Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:16, реферат
Наряду с вопросами о том, в чем заключается сущность мира, конечен ли
мир или бесконечен, развивается ли он, а если развивается, то в каком
направлении, что представляет собой время, причинность и т.п., важное место
в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием
окружающих человека предметов (вещей, отношений, процессов). «Познаваем ли
мир?»- таков традиционный вопрос, возникший еще в древнюю эпоху, когда
философия делала свои первые шаги, стремясь быть доказательным, рационально
обоснованным мировоззрением. Но традиционность именно такой формы вопроса
может толкнуть к представлению, будто существовали философы, считавшие, что
мир вообще не познаваем.
находятся, за ними скрываются и в них проявляются (нередко искаженно)
сущностные связи и отношения.
Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного
познания сущности материальных систем. Это и есть главный признак
агностицизма, и он должен быть отражен в исходном определении понятия
«агностицизм».
Таким образом, в качестве исходного может быть предложено следующее
определение: агностицизм – это учение (или убеждение, установка),
отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем,
закономерностей природы и общества.
Коснемся
еще одного момента,
агностицизма – его отношения к идеализму.
В статье И.В.Сталина «О диалектическом и историческом материализме»
заявлялось, что идеализм оспаривает возможность познания мира и его
закономерностей, не верит в достоверность наших знаний, не признает
объективной истины и считает, что мир полон «вещей в себе», которые не
могут быть никогда познаны наукой. В этом утверждении идеализм
отождествлялся с агностицизмом; получалось, что всякий агностицизм есть
идеализм, и наоборот. В условиях догматического отношения к текстам
И.В.Сталина такое понимание агностицизма на долгие годы было укоренено в
нашей философской литературе. Впоследствии это понимание справедливо было
квалифицированно как упрощенное.
Действительно,
философские концепции
идеалистов по своим теоретико-познавательным установкам не являлись
агностическими. Но в идеализме есть течения агностического толка. Здесь
выделяются прежде всего сенсуалистические школы субъективного идеализма,
абсолютизирующие ощущения и контролирующие представление о мире как
бесконечном множестве комплексов ощущений субъекта. Философия Дж.Беркли
–типичный тому пример. С другой стороны, не всякий материализм есть
антиагностицизм. Достаточно ярко проступает агностицизм у многих
естественнонаучных материалистов (пример – Т.Гексли). Все это говорит о
том, что однозначной связи между агностицизмом и идеализмом не.
У
материализма и идеализма, с
одной стороны,
и агностицизма – с другой, - разные основания деления. Первые выделяются
по ответу на вопрос: что первично – дух или природа, вторые – познаваема ли
сущность материальных систем (и в этом смысле – «познаваем ли мир»)? Оба
эти вопроса составляют разные аспекты одной и той же проблемы, а не один и
тот же аспект.
Агностические концепции подразделяются по многим основаниям.
Существуют материалистический и идеалистический агностицизм,
сенсуалистический и рационалистический, юмовский, кантовский и т.д.
агностицизм (если брать имена создателей соответствующих школ), агностицизм
этический, иероглифический, физиологический, кибернетический и т.п. (по
средствам, характеру аргументации.
Существенное различие между материализмом и идеализмом, с одной
стороны, и познавательным реализмом и агностицизмом – с другой, не снимает
вместе с тем и некоторых их общих моментов. Последовательный материализм
(именно «последовательный») не может быть агностическим, а последовательный
агностицизм, в сою очередь, имеет тенденцию к субъективному идеализму. Но
тенденцию, конечно, не следует выдавать за действительность развернутой
системы идеализма. Как и всякая возможность, тенденция может быть
реализована в разных формах.
Отождествлять
агностицизм с идеализмом
относительно самостоятельных релятивных подсистем в общей системе философии
– материальной и духовной. В результате практического применения такой
схемы искажались подлинные позиции философов и естествоиспытателей,
нарушались принципы объективности и справедливости в оценках их
мировоззрения.
Рассмотрение агностицизма, его специфических черт как
мировоззренческой позиции отчетливее характеризует исходную проблемную
ситуацию в гносеологии, нередко выражаемую вопросом «Познаваем ли мир?».
Представители агностицизма уловили реальную сложность проблемы «Что я
могу знать?». Обращение
к трактовке агностиками
средств и условий нисколько не умаляет значимости учений о познании,
сложившихся в истории философии на позициях гносеологического оптимизма
1. Алексеев П.
В., Панин А.В. Философия. Учебник.
2. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.
3. Фролов И.
Т. Введение в философию.
4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М., 1995.