Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:09, доклад

Описание работы

Автор в своей работе рассматривает теорию воспитания Ж.Ж. Руссо и раскрывает такие вопросы: концепция и сущность естественного воспитания, педагогическая теория Руссо и влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Ж.Ж. Руссо, а также рассматривает пять периодов педагогического воззрения

Содержание

Введение
1. Концепция естественного воспитания
2. Педагогическая теория Руссо
2.1 Сущность естественного (свободного воспитания)
2.2 Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо
3. Педагогические воззрения
3.1 Первый период - от рождения до 2 лет
3.2 Второй период жизни ребенка - возраст от 2 до 12 лет
3.3 Третий период - от 12 до 15
3.4 Трудовая деятельность подростка
3.5 Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

доклад Ж.Ж.РУССО ЭМИЛЬ- Венедиктова Д. Биология 2 к..docx

— 70.58 Кб (Скачать)

 

3.4 Трудовая деятельность подростка

Руссо по-своему пытается решить и другую важную проблему - проблему трудового воспитания, руководства трудовой деятельностью подростка.

Труд Руссо ценит очень  высоко, как неизбежную и священную  обязанность человека. Так не высоко он ценит и ставит человека труда, простого труженика из народа, в  первую очередь крестьянина и  ремесленника. Тот, кто не трудится, кто ведет праздный образ жизни, не заслуживает звания человека, утверждает Руссо. "Труд, - пишет он, - есть неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Всякий праздный гражданин, богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут".

Воспитанник, во-первых, выбирает не любое ремесло, какое ему придется по душе (хотя Руссо и внушает  читателю, что главное здесь - интерес самого Эмиля к тому или другому виду занятий). Но мы видим, что выбираются такие ремесла (например, столярные), которые наиболее полезны, ценны, гигиеничны и т.д. Руссо трудно, разумеется, доказать читателю, что воля и опытность педагога и интересы воспитанника здесь всецело совпадают.

Без направляющего влияния  педагога в этих вопросах трудно обойтись. Значит, речь в этом возрасте идет уже  не только о создании условий для  деятельности (как было раньше), а  о внесении более активного начала в процесс воздействия на ребенка - уже о наличии существенных элементов руководства деятельностью. Да нередко и сам Руссо уже не пытается скрывать своих истинных намерений (направленного воздействия на ребенка), стремясь в трудовой процесс, в "телесные" упражнения внести интеллектуальный элемент. Он, например, пишет следующее: "... Читатель должен видеть, каким образом я вместе с привычкой к телесным упражнениям и ручной работе незаметно прививаю моему воспитаннику охоту к размышлению и обдумыванию... Он должен работать, как крестьянин, и думать, как философ". В этих словах недвусмысленно ставится вопрос о таком руководстве деятельностью ребенка, при котором труд носил бы не механический характер, а включал в себя и умственное напряжение, мысль. Последующая же фраза не оставляет никакого сомнения в том, что этому вопросу Руссо придавал исключительно важное значение. "Великая тайна воспитания,- утверждает философ - педагог, - заключается в умении так поставить дело, чтобы упражнения телесные и духовные всегда служили друг для друга отдохновением". Этой гениальной догадкой Руссо вносил свой вклад в решение сложнейшей и кардинальнейшей проблемы педагогики - проблемы соединения физического и умственного труда как средства всестороннего развития личности, что било сделано в дальнейшем классиками марксизма на подлинно научной основе. Интересные мысли высказывает Руссо о влиянии педагога на ребенка в самом процессе и ходе труда. Направленность воздействий на воспитанника, причем весьма определенного свойства, подчеркивается в следующих словах: "Водя его из мастерской в мастерскую, никогда не допускайте его ограничиваться одним наблюдением, без приложения своих рук к делу; пусть он выходит не раньше, чем узнает в совершенстве основы всякого производства или, по крайней мере, всего, что наблюдал". Не менее интересна мысль Руссо и о совместной деятельности воспитателя и воспитанника в процессе труда.

Ремесло они изучают вместе, вместе работают, вместе обсуждают  итоги работы, свои достижения и  промахи. Обращаясь к наставникам, Руссо советует: "...работайте сами, давайте всюду пример".

Идея о практическом примере  самого воспитателя в труде, по существу, о сотрудничестве педагога и ребенка принадлежит к числу ценных идей педагогической теории Руссо.

Своеобразно решается в данной главе и вопрос о функции наставления. Как известно, Руссо - противник словесных  наставлений и назиданий, противник "болтливого" воспитания, с помощью  которого, как пишет педагог, можно  создать лишь болтунов. В раннем периоде (о котором речь шла во второй главе) Руссо признавал наставление с опорой на личный опыт ребенка. И теперь отношение к голому, чисто словесному наставлению у него в принципе не изменилось. Однако, признав "Робинзона Крузо" лучшей книгой для подростков, Руссо пишет: "Роман этот... будет для Эмиля одновременно и развлечением и наставлением (разрядка наша - В.Р.) в ту пору, о которой идет здесь речь". Таким образом, наставление, лишенное излишнего морализирования, а, напротив, основанное на фактах и примерах из увлекательной книги, может иметь, по Руссо, большое воспитывающее значений.

 

3.5 Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак

Перейдем теперь к последнему возрастному периоду, к юношескому возрасту, к посмотрим, какие изменения претерпевает процесс воспитания и руководства на этом этапе (от 15 лет до вступления в брак).

Этот возраст, возраст  полового созревания, возраст серьёзных внутренних и внешних изменений в подростке, Руссо называет образно периодом второго рождения, тем периодом, когда мальчик становится мужчиной, "... когда человек воистину возрождается к жизни, и ничто человеческое ему не чуждо". Руссо подчеркивает, что то воспитание, о котором шла речь до сих пор, можно назвать только подготовкой к воспитание, подлинное же воспитание начинается только теперь, и заботы воспитателя приобретает характер истинных забот и тревог. "Доселе наши заботы были лишь детскими забавами; теперь только они получают истинное значение". Зато и силы педагога значительно умножается: к старим и уже испытанным формам руководства прибавляются новые - прежде всего совесть и разум самого юноши.

Страсти, по выражению Руссо,- это главное оружие нашего самосохранения. Истребить и уничтожить их невозможно, т.к. они даны человеку свыше для его же собственной жизни. Но это относится лишь к страстям естественным, число которых очень ограничено, они-то и являются орудиями нашей свободы и нашего самосохранения. Первоначальной естественной страстью Руссо считает любовь человека к себе: "Источником наших страстей, началом и основой всех прочих, естественною страстью, которая рождается вместе с человеком и никогда не покидает его, пока он жив, является любовь к себе; это страсть первоначальная, врожденная, предшествующая всякой другой: все другие являются в некотором смысле лишь ее видоизменениями".

Первое проявление этого  чувствования, по Руссо, это любовь человека к тому, что его сохраняет: всякий ребенок, например, привязывается  к своей кормилице. Затем появляется любовь к тем, кто окружает его  и кто заботится о нем. Любовь к себе и удовлетворение наших истинных потребностей, по Руссо,- это взаимосвязанный процесс, так как в основе их лежит один и тот же закон природы - закон самосохранения.

Далее Руссо ставит весьма важный для психология и педагогики вопрос о зарождении в этом возрасте самосознания (хотя сам этот термин он и не употребляет). Если раньше ребенок как существо физическое изучал себя в своих отношениях к вещам, то теперь, как пишет Руссо, "... он начинает сознавать свое нравственное бытие, он должен изучать себя в своих отношениях к людям,- это занятие для целой его жизни, начиная с того пункта, до которого ми теперь дошли".

Ставится, таким образом, в связи с этим вопрос о нравственных отношениях людей и об осознании этих отношений самим подрост-ком, что и приводит к развитие его нравственного сознания. Руссо пытается тем самым подвести под вопросы нравственного воспитания, очень сложные и теоретически и практически, психологические основы, используя данные науки того времени и свои собственные познания в этой области.

Руссо отмечает в этом возрасте возникновение и развитие привязанности  к другим людям, общительности, проявления добрых чувств и гуманных отношений.

Новыми связующими звеньями между воспитателем и воспитанником является не только чувство благодарности (признательности), но и чувство привязанности, перерастающее в дружбу, дружбу подлинную, искреннюю, которую не могут поколебать никакие предрассудки и людское мнение. "... Ничто не имеет такого влияния на человеческое сердце, как голос дружбы, хорошо изведанный". И далее: "... В прямом и чувственной сердце,- убежденно доказывает Руссо,- голос верного и истинного друга сумеет заглушить крики хоть двадцати соблазнителей". Разум воспитанника, просветленный и развитый в ходе воспитания, также способствует формированию новых нравственных отношений. Таким образом, взаимные отношения наставника и юноши складываются и на основе разума, и на основе нравственных чувств, что придает им особую силу и крепость. Из чувств же (любви и ненависти) зарождаются, по Руссо, и первые понятия о добре и зле.

Как же в этих условиях, в  условиях нравственного влияния  педагога на юношу и нравственных отношений между ними, связях, основанных, прежде всего на дружбе, трактует Руссо  соотношение педагогического руководства  и свободы в процессе воспитания? Ведь в детстве на воспитанника, как в этом признается сам Руссо, приходилось воздействовать и силою, и хитростью, и обманом (создавая внешнюю видимость свободы) и даже принуждать в отдельных случаях, чтобы заставить его повиноваться, А как же теперь?

Отныне, по мнению Руссо, и  наступает то "царство свободы", которое он обегал и готовил своему питомцу о ранних дет, то состояние, когда сам Эмиль становится своим властелином, господином, признающим лишь законы природы и голос своей собственной совести и веление своего разума. Подчинение же своему наставнику, вернее, теперь уже другу, это не повиновение старшего младшему, а добровольное подчинение равноправных людей, равноправных друзей. А добровольное подчинение - это не принуждение, а свобода, такое подчинение не подавляет другого, не угнетает его, а осуществляется в его же интересах.

Особое место в этом плане отводит Руссо совести  как "голосу души", как проявлению чувствования. Руссо высказывает мысль о том, что совесть как голос души и страсти, как голос тела часто противоречат друг другу. Казалось, их мог бы примирить рассудок. Но рассудку Руссо не вполне доверяет: он обманывает нас. И Руссо такое полное и безоговорочное доверие оказывает только совести: "Совесть не обманывает никогда; она - истинный путеводитель человека; она для души то же, что инстинкт для тела; кто следует ей, тот повинуется природе и не боится сбиться с пути". К выяснению значения совести в жизни, в поведении человека Руссо возвращается не раз. Он называет ее врожденным началом справедливости и - добродетели; именно она, по мнению Руссо, оценивает все наши поступки, признавая их хорошими или дурными. Более того, совесть как чувствование, находящееся внутри человека, оценивает и все идеи, приходящие к нам извне. Руссо ставит совесть как врожденное внутреннее чувство человека и выше разума, и выше мышления, ибо непосредственное веление совести - главное в человеке.

Чувствам в процессе воспитания Руссо отводил первостепенную роль. Он выступает против рассудочности, против излишних разговоров в воспитании. Хотя Руссо в ряде случаев выступает перед Эмилем с целыми проповедями, с пространными лекциями по морально-этическим вопросам, однако поднимаемые педагогом проблемы как бы служат обобщением всего того жизненного опыта (и чувственного, и интеллектуального, и нравственного), который пережил, перечувствовал сам воспитанник. Поэтому наставление как необходимая функция руководства как бы дополняет в этом возрасте функцию нравственного влияния, о которой только что шла речь.

Наставление рассматривается  в этом плане и как поучение, и как внушение, и как убеждение, и как (что важно особо отметить) призыв воспитанника к самовоспитанию.

Ознакомление с обществом, с общественными отношениями  людей (вначале через изучение истории) тоже в известной степени имеет значение наставления и поучения.

Определенную роль в этом возрасте играет и такая функция  руководства (которая в той или  иной мере имена место и раньше), как создание соответствующих жизненных  обстоятельств, положительно влияющих на юношу. Руссо специально указывает на необходимость "подбора" обстоятельств и даже людей, которые могут оказать воспитывающее воздействие на молодого человека.

 

 

Заключение

 

Мы пытались проследить на различных этапах развития ребенка, подростка, затем юноши различные функции воспитания, различные формы педагогического руководства. Хотя концепция Руссо с научной точки зрения во многом ошибочна (примат саморазвития над воспитанием), однако поставленные философом и педагогом в своем романе проблемы совершили целый переворот в педагогике, нанеся сокрушительный удар по авторитаризму, схоластике, всей системе феодального воспитания. Сторонники и последователи Руссо оценивали и принимали его идеи с восторгом, противники же отвергали их с негодованием: равнодушных к его системе не было.

Руссо дал толчок, исключительно  мощный по силе воздействия, дальнейшей разработке поставленных проблем по многим направлениям. Однако следует отметить, что далеко не все поняли дух его идей, их гуманистическую и демократическую сущность. Такие деятели в педагогике, как Л.Н.Толстой, продолжали в условиях России, борясь с сословно-крепостническим воспитанием, развивать и практически осуществлять идеи гуманизма и демократизма. Другие же педагоги, считая себя последователями Руссо (филантрописты, Спенсер, представители "нового воспитания", Дьюи и др.), нередко односторонне практиковали многие положения Руссо, не смогли усвоить в силу своих классовых позиций подлинную гуманистическую сущность идей великого французского философа и педагога, по своим политическим убеждениям революционного демократа, как его называл Н.Г.Чернышевский.

Список использованных источников

 

  1. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с.
  2. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 352 с.
  3. К характеристики некоторых концепций воспитания / под ред. В.М. Румянцева. – Калинин, 1974 – 128 с.
  4. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) - М.: Наука, 1995.
  5. Верцман И. Е., Ж. -Ж. Руссо. М.: Рослитиздат, 1958.
  6. Дворцов А. Т., Ж. -Ж. Руссо. М.: Наука, 1980.

Информация о работе Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»