Занятия как фоорма обучения детей раннего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка.

Содержание

1. Введение.
2. Занятия как форма обучения в детском саду.
3. Характерные особенности и структура занятий.
4. Классификация занятий.
5.Особенности организации и проведения занятий в группах раннего возраста.
6.Подготовка воспитателя к занятию.
7.Заключение.
10.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

Особым видом занятий  являются экскурсии. Образовательные  и воспитательные задачи во время  проведения экскурсий решаются в  единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Структура экскурсии традиционно  является следующей:

Структурный компонент

Содержание

Подготовительный этап

Педагог определяет объем  экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает  место проведения экскурсии, продумывает  содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).

Подготовка детей к  предстоящей экскурсии заключается  в пополнении знаний (актуализация)

Ход экскурсии

Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а  затем анализ его составляющих для  углубленного познания.

Наблюдение является ведущим  методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют  разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.

В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).

В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.

Послеэкскурсионная работа

Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение  в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)


 

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Особенности организации  и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных  результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При  посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия  должна соответствовать установленным  нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель  во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем  он говорит. Детям надо предоставлять  возможность повторять, проговаривать  те или иные положения (например, как  решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог  привлекает к активному участию  в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей  навыки учебной деятельности, развивает  способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного  отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог  сообщает детям знания в строгой  логической последовательности. Но любое  знание (особенно новое) должно опираться  на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие  восприятия и осознания окружающего  мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии  происходит не только одностороннее  воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность  максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно  принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и  ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково  необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать  не только то, какой материал он будет  сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия  профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать  детские «версии» не в жестко-оценочной  ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения  работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой  сосредоточенностью, длительным напряжением  внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки  благоприятно влияют на активизацию  деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских  садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные  перерывы (2–3 мин) для проведения 2–3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность  и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется  проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.

Занятия по дополнительному  образованию, если таковые предусмотрены  планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе - 1 занятие. В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни  ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются  частые упражнения, игры – занятия  проводят не только ежедневно, но по нескольку  раз в течение дня.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с  подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3–6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а  также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6–12 человек  можно проводить занятия со свободной  формой организации, а также музыкальные  и те, где ведущая деятельность – зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень  их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия  – 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей  на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в  большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Обучение детей раннего  возраста должно носить наглядно-действенный  характер.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения  на занятиях. О них воспитатель  все время напоминает детям и  при организации занятия и  в начале его.

Окончание занятия в младших  группах направлено на усиление положительных  эмоций, связанных как с содержанием  занятия, так и с деятельностью  детейОсновная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Подготовка воспитателя  к занятию

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской  деятельности дети начинают приобретать  на обучающих занятиях. С этой целью  в них вводятся элементы проблемного  изложения учебного материала, эвристической  беседы, организуется коллективный или  индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто  в практике такие занятия в  дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие  занятия лишь подход к настоящим  развивающим занятиям, суть которых  в развитии категориальной структуры  сознания и способности к самостоятельной  поисковой деятельности по собственной  инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие  занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это  хорошо знать. Ниже мы приводим модели построения обучающего (часто его  называют традиционным) и развивающего занятий.

Модель построения обучающего занятия

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования  различных методик и обучающих  технологий, поскольку не разрушается  психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», – и, как правило, образовательной  цели удается достичь в подавляющем  большинстве случаев.

Модель  развивающего занятия

Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический  материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.

Подбор дидактического материала  к личностно-ориентированному занятию  требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого  ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических  карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и  т.д.

Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в  ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.

Не менее важны сценарий занятия и его «режиссура». Общение  на занятии должно быть построено  таким образом, чтобы ребенок  мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым  наиболее активно проявить себя. Для  этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.

Разработка гибкого плана включает в себя:

– Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости  от разных этапов занятия.

– Подбор и организацию такого дидактического материала, который  позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.

Информация о работе Занятия как фоорма обучения детей раннего дошкольного возраста