Значение воображения в творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную дорогу, воображает себя машинистом, который ведет поезд; школьник, изучая географию, представляет в своем воображении морской берег или горный ландшафт, которые он никогда не видел; рабочий в своей трудовой деятельности руководствуется представлением ее результата, который должен получиться лишь в конце работы; писатель создает в своем воображении сюжет задуманной им повести, характеры и поступки лиц, которые будут в ней выведены; композитор — тему своего будущего музыкального произведения; конструктор — принципы действия и механизм еще не существующей машины и т. д.

Содержание

Введение.
Определение воображения
Функции воображения
Виды воображения
Творчество, творческое воображение (определение)
Приемы создания творческих образов
Этапы творческого процесса
Воображение и творчество
Воображение и талантливость

Работа содержит 1 файл

Значение воображения в творческой деятельности..docx

— 36.27 Кб (Скачать)

 

Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. В психологии принято выделять непроизвольное(непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) воображение. Первое характеризуется неучастием или незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. Непреднамеренным видом воображения являются грезы.

Для произвольного воображения характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. Волевое напряжение при создании творческих образов не менее сильно, чем при воссоздании. Вспомним ребенка, который, желая избежать порицания или наказания за проступок, начинает сочинять. Он мучительно фантазирует, пытаясь найти реабилитирующее его и приемлемое для взрослых объяснение. Он порой искренне верит в созданную его воображением ситуацию, которая должна заменить подлинную, но неприятную для него.

 

Особое место в структуре воображения занимает мечта — образ желаемого будущего. Мечтает человек о том, что привлекает, что доставляет радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. О неприятном, безрадостном человек не мечтает. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной.

6..Этапы творческого процесса.

 

Перечислим этапы творческого процесса, взятого в общем виде:

1-й этап. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2-й этап. Концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4-й этап. Проверка и доработка.

 

 

7. Воображение в творчестве

Воображение играет важную роль в  каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного  воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые  образы, способные быть носителем  идейного содержания. Особая мощь художественного  воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии  сохранения основных требований жизненности.

В корне ошибочным является представление  о том, что чем причудливее  и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение  Льва Толстого ничуть не слабее воображения  Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной.  Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.                   Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем  это может сделать даже фотография.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности,  значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Некоторые переживания, чувства людей  в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о  действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него  важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения.

Не менее необходимо воображение  и в научном творчестве. В науке  оно формируется не в меньшей  мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший  кислород, заявлял, что все великие  открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный простор  своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что “она нужна не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности”. Специфическая роль воображения  в научном творчестве заключается  в том, что оно преобразует  образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить  себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся  условиям.  Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед настоящим опытом, был  физик Э. Резерфорд.

8.Воображение и талантливость

Как уже известно, воображение —  это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая  творческая деятельность невозможна без  фантазии, поэтому творчество —  это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Иногда людям более зрелого  возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение  есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все  реже  его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.

Творческая деятельность развивает  чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так  и от полученного результата.

Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает  личность ребенка, помогает ему усваивать  моральные и нравственные    нормы ― различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.

Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту  деятельность формируется  восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники  и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением  поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Дети способны заниматься творчеством  не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых  детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь  особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации—все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками, и достигают они этих результатов гораздо легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокая чувствительность. Такие периоды психологи называют «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например, речь или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается, и дети проявляют особые достижения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать «сензитивный» период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.

При помощи творчества и воображения, естественно, ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Занимаясь творчеством (для чего также  первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое  качество, как одухотворенность. При  одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В одном исследовании принимало  участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и  еще 21 имели только одного родственника каждый. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных  возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон ―  это создание самого ребенка, он в  принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам  того пожелает. Следует отметить, что  игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, которая  имела двух воображаемых товарищей ― один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а  другой ― всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами  душевного расстройства; с их точки зрения, такие персонификации создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что  доставляет ему радость, что удовлетворяет  его самые сокровенные желания  и потребности. В мечтах подросток  строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые  во взрослом возрасте сохранили яркое  воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

С возрастом большинство из нас  теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать  новую сказку для ребенка. Для  сохранения и развития воображения  существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной  педагогической литературе.

Заключение

Значение воображения в жизни  и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение  в процессе труда, и основное его  значение состоит в том, что без  него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и  промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в  технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью  без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти  выход в проблемной ситуации, когда  мы не обладаем нужной полнотой знаний.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — М., 1960.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

3. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». -  Издательство «Просвещение», Москва, 1950

4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979

5. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 1999

6. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 1996.

7. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина – Издательство политической литературы, Москва, 1968

8. Шибутани Т. «Социальная психология».- Издательство «Прогресс», Москва, 1969

9. http://psyznaiyka.net


Информация о работе Значение воображения в творческой деятельности