Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:02, лекция
Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания (постижения) действительности и адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий (Российская педагогическая энциклопедия).
2. отсутствие напряжения и быстрой утомляемости;
3. выпадение промежуточных операций, т. е. редуцированность действий.
Стратегии формирования новых знаний и способностей
Стратегии формирования новых знаний, умений, развития способностей:
1. стратегия интериоризации;
2. стратегия экстериоризации;
3. стратегия проблематизации и рефлексии.
Стратегия интериоризации — это процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов социальной деятельности.
В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Т.е., превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). В теории деятельности интериоризация — это перенос соответствующих действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний план. (Теория такого перехода (интериоризации) наиболее полно разработана в учении П. Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, понятий и образов).
Стратегия экстериоризации — это объективизация мысли, т. е. представление мысли в форме социально воспроизводимой структуры. Таким образом, мысль становится не только собственным достоянием, но и достоянием других. Мысль объективируется и становится доступной для рефлексии и критики (сначала со стороны другого, а затем со стороны самого субъекта). Это та же самая мысль, только изменяющая свою форму (а в ходе критики - и содержание). Экстериоризация - не только механизм развития, но и начало мышления.
Стратегия проблематизации и рефлексии предполагает осуществление обучения и развития по следующей схеме:
практическая деятельность — затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации, — акты осознавания затруднений и проблемных ситуаций — последующая рефлексия, критика действий — проектирование новых действий и реализация (выполнение) их.
В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате чего осознается необходимость рефлексии, осмысление неудач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче. Так формируется критическое отношение к собственным средствам. Затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т. е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решений.
Источник: О.В. Нестерова
Усвоение
Заучивание
Результаты учения определяются субъективными и объективными факторами. Субъективные - отношение к предмету, установка на заучивание. Объективные - свойства самого заучиваемого материала.
Свойства учебного материала:
1. Содержание. (Определяется предметом заучивания - фактические сведения, понятия, умения и навыки). (Характер и методы обучения зависят от того, какой тип материала является предметом заучивания).
2. Трудность. (При прочих равных условиях зависит от связи с опытом, знаниями и умениями ученика).
3. Значение:
А) гностическое (познавательное);
Б) практическое (деловое);
В) этическое (нравственное);
Г) эстетическое (художественное);
Д)социальное (педагогическое). (Материал
должен отве-
чать потребностям и интересам учащегося).
4. Осмысленность. (Зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, для того чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними).
5. Структурность. (Предполагает наличие логических, семантических и синтаксических связей его частей, облегчающих заучивание).
6. Объем. Можно измерить только косвенным числом понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.
7. Эмоциональные особенности: привлекательность и способность вызывать определенные чувства.
Обучаемость.
Обучаемость человека – основной показатель его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.
Л. С. Выготский: Обучаемость в широком смысле – потенциальная возможность овладения новыми знаниями в работе, содружественной со «взрослыми» (Б. В. Зейгарник), как «зону ближайшего развития».
3. И. Калмыкова: Обучаемость – совокупность интеллектуальных свойств, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (знаний, положительной мотивации к учению) зависит продуктивность учебной деятельности. (Продуктивность – качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения, утомления, удовлетворенность результатом).
А.К. Маркова: Обучаемость соотносится с понятием обученность (совокупность всех характеристик психического развития), которые – суть результат предыдущего обучения. Обучаемость - это восприимчивость к усвоению новых знаний, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Основные показатели обучаемости:
1.Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений.
2. Легкость этого освоения знаний (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения).
3. Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы.
4. Прочность сохранения освоенного материала.
З.И. Калмыкова: Суммарные показатели обучаемости:
1. экономичность и темп мышления;
2. способность к самообучению;
3. работоспособность и выносливость.
А. К. Маркова: Показатели обучаемости:
1. инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (Д. Б. Богоявленская);
2. настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях отвлечения, препятствий; 3. восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.
Обучаемость — это динамическая характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать или ослабевать. Тем не менее, четко выделяются группы учащихся с различной степенью обучаемости: от высокой степени к средней, и до заниженной, и низкой.
Информация о работе Знания, умения и навыки как результат процесса учения