Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:53, контрольная работа
Органы чувств человека ограничены в своей способности реагировать на стимулы, поэтому они могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды. Стимулы, исходящие из внешней среды, непрерывно интерпретируются в соответствии с установившимися с детства категориями образов. В случае новой или неполной информации наш мозг действует путем выдвижения гипотез.
3. Зрительные иллюзии.
Организация перцептивных
процессов и черты постоянства,
которые мы устанавливаем в мире,
обеспечивают нам непротиворечивом
и вязкое восприятие окружающего. Однако
существуют случаи, когда восприятие
искажено, – когда, например, от самих
предметов поступают
Во втором случае мы встречаемся с какими-то признаками перспективы, глубины, формы или величины, которые, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии. Одно из самых правдоподобных объяснений ряда иллюзий основано на нашей склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет наш мозг ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален
Еще одна забавная иллюзия
возникает при восприятии лица на
фотографии или рисунке: глаза будут
всегда смотреть прямо на нас независимо
от угла, под которым мы на него смотрим.
Однако эта иллюзия создается
лишь в том случае, если изображенный
глядел прямо в объектив или прямо
в глаза художника, когда тот
рисовал портрет (действительно, ничего
подобного не происходит, если позирующий
смотрит чуть-чуть в сторону). Эта
иллюзия еще не получила полного
объяснения, по-видимому, она связана с
тем, что изображение глаз дается лишь
в двух измерениях. В самом деле, при восприятии
скульптурных изображений такой иллюзии
не возникает. Итак, иллюзия характеризуется
наличием сенсорных сообщений, неправильно
расшифрованных одним человеком, а иногда
и многими людьми. Необходимо заметить,
что во воякой иллюзии ложно не непосредственное
впечатление, а то суждение, которое мы
составляем о ней. Здесь были даны примеры
зрительных иллюзий, существуют и другие.
«Одним из древнейших примеров иллюзии
мы находим у Аристотеля. Скрестите два
пальца и начните катать между ними горошину,
вставочку или какой-нибудь другой небольшой
предмет. Он покажется двойным. Робертсон
дал очень удачное объяснение этого явления.
Он заметил: когда предмет соприкасается
сначала с указательным, а затем со средним
пальцем, оба соприкосновения происходят
в различных точках пространства. Прикосновение
к указательному пальцу кажется выше,
хотя палец на самом деле находится ниже;
прикосновение к среднему – ниже, хотя
палец в действительности выше. Те стороны
пальцев, к которым мы прикасаемся в данном
случае, при нормальном их положении не
находятся в пространстве рядом и обыкновенно
не касаются одного предмета; поэтому
один предмет, касаясь их обоих, кажется
находящимся в двух местах, т.е. кажется
двумя различными предметами».
Заключение.
Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разных культур казалось бы, подтверждает это. Прибрам придерживается мнения, что этот подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Они, скорее всего, войдут в более широкое и богатое видение мира, которое позволит нам объяснить Вселенную, часть которой составляем мы сами.
Таким образом, наше
восприятие окружающего – результат
истолкования сигналов, улавливаемых
антеннами, настроенными на внешний
мир. Эти антенны – наши рецепторы;
глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны
также к сигналам из нашего внутреннего
мира, к мысленным образам и
к воспоминаниям, хранящимся в памяти
на более или менее сознательном
уровне.
Список используемой литературы.
1. Веккер Л.М. Психические процессы. ВЗТ. – Т.1. – Л., 1974.
2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология
восприятия. – М., 1973.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996.
4. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.
// Под ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. – М., 1970.
5. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975.
6. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – М., 1946.