Заикание у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или "вторичного" заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах.

Содержание

Введение
1. Причины и механизмы развития заикания
2. Клиническая характеристика заикания
3. Система логопедических занятий по преодолению заикания у детей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

       В таблице приведен перспективный  план занятий на весь период исправления  речевого нарушения (25-27 занятий) [9, с. 74].

       План  дает некоторое представление о  структуре занятий, распределении  видов работы и материала, постепенном усложнении речевых упражнений.

       Хоровое чтение учебников применяется только на домашних занятиях; такие упражнения в кабинете нерациональны из-за неоднородности состава группы (по классам), вследствие чего степень трудности для учащихся не будет равномерной. Материал учебников используется в кабинете только для самостоятельного чтения и пересказа после подготовки на домашних занятиях. Несколько более раннее (по сравнению с кабинетом) начало самостоятельного чтения дома объясняется необходимостью тренировки речи и одновременным усвоением школьных заданий.

       Ответы  на вопросы (по картинкам и бытового характера) учащимся нравятся, они их усваивают без каких-либо затруднений. Поэтому целесообразно планировать  усвоение этого вида работы преимущественно на домашних занятиях.

       План  показывает насыщенность и разнообразие занятий. К примеру, на четвертом  занятии используются все виды работы, за исключением уже усвоенной  сопряженно-отраженной речи по картинкам. Сочетание на одном занятии нескольких видов работы не противоречит принципу постепенности и последовательности обучения, так как более трудные виды вводятся позднее легких и, кроме того, усвоение трудных видов выполняется на речевом материале, который знаком учащимся ранее, во время усвоения предыдущих видов.

       В результате создаются реальные возможности  для более полной реализации принципа постепенности возрастания усложнения от занятия к занятию. Такая система  занятий обеспечивает, кроме того, повышение эффективности контроля за ходом усвоения твердой ритмичной речи. При безусловном выполнении методических установок и домашних заданий учащиеся не испытывают заметных затруднений при переходе от одного вида работы к другому. Появление таких затруднений свидетельствует о неподготовленности учащегося вследствие недостаточной тренированности речевого аппарата, а значит, недостаточной работы дома.

       С целью контроля за формированием  речи на занятиях также применяется  речь без сопровождающего движения руки. Эта контрольная речь выполняется  обязательно на знакомом материале и увеличивается по времени к концу занятий. У учащихся с хорошо сформированной твердой ритмичной речью данное упражнение затруднений не вызывает. Но это не дает оснований для отказа от сопровождающего движения руки, которое должно применяться в течение всего курса устранения нарушения[10, с. 25].

       Приведенный перспективный план занятий является ориентировочным. Во многом конкретное содержание занятий зависит от состава  группы и, в частности, от степени  заикания учащихся, их работоспособности, отношения родителей учащихся к работе. В случае подбора в группу слабозаикающихся учащихся и дружной, добросовестной их работы первоначальный план может быть скорректирован в ходе логопедического процесса.

       В любом случае требуется гармоничное  сочетание хоровой формы работы с самостоятельной формой. Нельзя переоценивать хоровую форму, так как она, хотя и создает необходимые предпосылки свободной от судорожности речи, требует закрепления достигнутых результатов. Поэтому необходимо скрупулезно отрабатывать все виды речи, различающиеся между собой по степени трудности. Сам ход работы помогает своевременно корректировать распределение видов речи и материала на очередных занятиях, но нельзя ориентироваться на отстающих учащихся, надо постоянно стремиться к тому, чтобы уравнивание группы осуществлялось главным образом за счет улучшения домашней работы. 

Заключение 

       Заикание  возникает в дошкольном возрасте или на более поздних этапах развития ребенка. Устранение стойкого дефекта  представляет значительную трудность Сравнительно легче осуществить профилактику заикания. Для этого надо знать признаки так называемого предзаикания, уметь их выявлять и преодолевать.

       Период, предшествующий появлению заикания, может длиться долго. Если взрослые не замечают имеющихся в это время речевых затруднений и иных симптомов, ребенок вынужден самостоятельно бороться со своим недугом. Во многих случаях эта борьба не дает эффекта. Кроме того, ребенок оказывается в сложном психологическом состоянии.

       Как мы считаем, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект. Это обусловило идею «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.

       Рассматривая  заикание как одну из форм устойчивого  патологического состояния, мы приходим к выводу о необходимости его дестабилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Асатиани  Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.
  2. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
  3. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1977. - 96с.
  4. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 1974. - №7. - С.82-85.
  5. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. - М.: Медицина, 1997. - 352с.
  6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.
  7. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. - Казань: "Лиана", 1999. - 112с.
  8. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб.: ООО "СЛП", 1997. - 144с.
  9. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995. - 176с.
  10. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.
  11. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 1977. - №1. - С.20-23.
 
 
 
 

       Приложение  

       Коррекция заикания 

       Игровые упражнения по развитию мимики

       • “Съели кислый лимон” (дети морщатся).

       • “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

       • “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

       • “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

       • “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

       • “Обиделись” (опускают уголки губ).

       • “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

       Игровые упражнения по обучению жестам

       • Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

       Игровые упражнения по развитию пантомимики

       • “Расцвели, как цветы”.

       •“Завяли, как травка”.

       •“Полетим, как птицы”.

       •“Идет  медведь по лесу”.

       • “Крадется волк за зайцем”.

       • “Плывут уточки”.

       •“  •“Жук перевернулся на спину”.

       •“Скачут  лошадки” (“рысью”, “галопом”).

       •“Мчатся  олени”

       Благодаря этим систематически проводимым игровым  упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Заикающиеся дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Заикание у детей дошкольного возраста