Значение подвижных игр для всестороннего развития детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 01:05, доклад

Описание работы

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Работа содержит 1 файл

Значение подвижных игр.docx

— 22.35 Кб (Скачать)

Значение подвижных  игр 

Подвижная игра —  одно из важных средств всестороннего  воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —  комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и  вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические  процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие  в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх  создаются наиболее благопрятные условия  для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут  выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с  правилами, которые обязательны  для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять  правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться  с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх  ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная  смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения  возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку  расширять и углублять свои представления  об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные  действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о  средствах передвижения, о современной  технике. В процессе игр создаются  возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Классификация подвижных  игр 

Подвижные игры делят  на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры имеют  готовый сюжет и твердо зафиксированные  правила. Сюжет отражает явления  окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки  животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и  с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и  прекращение движения, определяют поведение  и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно  для всех.

Сюжетные подвижные  игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они  популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные  игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых  действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного  двигательного задания и дребуют  от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в  пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и  группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч  к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени  предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается  выполнить задание как можно  лучше. Если эти игры проводятся с  разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить  задание, чтобы улучшить результат  команды.

К бессюжетным относятся  также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания  в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких  играх направлены на порядок расстановки  предметов, пользования ими, очередность  действий играющих. В этих играх  наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются  в необычных условиях и часто  включают элемент соревнования, при  этом несколько детей выполняют  двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм  относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются  и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и  др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней  и малой подвижности. К играм  большой подвижности относятся  те, в которых одновременно участвует  вся группа детей и построены  они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней  подвижности называют такие, в которых  тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности  движения выполняются в медленном  темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Характеристика подвижных  игр для разных возрастных групп 

Подвижные игры различаются  также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между  играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

С детьми первого  года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню»  и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни  используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони  собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх  дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Сюжеты игр также  усложняются. Подвижные игры для  малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей  в играх детей младшего возраста незначительно (1—2). Главную роль выполняет  воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3—4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми  детьми.

Постепенно увеличивается  количество правил, усложняются взаимоотношения  между детьми. В младших группах  правила очень просты и носят  подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они связаны с  сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям  по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой — возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения  действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в  сторону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый действует  сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся  на группы, учитывается результат  всего коллектива (чья группа попадет  большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше  построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее  добежит до флажка).

Подвижные игры детей  младшего возраста часто сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами  для начала и окончания;, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы — веселые ребята»  и др.)

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к  прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов — это отдых после интенсивных  движений.

Методика проведения подвижных игр 

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место  игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические  и другие условия. Нужно учитывать  и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они  недостаточно организованы, то сначала  надо подобрать игру небольшой подвижности  и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно  разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик  или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в  игру.

С детьми старших  групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где  они соберутся, в какую игру будут  играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах  флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим  помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей  по звеньям, предложить по сигналу собраться  в установленных местах как можно  быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей  надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать  у детей интерес к игре. Тогда  они лучше усвоят ее правила, более  четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть  песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые  встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня  рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем  играть в игру «Перелет птиц» Детям  младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?» 

Хороший результат  дает и короткий рассказ, прочитанный  или рассказанный воспитателем непосредственно  перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно  правильно разместить детей. Детей  младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно  для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около  себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом  к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог  сообщает название, раскрывает содержа  ние и объясняет правила, еще  до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше  поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила  уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет  интонация. Объясняя, особо нужно  выделить правила игры. Движения можно  показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его  выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как  прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно  учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить  их постепенно к этому надо; с  другой стороны, нельзя поручать ответственные  роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять  эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала  берет на себя исполнение главной  роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда  малыши освоятся с игрой, поручает эту  роль самим детям. Еще во время  объясне ния он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие  роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют  игру, затем распределяют роли и  размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При  разделении на колонны, звенья, команды  надо группировать сильных детей  с более слабыми, особенно в таких  играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).

Информация о работе Значение подвижных игр для всестороннего развития детей