Знания, умения и навыки как результат процесса учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:02, лекция

Описание работы

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания (постижения) действительности и адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий (Российская педагогическая энциклопедия).

Работа содержит 1 файл

Лекция ЗУН как результат процесса учения.docx

— 32.57 Кб (Скачать)

2. отсутствие напряжения и быстрой утомляемости;

3. выпадение промежуточных операций, т. е. редуцированность действий.

Стратегии формирования новых знаний и способностей

Стратегии формирования новых знаний,  умений, развития способностей: 

1. стратегия интериоризации;

2. стратегия экстериоризации;

3. стратегия проблематизации и рефлексии.

 

Стратегия интериоризации — это процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов социальной деятельности.

В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Т.е.,  превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). В теории деятельности интериоризация — это перенос соответствующих действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний план. (Теория такого перехода (интериоризации) наиболее полно разработана в учении П. Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, понятий и образов).

Стратегия экстериоризации — это объективизация мысли, т. е. представление мысли в форме социально воспроизводимой структуры. Таким образом, мысль становится не только собственным достоянием, но и достоянием других. Мысль объективируется и становится доступной для рефлексии и критики (сначала со стороны другого, а затем со стороны самого субъекта). Это та же самая мысль, только изменяющая свою форму (а в ходе критики - и содержание). Экстериоризация - не только механизм развития, но и начало мышления.

Стратегия проблематизации и рефлексии предполагает осуществление обучения и развития по следующей схеме:

практическая деятельность — затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации, — акты осознавания затруднений и проблемных ситуаций — последующая рефлексия, критика действий — проектирование новых действий и реализация (выполнение) их.

В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате чего осознается необходимость рефлексии, осмысление неудач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче. Так формируется критическое отношение к собственным средствам. Затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т. е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решений.

 

Источник:  О.В. Нестерова

Усвоение 

Заучивание

Результаты учения определяются субъективными  и  объективными факторами.  Субъективные - отношение к предмету, установка на заучивание. Объективные - свойства самого заучиваемого материала.

Свойства учебного материала:

1. Содержание. (Определяется предметом заучивания - фактические сведения, понятия, умения и навыки). (Характер и методы обучения зависят от того, какой тип материала является предметом заучивания).

2.  Трудность. (При прочих равных условиях зависит от связи с опытом, знаниями и умениями ученика).

3. Значение:

А) гностическое (познавательное);   

Б) практическое (деловое); 

В) этическое (нравственное);

Г) эстетическое (художественное);

Д)социальное (педагогическое). (Материал должен отве- 
чать потребностям и интересам  учащегося).

4. Осмысленность.   (Зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, для того чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними).

5. Структурность. (Предполагает наличие логических, семантических и синтаксических связей его частей, облегчающих заучивание).

6. Объем. Можно измерить только косвенным числом понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

7. Эмоциональные особенности: привлекательность и способность вызывать определенные чувства.

 

Обучаемость.

Обучаемость человека – основной  показатель  его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Л. С. Выготский: Обучаемость в широком смысле  – потенциальная  возможность овладения новыми знаниями в работе, содружественной со «взрослыми» (Б. В. Зейгарник), как «зону ближайшего развития». 

3. И. Калмыкова:  Обучаемость – совокупность интеллектуальных свойств,  от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (знаний, положительной мотивации к учению)  зависит продуктивность учебной деятельности. (Продуктивность – качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения,  утомления,  удовлетворенность результатом).

А.К. Маркова: Обучаемость соотносится с понятием обученность (совокупность всех характеристик психического развития), которые – суть результат предыдущего обучения. Обучаемость - это восприимчивость к усвоению новых знаний, готовность к переходу на новые  уровни умственного развития.

Основные показатели обучаемости:

1.Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений.

2. Легкость этого освоения знаний (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения).

3. Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы.

4. Прочность сохранения освоенного материала.

З.И. Калмыкова:  Суммарные показатели обучаемости:

1.  экономичность и темп мышления;

2. способность к самообучению;

3.  работоспособность и выносливость.

А. К. Маркова: Показатели обучаемости:

1. инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (Д. Б. Богоявленская);

2. настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях отвлечения, препятствий; 3. восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

Обучаемость — это динамическая характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать или ослабевать. Тем не менее,  четко выделяются группы учащихся с различной степенью обучаемости: от высокой степени к средней,  и  до заниженной,  и низкой.

 


Информация о работе Знания, умения и навыки как результат процесса учения