Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:16, реферат
Наряду с вопросами о том, в чем заключается сущность мира, конечен ли
мир или бесконечен, развивается ли он, а если развивается, то в каком
направлении, что представляет собой время, причинность и т.п., важное место
в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием
окружающих человека предметов (вещей, отношений, процессов). «Познаваем ли
мир?»- таков традиционный вопрос, возникший еще в древнюю эпоху, когда
философия делала свои первые шаги, стремясь быть доказательным, рационально
обоснованным мировоззрением. Но традиционность именно такой формы вопроса
может толкнуть к представлению, будто существовали философы, считавшие, что
мир вообще не познаваем.
Агностицизм
Наряду с вопросами о том, в чем заключается сущность мира, конечен ли
мир или бесконечен, развивается ли он, а если развивается, то в каком
направлении, что представляет собой время, причинность и т.п., важное место
в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием
окружающих человека предметов (вещей, отношений, процессов). «Познаваем ли
мир?»- таков традиционный вопрос, возникший еще в древнюю эпоху, когда
философия делала свои первые шаги, стремясь быть доказательным, рационально
обоснованным мировоззрением. Но традиционность именно такой формы вопроса
может толкнуть к представлению, будто существовали философы, считавшие, что
мир вообще не познаваем.
Вопрос о том, познаваем ли мир, в гносеологии имеет следующую
формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому
этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир,
можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире
составлять верное отражение действительности? Данная формулировка более
строга в том смысле, что предполагает сложность познания предметов,
процессов, ситуаций, наличие не только внешней их стороны, но и внутренней,
сущностной; она учитывает трудности познания внешней стороны явлений и
особенно сущности материальных объектов, не только раскрываемых в своих
проявлениях, но и скрываемых в них. Поэтому вопрос состоит не в том,
познаваем ли мир,- этот вопрос в буквальном смысле никем не ставится,-
вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности
и проявления сущности. Это и есть подлинная философская проблема, не видеть
которую не могли трезвомыслящие философы.
В истории философии сложились две позиции: познавательно-
реалистическая и агностическая, и не всегда в активе первой было чуткое
улавливание реальной сложности проблемы.
В
чем суть агностицизма, какова
его определяющая черта?
ученые полагают, что для агностицизма характерно утверждение, что мир не
познаваем. Но если взять трактовку агностицизма как учения, отрицающего
познаваемость мира
(а в некоторых учебных
будто «основной тезис агностицизма – познание невозможно») и применить ее к
оценке мировоззренческих позиций И.Канта, И.Мюллера, Г. Гельмгольца, А.
Пуанкаре, Т. Гексли, К. Пирсона или Г. Башляра, то, быть может, мы и
определим их как
агностические в
останется непонятным, почему эти ученые внесли значительный вклад в
разработку проблем именно научно-теоретического познания.
Представление,
будто агностицизм отрицает
применимо ни к одной из его распространенных форм, причем не только
настоящего, но и прошлого.
Наличие
агностицизма в философии
есть сложный феномен, что здесь есть над чем поразмыслить, что оно
заслуживает специального философского продумывания. Древнегреческий философ
Протагор разделял материалистические убеждения, сомневался в существовании
богов. Касаясь возможности познания окружающих явлений, он обосновал
взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть». Разным людям
свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому
«человек есть мера всех вещей». Таким образом, философ делал вывод о
невозможности достоверного, т.е. общезначимого знания существа окружающих
явлений.
В школе софистов ставилась цель обосновывать любые суждения, точки
зрения, прибегая даже к логическим передержкам и парадоксам (софизмам).
Основатель античного скептицизма Пиррон (ок. 365- 275 до н.э.) считал
достоверным чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким,
то соответствующее утверждение будет истинным); заблуждение возникает,
когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Всякому
утверждению о предмете может быть с равным правом противопоставлено
противоречащее ему утверждение. Именно такой ход мысли привел к позиции
воздержания от окончательных суждений.
Уже
знакомство с античным
агностицизма показывает, сколь неточным является представление об
агностицизме как учении, отрицающем познание (или познаваемость) мира.
В
Новое время на основе
сложились представления Д. Юма и И. Канта о возможностях познания.
Английский философ Д. Юм (1711- 1776) отмечал ограниченность
монокаузализма, универсализировавшего тождественность причины и следствия в
механических взаимодействиях. Он показал, что в научном эксперименте, да и
в обыденном опыте, следствие отличается от причины, а потому не может быть
в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать
существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из
опыта, т.е. не выводимы «апостериорно», но они не устанавливаемы также и
логическим выведением следствий из причин, т.е. «априорно». Есть, однако,
субъективная причинность – наша привычка, наше ожидание связи одного
явления с другим (нередко по аналогии с уже известной связью) и фиксация
этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей мы проникнуть не
можем. «Природа, - утверждал Юм,- держит нас на почтительном расстоянии от
своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств
объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят
действия этих объектов» (Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 35).
Не сомневаясь в отличие от Юма в существовании вне сознания
материальных «вещей самих по себе», Кант, однако, считал их в принципе
непознаваемыми. Воздействуя на человека, «вещи сами по себе» вызывают в нем
множество разнообразных
ощущений, которые оказываются
посредством априорных форм живого созерцания. Обретая пространственную и
временную форму, представления упорядочиваются далее посредством категорий
рассудка («причины», «количества» и др.) и трансформируясь в явления,
соотносятся как внешние субъекту феномены с воздействующими на субъект
«вещами самими по себе». В процессе познавательной (и трудовой)
деятельности субъект раскрывает мир феноменов и развивает научное знание.
На рубеже XIX-XX вв. сформировалась разновидность агностицизма –
конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования были
теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов,
теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств
теоретического отражения действительности, расширяющийся диапазон конвенций
в среде естествоиспытателей. Конвенционализм (от лат.conventio – договор,
соглашение) определятся как философская концепция, согласно которой научные
теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом
соглашения между учеными.
Виднейший
его представитель –
Пуанкаре (1854- 1912). Он отделял отношения между вещами от сущности самих
вещей, считал, что познаваемы только отношения, но природа вещей
непознаваема. «Не только наука не может открыть нам природу вещей; ничто не
в силах открыть нам ее, и если бы ее знал какой-нибудь бог, то он не мог бы
найти слов для ее выражения» (Пуанкаре А. «О науке». М., 1983. С. 277).
Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов
научного познания широко распространился в последние десятилетия в западной
философии, а также в логике и методологии науки. С конвенционалистскими
установками выступали Поппер, Лакатос, Фейерабенд и многие другие ученые.
Краткий
обзор перечисленных выше
не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической его
стороны, данной в ощущениях или рассудке человека, да и нелепо, видимо,
полагать, будто найдутся философы, в прямом смысле слова отрицающие
возможность познания каких-то, хотя бы самых очевидных, сторон объектов
мира.
И
если некоторые философы и
естествоиспытатели все же
сомнение возможность познания «вещи в себе», то этого не делает никто,
когда заходит речь о явлениях (другое дело, как трактуется при этом природа
самого явления или «мира вообще»).
Так
или иначе, трактовка
отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость мира, является
неточной.
Агностические
концепции появляются и
философии, культуры не из наивно-примитивного нигилизма в отношении к
познанию, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и
чрезвычайно сложным характером и процессом ее отображения в сознании
субъекта.
Современная философская теория познания не расходится с агностицизмом
в вопросе о познаваемости явлений (как феноменов, объектов чувственного
познания). Не расходятся они и в ответе на вопрос: можно ли познать мир
целиком во всех его связях и опосредованиях? (На это дается отрицательный
ответ).
Расхождение в другом – по вопросу о том, познаваема ли сущность
материальных систем. Расхождения – в трактовке природы «феномена» -
явления: имеют ли эти явления непосредственное отношение у сущности
материальных систем?
На
вопрос о возможности
предметов (или о главном в этой сущности) агностики отвечают отрицательно,
хотя и по-разному, в зависимости от того, признают ли они вообще
существование сущности или нет, а если признают, то какую видят связь
сущности с явлением.
С
точки зрения диалектической
философии мир материальных
ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями. За ними