Заикание у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или "вторичного" заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах.

Содержание

Введение
1. Причины и механизмы развития заикания
2. Клиническая характеристика заикания
3. Система логопедических занятий по преодолению заикания у детей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

       С позиций современной нейрофизиологии  состояние нервной системы заикающегося ребенка характеризует преобладание процессов возбуждения над торможением. Слабость тормозных механизмов, обусловленная конституционально или перенесенной патологии центральной нервной системы, облегчает формирование очагов застойного возбуждения в отделах речедвигательной подсистемы, которые являются своеобразными генераторами судорожной активности. Такого рода объекты по Г.Н.Крыжановскому  называются генераторами патологически усиленного возбуждения и представляют универсальный механизм формирования патологической системы при многих заболеваниях нервной системы[3, с. 74].

       Изучение  и уточнение этиопатогенетических основ заикания во всем их многообразии представляет не только значительный научный интерес, но, прежде всего, является необходимым при дифференцированном подходе к клиническим проявлениям этого нарушения речи и психоневротических заболеваний, на фоне которых оно, как правило, протекает. Только такой подход может обеспечить дальнейшее плодотворное исследование заикания и даст возможность проводить патогенетически обоснованную комплексную терапию больных, страдающих этим дефектом речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Клиническая характеристика  заикания 

       Речь  заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи (логофобия).

       Основным  симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в виде непроизвольного  сокращения мышц в процессе речи или  при попытке начать речь. Выделяют тонические и клонические судороги мышц речевого аппарата.

       Тонические  речевые судороги характеризуются  резким повышением тонуса мышц в нескольких группах, что акустически проявляется  длительной паузой в речи или протяжной  вокализацией. При этом наблюдается  общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами.

       Клонические речевые судороги проявляются многократными  ритмичными сокращениями мышц речевого аппарата, что сопровождается повторением  отдельных звуков, слогов или слов. Клонические и тонические речевые судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося и проявляться во всех отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом и артикуляционном. В клинической картине заикания, особенно при хронизации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д. [5, с. 25]

       Дыхательные судороги могут быть инспираторными, т.е. возникающими в фазу вдоха, и  экспираторными, характеризующимися резким внезапным выдохом. Инспираторные судороги акустически как - правило малозаметны, тогда как экспираторные судороги сопровождаются сильным сокращение мышц брюшного пресса, воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель, артикуляция и вокализация приостанавливаются, при этом у заикающихся возникает ощущение сильного сжатия грудной клетки и нехватки воздуха.

       Судороги  голосового аппарата возникают, как  правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата: смыкательную голосовую судорогу, вокальную судорогу и дрожащий или толчкообразный гортанный спазм.

       Судороги  артикуляционного аппарата подразделяют на лицевые, язычные и мягкого  неба.

       У заикающихся выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный  вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно - смыслового отрезка сообщения. Заикающиеся могут говорить на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

       Речь  заикающегося обычно сопровождается сопутствующими движениями, которые могут иметь  насильственный или уловочный характер. У ряда больных с акцентуациями личности по тревожно-мнительному типу уловочные движения перерастают в двигательные ритуалы[6, с. 34].

       Речь  заикающихся, особенно взрослых больных, часто сопровождается вегетативными  реакциями, которые проявляются  изменением цвета кожных покровов, учащением сердцебиения, гипергидрозом. Такого рода реакции расцениваются специалистами как симпато-адреналоваые.

       У большого количества взрослых заикающихся, в отличие от детей дошкольного  возраста, наблюдается логофобия. Логофобия  включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог.

       Различают два вида заикания - эволюционное, развивающееся  у детей дошкольного возраста в возрасте 2-6 лет, и симптоматическое, возникающее в различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы - черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.

       В зависимости от того, возникает ли эволюционное заикание на невротической  основе или на фоне признаков органического  поражения головного мозга, выделяют невротическую и неврозоподбную формы заболевания. Сочетанное действие указанных факторов характерно для смешанной формы заикания. По течению эволюционное заикание бывает стационарным, прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим.

       Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической  травматизации в возрасте 2-6 лет  и в дальнейшем характеризуется  волнообразностью течения. Иногда до появления  заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время наблюдается мутизм.

       Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует  возрастным срокам, а в отдельных  случаях может опережать их. Собственно речевые судорожные проявления бывают разными: чаще отмечаются клонические  артикуляционные судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении, а также тонико-клонические судороги в начале речи. Четко выражено ситуационно - обусловленное усиление заикания. Личностная реакция на дефект проявляется в виде волнения перед речью, отказов от речевого общения. Дефекты произношения в виде дислалии имеют место, но сравнительно легко поддаются коррекции[8, с. 41].

       Помимо  заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротическая симптоматика также носит волнообразный характер, утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада. Однако в дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми остаются практически без изменений.

       Движения  детей, страдающих невротическим заиканием, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы незначительно. Отмечается хорошая динамическая координация, переключаемость и одновременность и одновременность движений, достаточное развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, высокая упражняемость в моторных навыках. Сопутствующие речи движения сравнительно легко поддаются коррекции.

       Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений  органической церебральной недостаточности  анте-, пери- или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом. Последний проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности. В некоторых случаях диагностируется психопатоподобный синдром, который характеризуется трудностями поведения и явлениями двигательной расторможенности[7, с. 63].

       Заикание  возникает в возрасте 3-4 года вне  связи с психогенными моментами  на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Речь ухудшается при утомлении и после соматогений. Заикание имеет тенденцию к стойкому монотонному или прогредиентному течению. Раннее речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Дети с неврозоподобным заиканием обнаруживают наличие стертой формы дизартрии или выраженной дислалии. В ряде случаев неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Личностная реакция на дефект выражена слабо. Условия речевого общения не влияют на качество речи.

       Движения  детей, страдающих неврозоподобным  заиканием, обнаруживают разнообразные  нарушения. Больные затрудняются с  выполнением проб на статическую  и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыков. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Характерна недостаточность речевых движений по силе, точности, объему, переключаемости. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Система логопедических  занятий по преодолению  заикания у детей 

       Обучение  твердой ритмичной речи осуществляется по схеме последовательного усложнения форм и содержания речевых упражнений в соответствии с требованиями педагогического принципа постепенности перехода от легкого к трудному. Учащиеся усваивают разные по сложности виды речи, но было бы ошибкой планировать занятия по схеме поочередного прохождения этих видов. Можно пройти все виды речи, но это еще не гарантирует полное устранение заикания.

       Виды  речи не самоцель, а удобная и  проверенная форма упражнений для  тренировки органов речевого аппарата и формирования навыков обучаемой  речи. Это приводит к необходимости  сочетания на каждом занятии нескольких видов работы, предназначенных в основном для механической тренировки речевого аппарата.

Виды  работы № занятий Речевой материал Примечание
Хоровые упражнения 1—4 Звуки, слоги, слова, предложения  
Хоровое чтение 1- 5 
6-10 
4 - 20 
5 -25 (27) 
11 -23 
3-25 (27)
Тексты из букваря, правила речи  
Тексты из «Родной речи» 
Стихотворения из детских книжек 
Басни 
Тексты из детских книжек 
Тексты из учебников
Только на домашних занятиях
Сопряженно-отраженная речь 2—3 Картинки  из букваря  
Ответы  на вопросы 3—5 
3—12
Тексты и картинки из букваря 
Бытовые — по заданию логопеда и желанию учащихся
Дома —  по заданию родителей
Самостоятельное чтение 2—5 
6—10 
4—25(27) 
5—25(27) 
8—25(27) 
11—25(27)
Тексты из букваря 
Тексты из «Родной речи» 
Стихотворения из детских книжек 
Басни 
Тексты из учебников 
Тексты из детских книжек
Дома —  после шестого занятия
Пересказ 4—5 
6—10 
4—25(27) 
5—25(27) 
8—25(27) 
11—25(27) 
9—25(27)
Тексты из букваря 
Тексты из «Родной речи» 
Стихотворения из учебников 
Басни из учебников 
Загадки, пословицы, сказки 
Тексты из детских книжек 
Тексты из учебников
Дома —  после десятого занятия 
Дома — после восьмого занятия
Рассказ 5—6 
8—15 
  
8—25(27) 
16—22
Картинки  из букваря 
Серии картинок из наглядных пособий 
На заданную тему 
По картине
 
Контрольная речь (без движения руки) 11—25(27) Выборочно по разным видам работы Только в  кабинете

Информация о работе Заикание у детей дошкольного возраста