Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Работа содержит 1 файл

Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими.docx

— 40.85 Кб (Скачать)

      Таким образом, в дошкольном возрасте имеются  все предпосылки для успешного  овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести  соответствующее развитие коры головного  мозга в целом, фонематического  восприятия речи и речедвигательного  аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности  ребенка-Дошкольника, как высокая  пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость  к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

      По  мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным  для окончательного становления  всех звуков родного языка.

      Всякое  отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

      Причины речевых нарушений у детей  можно классифицировать как:

      1.      органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией. Обратному развитию они не подлежат;

      2.      функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

      В зависимости от локализации дефекты  нарушения делятся на:

      1.      центральные – поражение какого-либо отдела центральной нервной системы;

      2.      периферические – повреждение или врожденные аномалии периферического органа или нерва.

      В возрасте до пяти лет причиной неправильного  произношения (при отсутствии органических нарушений) является недостаточное  развитие речевого аппарата, как его  центрального отдела, так и периферического. У детей недостаточно развиты  центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой  слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые  связки и гортань короче, чем у  взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т.д.). Здесь  следует говорить о возрастных, функциональных несовершенствах речи детей.

      После пяти лет недостатки звукопроизношения  объясняются педагогической запущенностью  детей, отсутствием надлежащего  воспитания.

      Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также  неблагоприятной обстановки, среди  которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

      Одной из причин неправильной речи детей  М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).

      Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению  физиологических механизмов речи и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Методика работы по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста у детей дошкольного возраста на речевых занятиях

      Четвертый год жизни

      Содержание  и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей.

      На  специальных занятиях развивают  моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и  закрепляют артикуляцию звуков.

      Обучение  произношению начинается с гласных (а, у, и, о, э), затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении  согласные. М. Е. Хватцев рекомендует такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц.

      А. И. Максаков предлагает работать над  согласными в таком порядке: М., п, б, т, д, н, к, г, х (твердые и мягкие).

      В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушками  на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ воспитателя  с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».

      На  этих занятиях необходимо обеспечивать четкий показ образца для подражания, показ артикуляции звука. Восприятие образца должно быть полноценным. Не следует отвлекать детей движениями, игрушками и др.

      В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу  – четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произносится несколько утрированно, более длительно  и напряженно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно  такое построение занятий, где подача образца, обеспечивающая полноценное его восприятие (включая артикуляцию), сочетается с последующими упражнениями.

      Важным  условием успешного обучения на занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков и звукосочетаний. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утомляет их. В связи с этим возникает вопрос об использовании таких приемов  обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной  настроенностью детей. Таковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование  элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, деревья и подражают их стуку, шуму); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и правильное чередование этих приемов.

      Неоднократные повторения звуков и слов с этими  звуками могут быть хоровыми и  индивидуальными. Занятия с трехлетними  детьми на первых порах целесообразно  строить на хоровых ответах, так  как малыши еще не умеют слушать  своих товарищей. По мере того как  дети овладевают умением заниматься в коллективе, возможно чередование  и сочетание хоровых и индивидуальных ответов, ответов подгруппами. 
 
 
 
 

4.Система упражнений по формированию правильного звукопроизношения у детей 2 младшей группы вне речевых занятий

      В методических пособиях по обучению правильному  произношению детей младшего дошкольного  возраста рекомендуются игры с элементами движений и звукоподражанием: «Совушка-сова», «Поезд», «Автомобили» и др. Главными в этих играх для детей являются движение, динамика, а речь (звукоподражание) отодвинута на второй план, и задача звукопроизношения не решается. Поэтому на начальном этапе обучения не следует использовать эти игры и ставить перед детьми одновременно две задачи – выполнения движений и звукопроизношения. Моторные проявления тормозят речевую деятельность.

      Одновременный показ артикуляции и выполнение движений не дает также ребенку возможности  полноценно воспринимать произношение звука или звукосочетания на слух и зрительно. Таким образом, последующие  упражнения не основываются на подражании детей образцу воспитателя. Поэтому  вышеназванные игры можно использовать в конце года, когда дети овладеют двигательными навыками, и выполнение движений не будет вызывать никаких  затруднений. Поскольку подобные игры не способствуют сосредоточению внимания ребенка на звуковой стороне речи, а, наоборот, отвлекают его, необходимо выбирать приемы, содействующие полноценному восприятию звуков и создающие хорошие  условия для упражнения. В большей  степени этим целям соответствуют  дидактические игры и рассказы-драматизации с игрушками. Однако и здесь имеются  отрицательные факторы.

      Одновременное восприятие образца произношения и  игрушек вызывает зрительное сосредоточение, зрительную доминанту. В результате возникает сопряженное торможение речевых навыков, что задерживает  процесс овладения произношением  звуков.

      Полноценное восприятие образца произношения и  активную подражательность обеспечивает такая методика проведения занятий, в основе которой лежит постепенность восприятия: вначале идет рассматривание игрушки, далее одновременно осуществляются восприятие слышимого образца и демонстрация артикуляции, затем происходит воспроизведение образца, подкрепляемое повторным восприятием игрушки.

      Такое расчлененное восприятие произношения и игрушек сосредоточивает внимание детей на звуковой стороне речи, создает возможность для полноценного восприятия образца и дальнейшего  подражания ему.

      В дидактических играх показ правильного  произношения отдельных звуков и  звукосочетаний проводится после рассматривания игрушки или при объяснении правил игры.

      Во  второй части занятия дети упражняются  в многократном повторении речевого материала на основе действий с игрушками  и с опорой на речь (произношение) педагога. Динамика игровых действий способствует активизации детской  речи.

      В качестве примера  приведем дидактическую  игру «Кто как кричит».

      Программное содержание: учить внятному произношению слов без смягчения, закреплять произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание и речевой слух.

      Материал: игрушки – корова, кошка, собака, курица с цыплятами.

      Ход занятия.

      Педагог заинтересовывает детей корзиночкой, в которой находятся игрушки («К нам сегодня кто-то в гости  пришел»). По одной достает игрушки. Вначале сам отчетливо, медленно называет игрушку, затем это делают дети.

      Это корова. Кто это? (Игрушка убирается.)

      Корова  мычит: му-у-у. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у.

      – Как корова мычит? Скажем все вместе. (Дети повторяют звукоподражание  несколько раз хором и индивидуально 1–2 ребенка)

      Игрушка вновь перед детьми.

      Таким же образом детям показывают другие игрушки (при показе образца они  убираются).

      С той же целью закрепления четкого  произношения гласных звуков и развития речевого слуха можно рекомендовать  дидактическую игру «Что как звучит».

      Методика  проведения этой игры сходна с методикой  игры, описанной выше. Воспитатель  по очереди показывает игрушки или  картинки с изображениями предметов. Дети вслед за взрослым называют картинки и произносят звукоподражания (машина едет и гудит: би-би-би; часы идут и тикают: тик-так, тик-так; трамвай едет и звонит: динъ-динъ-динь; на барабане барабанят: тра-та-та, тра-та-та на дудочке играют: ду-ду-ду, тру-ру-ру).

      Подобные  игры описаны в методических пособиях.

      В рассказе-драматизации образец обеспечивается первоначальным рассказом воспитателя (без демонстрации игрушек). Здесь  используется тот же принцип постепенности  восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками. Во второй части занятия создается  возможность в процессе разыгрывания сценок с игрушками упражнять  детей в многократном повторении речевого материала.

      Такие рассказы просты по содержанию и структуре  и могут быть придуманы самими воспитателями.

      Приведем  пример рассказа-драматизации «Девочка Маша и ее друзья».

      Программное содержание: упражнять речедвигательный аппарат, упражнять детей в произнесении звуков без смягчения, с четкой дикцией.

      Ход занятия.

      Дети  слушают рассказ и смотрят  на педагога.

      –Жила-была девочка Маша, и были у нее друзья: собачка Жучка, кошка Мурка, Свинка-белоспинка, Уточка-беляночка. Жила она в домике на лужайке. Проснулась Маша как-то утром. Вышла на крылечко. Ярко светит солнышко. Так хорошо! Только она присела, к ней собачка Жучка бежит: «Гав-гав», – будто «здравствуй» говорит. «Здравствуй, Жучка», - отвечает Маша. Услышала кошка Мурка и тоже пришла к Маше поздороваться. «Мяу-мяу», - говорит. «Здравствуй, кисонька-мурысонька», - ответила ей Маша и погладила пушистую шерстку. А Мурка запела Маше свою песенку: «Мур-мур-мур!»

      Пошли они втроем гулять: Маша, собачка  Жучка и кошка Мурка. А навстречу  им Свинка-белоспинка идет, тоже поздороваться захотела: «Хрю-хрю-хрю». «Здравствуй, Свинка-белоспинка, пойдем с нами гулять», - говорит ей Маша.

      Подходят  к пруду, а там Уточка-беляночка плавает. «Кря-кря-кря», – здоровается с Машей и ее друзьями. Они в ответ тоже поздоровались.

Информация о работе Значение звуковой культуры речи для общения ребенка с окружающими