения в целом, считая его разновидностью имени. Для понимания предложения достаточно усвоить его смысл, то есть выраженную в предложении мысль. Если в предложение входит в качестве его составной части необозначающее имя, то данное предложение не будет иметь значения. Значениями обозначающих предложений являются особые абстрактные объекты «истина» и «ложь», поэтому все истинные предложения имеют одно и то же значение, то есть являются синонимами. То же можно сказать и в отношении ложных предложений.
Принципы рассуждения, разработанные Фреге, легли в основу нового аналитического типа философствования, который противопоставил математическую логику логике диалектической. Именно критика диалектики явилась одним из важнейших аспектов деятельности крупнейшего английского философа Бертрана Рассела (1872-1970).
Идеи классической немецкой философии проникли в Англию еще в 60-е годы прошлого века, приняв форму «абсолютного идеализма». Они заняли господствующее место в академической среде, потеснив традиционные идеи эмпиризма. Одной из первых вышедших в Англии книг, излагающих гегелевскую философию, стала книга Д.Х. Стерлинга «Секрет Гегеля» (1856). Под гегелевским секретом автор понимал идею конкретности всеобщего понятия. Кант, утверждал он, в своем учении об априорных формах рассудка показал, что категории входят в структуру объектов как явлений, Гегель же объектировал их как структурные элементы самого бытия, его «абсолютно универсальные принципы». Идея высшего единства и послужила основой для английского абсолютного идеализма, в центре которого стоит идея единства абсолютной реальности, понимаемой по-разному.
Согласно взглядам лидера британских неогегельянцев Ф.Г. Брэдли, изложенным в его труде «Явление и действительность» (1893), в познании всегда дается универсальное, поэтому фиксация и обобщение изолированных объектов несостоятельны. Подлинная реальность – это «Абсолют», а все описываемое в категориях пространства, времени, движения и причинности принадлежит сфере «видимости».
Именно эти идеи английских неогегельянцев, направленные против естествознания, и вызвали критику со стороны Б. Рассела, обнаружившего источник данной концепции в традициях классической метафизики, а именно, в учении о суждении, суть которого виделась в том, что всякое суждение приписывает предикат субъекту, соответственно факт состоит из субстанции, обладающей некоторым свойством. Согласно учению о внутренних отношениях, всякое отношение между двумя членами выражает прежде всего внутренне присущие им свойства, а в конечном счете свойства того целого, которое они образуют. Аксиома внутренних отношений приводит к тому, что реальность едина и единственна. Множественность предполагает отношения, и через отношения она утверждает высшее единство, поэтому множественность, взятая как реальность, противоречит сама себе.
Рассел обнаружил, что следствием всей доктрины внутренних отношений будет утверждение о существовании только одной единственной вещи, что равносильно отрицанию существования отношений вообще. Соответственно имеется и только одно единственное суждение, приписывающее предикат одному субъекту. Однако и это суждение не совсем истинно в силу различия субъекта и предиката.
Если аксиома внутренних отношений отвергается, то следует признать, что отношения не окореняться в «природе» членов отношений или образованного из них целого. Следовательно, некоторое отношение имеет место между различными парами объектов, а некоторый объект может иметь множество различных отношений к различным объектам. Таким образом, «тождество в различии» исчезает: есть тождество, и есть различие. «Мир» Рассела состоит из многих вещей, в этом мире все сложное состоит из простых вещей, между которыми имеются отношения.
Этот мир соответствует претензиям математического знания на лидирующую роль в борьбе со скептицизмом. Книга Б. Рассела и А.Н. Уайтхеда «Принципы математики» (1910-1913) стала одним из самых выдающихся трудов по математической логике XX века. Первая цель книги состояла в том, чтобы показать, что вся чистая математика вытекает из чисто логических предпосылок и использует только понятия, определимые в логических терминах.