Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Работа содержит 1 файл

Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими.docx

— 40.85 Кб (Скачать)

      Хорошо  погуляли и пришли домой: Маша, собачка  Жучка, кошка Мурка и Свинка-белоспинка.

      Педагог в процессе рассказа привлекает внимание детей к звучанию слов, к артикуляции, несколько утрирует произношение звуков. Далее предлагает детям не только послушать рассказ снова, но и  посмотреть на Машу и ее друзей и  принять участие в рассказывании.

      Рассказ сопровождается драматизацией с  игрушками и словесными реакциями  детей.

      –Жила-была девочка. Как ее звали? (Маша) Были у  нее друзья. Кто ее друзья? (Собачка  Жучка) И т.д.

      Полезно предоставлять детям возможность  в свободной деятельности самостоятельно разыгрывать такие сценки под  руководством взрослого.

      С целью упражнения детей в правильном произношении шипящих звуков целесообразно  провести игру-драматизацию «Матрешка».

      Из  волшебного мешочка воспитатель  достает матрешку, называет. Затем  игрушку называют дети. Из большой  матрешки педагог достает матрешку поменьше, а из той маленькую. Называет: большая Маша, поменьше Саша, а совсем маленькая Аленушка. Убирает матрешек. Рассказывает о них, а дети слушают.

      Во  второй части в ходе драматизации дети помогают воспитателю.

      –Это  три матрешки, три подружки. Как  зовут старшую? (Маша) А матрешку поменьше? (Саша.) А как зовут самую маленькую? (Аленушка)

      Рассказ продолжается.

      Три подружки живут вот в этом домике. На улице тепло. Пошли они погулять. Помогайте мне рассказывать.

      Сначала вышла кто?... (Маша), потом (Саша) и… (маленькая Аленушка).

      Заиграла  музыка. Стали подружки в кружок. Почему наши подружки не пляшут? Сейчас спросим их (наклоняется к большой  матрешке).

      Дети, они хотят, чтобы вы их попросили  поплясать. Давайте попросим.

      – Ой, Машенька, попляши, Твои ножки хороши!

      –А  теперь попросим Сашу. Потом попросим поплясать маленькую Аленушку.

      Вдруг солнышко спряталось, подул ветер, сначала  тихо подул.

      Как? - Ш-ш-ш (все дети изображают шум ветра). А потом ветер дул все сильнее. Как? - Ш!-ш!-ш! (Произносится с силой.) Пошел дождь – кап-кап! кап-кап! Подружки стали прятаться в шалаш. Первая побежала кто?

      (Педагог  берет большую матрешку.) За ней  кто? (Берет среднюю матрешку.) А  самая последняя побежала кто? (Аленушка)

      Дождь прошел. Опять выглянуло солнышко. Первая выбежала из шалаша кто? Бежит  Маша по лужам, ногами: шлеп! шлеп! шлеп! Как она шлепает ногами? (Дети повторяют звукоподражание хором.) А за ней побежала Саша (звукоподражание  произносят дети).

      За  Сашей кто?... Маленькая Аленушка тоже шлепает маленькими ножками: шлеп-шлеп! шлеп-шлеп!

      Так и пришли подружки домой. Как их зовут? Большую. (Маша), поменьше. (Саша), а самую  маленькую. (Аленушка).

      Позднее возможно проведение занятий словесного характера, в содержание которых  входит рассказ воспитателя без  наглядного сопровождения, включающий в себя высказывания детей («Поездка на дачу»).

      Подведем  итог сказанному выше. Наиболее целесообразно  такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ  образца, во второй части – речевая  активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обучения –  вызывание звука на основе подражания.

      Цель  этих занятий – упражнять артикуляционный  аппарат и речевой слух, чтобы  научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки  и правильно их воспринимать. На занятиях используются игровые упражнения для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может служить  игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой странички  книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям  задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

      Специалисты-дефектологи  рекомендуют задания на составление  детьми чистоговорок (бы-бы-бы – идет дым из трубы; за-за-за – к нам идет коза и т. п.).

      В работе с малышами возможно повторение отдельных занятий и упражнений. Ребенка привлекают уже знакомые ему образы и сюжеты, он с удовольствием  повторяет звуки и звукоподражания, стихотворный текст. В свою очередь, возможность повторения одного и  того же материала способствует закреплению  навыков произношения, выработке  динамического стереотипа.

      Проводя занятия, воспитатель должен учитывать  такие особенности детей, как  неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, повышенная эмоциональная возбудимость. На занятиях можно часто видеть, как внимание детей отвлекается от артикуляции педагога, если демонстрируется новая игрушка. Повышенный интерес к ней вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Игрушка остается достаточно сильным раздражителем даже после того, как ее убирают: дети продолжают о ней говорить. В связи с этим целесообразно заранее знакомить детей с игрушками, которые будут использованы на занятии.

      На  последующих этапах работы методика обучения усложняется. Кроме подражания необходима дополнительная установка  на звук, привлекающая внимание к артикуляции. С этой целью наряду с показом  образца вводятся небольшие пояснения  к артикуляции сначала простых, а затем и более сложных  звуков. Например, в игре «Чей домик?»  при объяснении ее правил воспитатель  говорит: «Корова мычит как? (Му-у-у.) Губы вытянуты вперед трубочкой. Козочки кричат: ме-е-е. Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь». Такие объяснения помогают детям осознать, что при произношении разных звуков положение органов артикуляции меняется, и подготавливают к восприятию объяснения артикуляции трудных звуков в дальнейшем.

      В этом возрасте особенно важно установить взаимосвязь и взаимодействие между  учебной деятельностью, осуществляемой на занятиях, и воспитанием звуковой культуры речи в других видах деятельности. Помимо занятий следует проводить  разнообразные упражнения для развития моторики речедвигательного аппарата, а также для развития речевого дыхания, слуха и слухового внимания.

      Наибольший  эффект дают упражнения, которые проводят в игровой форме с учетом основных положений методики. В зависимости  от цели использования эти упражнения можно разделить на две группы. В первую группу входят упражнения, подготавливающие детей к занятиям (на развитие слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционного аппарата). Ко второй группе относятся упражнения, закрепляющие программный материал занятий (различные дидактические игры на звукоподражание и игры с речевым материалом).

      Так, предваряя рассказ-драматизацию «Матрешки», следует рассмотреть с детьми матрешек, дать им имена – Маша, Саша, Аленушка. Поупражнять детей в произнесении этих имен. Затем прочитать стихотворение «Матрешки» Г. Браиловской:

      Глядела в окошко игрушка матрешка,

      В красивой косынке, на юбке рябинки.

      Глядела, стояла, да вдруг заскучала:

      Ведь  даже игрушке нельзя без подружки.

      Пришла  на окошко вторая матрешка.

      Коса  под платочком, платье в цветочках.

      Стоят не грустят, друг на дружку глядят.

      Вот третья матрешка пришла на окошко.

      Стоят они рядом в красивых нарядах.

      Смеются друг дружке матрешки-подружки.

      Им  Галя сказала: – В кроватку пора!

      Спите, матрешки мои, до утра!

      С окошка матрешек взяла друг за дружкой

      И спать положила на мягкой подушке.

      Всех  вместе троих уложила она,

      А на подушке игрушка… одна!

      Это стихотворение можно обыграть.

      Упражнения  для артикуляционного аппарата можно  проводить во время одевания на прогулку. Воспитатель говорит, что на улице  дети будут играть в лошадки, и  предлагает поцокать язычком так, как лошадки цокают копытами. Дети прищелкивают языком. Упражнение длится 1–2 мин.

      В утренние часы можно провести игру-упражнение «Лес шумит». Дети изображают деревья. Руки у них подняты – это  ветки. Воспитатель изображает ветер. Ветер подул: Ш-ш-ш! Ветви закачались и тоже шумят, шелестят листочками. (Ш-ш-ш!) Ветер подул сильнее, деревья сильно шумят. (Ш-ш-ш – дети произносят звукоподражание громче) Ветер стал дуть тише и листья шелестят тише. И т.д. Всякий раз при изменении силы голоса воспитатель дает образец произнесения звукоподражания. Дети повторяют.

      В утренние часы с небольшими подгруппами  проводятся игры на развитие речевого дыхания: дети сдувают с ладошки  кусочки ватки, дуют на висящие на ниточке бумажные бабочки. При этом педагог должен видеть ребенка, следить, чтобы он не напрягался, не надувал щеки (выдох плавный, вдох быстрый).

      В летнее время на прогулке подвижные  игры со звукоподражанием дают возможность  упражнять речедвигательный аппарат. В игре «Гуси» дети в ответ на обращение «Гуси-гуси» отвечают «ra-га-га»; в игре «Автомобили» гудят «ду-ду-ду» или «би-би-би»; в игре «Пузырь» на слова «пузырь лопнул» повторяют «ш-ш-ш!». 

Информация о работе Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими