Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:32, реферат
Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических
1 Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания, обусловленность их решения
2 Характеристика основных видов закаливающих процедур для дошкольников, механизм закаливания
3 Основные принципы, учитываемые при организации и проведении закаливания
4 Организация и методика проведения закаливающих процедур в условиях детского сада
5 Консультация для родителей по проблемам закаливания дошкольников
Заключение
Список литературы
Тема: Закаливание - одна из задач оздоровления дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания, обусловленность их решения
2 Характеристика основных видов закаливающих процедур для дошкольников, механизм закаливания
3 Основные принципы, учитываемые при организации и проведении закаливания
4 Организация
и методика проведения
5 Консультация для родителей по проблемам закаливания дошкольников
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Повышение устойчивости
человека к различным неблагоприятным
факторам окружающей среды - основная
задача педагогов в детских
Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Удовлетворение
потребности дошкольника в
1 ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ
Определяя задачи
физического воспитания, следует
учесть, что дошкольный возраст характеризуется
быстрым ростом и развитием, но органы
и системы работают еще несовершенно,
слабо развиты защитные функции
организма. Дети более подвержены неблагоприятным
влияниям внешней среды, у них
легко возникают различные
Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.
Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях; многие кости защищают от ударов и повреждений спинной и головной мозг, а также внутренние органы. Правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов обеспечивает нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем. При искривлениях позвоночника, сутуловатости, плоскостопии нарушаются условия работы важных органов, что может привести в дальнейшем к их заболеванию. У детей косная система относительно слаба, так как содержит значительное количество хрящевой ткани; суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых. В связи с этим возникает необходимость помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению сухожилий связочно-суставного аппарата. Кроме того, следует способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и массы тела.
Мышечная система закрепляет отдельные части тела в определенном положении и изменяет это положение, т.е. производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию - защищает от ударов, повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22% массы тела. Особенно слабы у новорожденных мышцы рук и ног: они сокращаются медленно и долго не расслабляются.
В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица; мышцы и связки всех внутренних органов и др.). Особое внимание следует обращать на укрепление слабо развитых групп мышц-разгибателей.
Сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейся деятельности. Пульс у маленьких детей частый - 140-160 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 7 годам доходит до 95-85 ударов в минуту. Учитывая эти особенности, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усиление притока крови к сердцу и улучшению ритмичности его сокращений, развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке.
Дыхательная система. Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких очень нежны. Подвижность грудной клетки ограничена. Горизонтальное положение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливают частое неглубокое дыхание (у детей грудного возраста 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам 24-22). Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Кроме того, следует научить детей дышать через нос.
Пищеварительная система у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развита. Вследствие слабости мышечной оболочки двигательная деятельность кишечника мала и легко расстраивается. Нужно укреплять гладкие мышечные волокна кишечника, способствовать правильному его функционированию.
Кожа охраняет внутренние органы и ткани от проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. Кожа у детей нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).
Нервная система к моменту рождения ребенка еще недостаточно готова к выполнению своих многочисленных функций. Более развита вегетативная нервная система. Детям свойственны недостаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения, малая подвижность их, преобладает возбуждения над торможением. В связи с этим в дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию нервных процессов, развитию активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, МЕХАНИЗМ ЗАКАЛИВАНИЯ
В детском саду проводятся специальные закаливающий процедуры: водные (обтирание, обливание, душ, купание), воздушные, солнечные ванны.
Обтирание способствует притоку крови к подкожным кровеносным сосудам.
Обливание стоп, голеней холодной водой является эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Это обусловлено тем, что существует рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов стоп, голеней и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. При обливании ног повышается тонус сосудистой системы, увеличиваются частота пульса, легочная вентиляция и газообмен, но только в том случае, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов.
Купание - сильнодействующая водная процедура. Поэтому перед купанием нужно проделать физические упражнения. Во время купания нужно следить за дозировкой и не допускать появления у детей озноба.
Воздушные ванны улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов. У детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания; организм закаляется, вырабатывается выносливость.
Солнечные ванны благотворно влияют на организм. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, обладающие бактерицидным действием (улучшающим деятельность нервной систему, ослабляющим явления рахита), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Чтобы дети не перегревались, упражнения подбирают умеренной интенсивности (игры с мячом, бадминтон).
3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАКАЛИВАНИЯ
Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления, необходимо учитывать определенные принципы при организации и проведении закаливания.
1. Систематичность
закаливания. В ее основе
2. Постепенное
увеличение силы воздействия.
Тренировка приспособительных
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Терморегуляционные механизмы имеют свои особенности в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных возможностей и уровня закаленности ребенка. Положительный эффект закаливания может быть получен только в случае, если на фоне общих приемов, разработанных для возрастных групп, будет осуществляться принцип индивидуализации в отношении ослабленных, часто болеющих, имеющих хронические заболевания, здоровых, но не закаленных детей.
4. Проведение
закаливания на фоне
5. Закаливающие
мероприятия должны
6. Эффект устойчивости
к холоду проявляется на тех
участках, которые подвергались
его воздействию. Закаливание
стоп не вызывает устойчивости
к охлаждению туловища, и наоборот.
Поэтому закаливающие
7. Формирование
устойчивости носит
8. После выраженных
физических, эмоционально-психических
нагрузок необходимо уменьшить
степень охлаждающего
При отступлении от перечисленных условий и правил в лучшем случае ожидаемого результата не будет, в худшем - может быть спровоцировано заболевание.
Информация о работе Закаливание - одна из форм оздоровления дошкольников