Значение наглядности в процессе обучения английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть принцип наглядности у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Задачи исследования:
Принцип наглядности на уроках английского языка
Мультимедийная наглядность на уроках английского языка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………
ГЛАВА 1. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка…………………………………………………………………….
1.1 О применении наглядности в обучении иностранному языку……………………………………………………………………
1.2 Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Практическая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 25.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАГНИТОГОРСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 

Тема: » Значение наглядности в процессе обучения английского языка» 

      КУРСОВАЯ   РАБОТА 

Исполнитель: студентка 141 группы

Юсибова Эльнара Али кызы

   Руководитель: Рослякова Оксана Александровна 
 

Работа  допущена к защите:                      Работа  защищена:

«____ »___________2011 г.                       «____» _____________2011 г.

Зав. Кафедрой                                              с оценкой   _____________ 
 

Магнитогорск, 2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………

ГЛАВА 1. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка…………………………………………………………………….

1.1 О применении наглядности в обучении иностранному языку…………………………………………………………………

1.2 Наглядность,  как компонент развития внимания  на уроках английского языка…………………………………………………………………… 

ГЛАВА 2. Практическая часть 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  наглядности в обучении иностранным  языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу  без границ”, приобщению к культурному  наследию и духовным ценностям народов  мира знание иностранного языка как  инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Принцип наглядности играет особую роль в  обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка возникает задача -- создать систему отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т. п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации.

При обучении иностранному языку наглядность  является не только важным средством  семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается таким образом речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.

Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные  ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает  в форме ситуативной наглядности.

Кроме того, средства наглядности могут  быть использованы в качестве ориентировочных  опор и при обобщении языковых явлений, где они проявляют себя так же, как при обучении другим учебным предметам.

Каждый  учитель за свою педагогическую практику неоднократно слышал рекомендации в  свой адрес больше использовать средства наглядности на уроке. Много сил  и времени он тратил на то, чтобы  наполнить свой кабинет различными наглядными пособиями: картинами, таблицами, схемами, макетами. Пожалуй, нет кабинета, где не было бы технических средств  обучения: магнитофоны, проигрыватели, телевизоры, диапроекторы, а в последнее  время и компьютеры.

Применение  наглядных методов обучения обусловлено  дидактическим принципом наглядности, который обосновал в “Великой дидактике” Я.А.Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как  основу обучения и считал, что обучение следует начинать “не со словесного толкования о вещах, но с реального  наблюдения над ними”. Я.А.Коменский  выдвинул “золотое правило дидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. [17]

Цель  исследования: рассмотреть принцип  наглядности у детей младшего школьного возраста на уроках английского  языка.

Задачи  исследования:

Принцип наглядности на уроках английского  языка

Мультимедийная наглядность на уроках английского языка

Объект  исследования: принцип наглядности  на уроке английского языка.

Предмет исследования: принцип наглядности  на уроке английского языка на начальной ступени обучения.

Гипотеза: принцип наглядности на уроке  английского языка зависит от таких факторов как:

Педагогическое  мастерство учителя;

Правильная  организация воспитательного и  учебного процессов;

Стремление  учителя найти свой эффективный  метод преподавания иностранного языка.

Методы  исследования:

Анализ  научно-методической литературы по проблеме исследования;

Обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов;

Наблюдение;

Пробное обучение. 
 
 

Глава I. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка 

1.1 Применении наглядности в обучении иностранному языку

Сочетание слова  и наглядности - это одно из самых  распространенных явлений в современной  практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование  языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.

Принцип наглядности  предполагает использование средств  наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению  восприятия и представлений, создающихся  на основе применения этих средств, в  умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.

Проведенные опыты  подтверждают тот факт, что наглядный  материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.

Наглядность - это  основа, на которой новый язык усваивается  своеобразно, и формируются речевые  процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.

И. А. Зимняя отмечает, что цели применения наглядности обусловлены задачами, которые стоят перед преподавателем на определенном этапе обучения иностранному языку [4]. Она считает, что наглядность в плане сообщения знаний при обучении иностранного языка может использоваться в целях: семантизации языкового материала и организации запоминания через установление связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности.

Е. И. Пассов считает, что цель применения изобразительных  смысловых опор - «вызвать необходимые  ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания», так как  «к зрительному образу легко и  прочно привязываются даже отвлеченные  идеи» [7]. По его мнению, в данных опорах «могут быть гиперболизированы  те свойства и качества предметов, которые  важны для того, чтобы схватить суть и определить направление движения мысли говорящего».

Проблема использования  наглядности в обучении тесно  связана с проблемой моделирования  учебного материала. Модели позволяют  отображать явления и объекты  реального мира на множество абстрактных  символов и понятий, а связи между  ними - на связи между соответствующими абстракциями. Но начнём с самого понятия  «модель», которое используется во многих областях науки. Модель - это  искусственно созданный объект в  виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен  исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в  более простом и огрубленном  виде структуру, свойства, взаимосвязи  и отношения между элементами этого объекта.

Принято условно  подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и  структурных схем). Существуют и  другие классификации: модели вещественные и мысленные (наглядно-образные и  логико-символические).

А. Н. Кочергин в  предложенной им классификации рассматривает  следующие модели по видовому признаку: материальные, идеальные, предметные, символические [5].

С. И. Архангельский  делит существующие модели на три  основных типа: материальные, абстрактные, модели суждения и аналогии [2].

Л. М. Фридман  выделяет два класса моделей: 1) материальные (вещественные, реальные), которые, в  свою очередь, делятся на статические (неподвижные) и динамические (действующие); 2) идеальные, которые делятся на образные или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные (умственные, воображаемые) [11]. По его мнению, все выделяемые модели обладают свойством наглядности как для их создателей, так и для тех, кто их понимает. Материальные модели наглядны потому, что они представляют собой объективно существующие предметы и чувственно воспринимаемы. Идеальные модели также чувственно воспринимаемы, и это восприятие вызывает образы моделируемых объектов, на основе которых эти модели были разработаны.

Метод моделирования  сегодня широко используется в педагогике. Л. М. Фридман считает, что использование моделирования в обучении имеет два аспекта: 1) служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения; 2) является тем учебным действием и средством, с помощью которого достигаются цели обучения и без которого невозможно полноценное обучение.

Подавляющее большинство  форм человеческой деятельности не может  осуществляться без применения знаково-символических  средств. Считается, что знак представляет предмет и отражает посредством  значения свойства и отношения предметов, т. к. неразрывно связан со значением. Таким  образом, функции знаково-символических  средств - представлять предмет, вызывать образ предмета, сообщать знания о  предмете.

Посредством знаковых систем возможно эффективное кодирование  получаемой информации, чтобы максимально  упростить и убыстрить процесс  приведения получаемой информации к  доступному для ее использования  виду.

Психология различает  разные виды знаково-символических  средств (например, языковые и неязыковые). Специфика их использования зависит  от вида деятельности и от цели употребления. В реальной деятельности, в том  числе и в обучении ИЯ, все виды знаково-символических средств используются не изолированно, а в комплексе, что очень хорошо просматривается в опорно-семантической схеме, которая включает разные виды графических символов, отображающих содержание учебного материала.

Необходимость владения методикой моделирования  обусловлена практической значимостью как общего метода научного познания, так и психолого-педагогическими аспектами. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает и в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свёрнутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме и в расчёте на образные ассоциации с помощью мнемонических правил. 
 
 
 
 
 

1.2 Наглядность,  как компонент развития внимания  на уроках английского языка 

В своей практике учителя английского языка стремятся  использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный  сигнал, способствующий развитию таких  способностей ребенка, как воображение, зрительная и эмоциональная память.

Информация о работе Значение наглядности в процессе обучения английского языка