Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:45, контрольная работа
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века. Коменский был основоположником педагогики нового времени. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
7. “При усвоении всякого
8. “В школе следует приучать всех учеников применять к делу свои знания и мудрость, держась в отношении к вещам, которые находятся у них под руками, в отношении к ближним, с которыми они вместе живут, и в отношении к богу, под оком которого они ходят, так, чтобы с пользой продолжать в течение всей жизни начатое в школе направление”.
9. “Чтобы все делалось
Наряду с этими и с другими указаниями Коменский дает такие наставления и поучения методического характера о связи общения с жизнью, которые и поныне сохранили свою справедливость. Приведем несколько наиболее типичных из этих высказываний:
1. “Полезно давать детям для игры деревянные или оловянные лошадки, коров, овечек, колясочки, горшочки, столы, стулья, кружки, кастрюльки; они будут служить не только для игры, но и для содействия понимания вещей.
Ведь это и означает учить маленьких детей жизни, т.е. постепенно открывать им глаза на эти маленькие вещи, чтобы они не оставались слепыми в больших”.
2. “Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезными бременем земли. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни”.
3. “Ученики должны ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в чем, касающимися человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобы впоследствии легче обнаруживалась их природная наклонность, к чему кто чувствует преимущественное призвание.”
4. “Четвертый, пятый и шестой годы будут и должны быть полны ручного труда и всяких строительных работ. Нехорошим признаком является слишком спокойное состояние ребенка в время сидения и ходьбы. Если ребенок всегда бегает или всегда чего-то хочет делать, это служит верным доказательством здорового тела и живого ума. Поэтому, как было сказано, за чтобы ребенок не взялся, не только не нужно ему мешать, но скорее нужно помогать, с тем, чтобы все, что делается, делалось разумно и подготовляло дорогу дальнейшим серьезным трудам”.
Его учебник “Мир чувственных вещей в картинках” имеет специальные главы, обучающие какому-либо ремесленному труду или работе. Например: “Садоводство”, “Землеводство”, “Животноводство”, “Выпечка хлеба”, “Рыбная ловля” и т.д.
Следует подчеркнуть важное положение Коменского о том, что связь обучения с трудом не может строиться на подчинении обучения узкоремесленной задаче. Он указывает, что человеческая мудрость не может ограничиваться только узкими повседневными делами.
Вместе с тем Коменский не требует знания одного, или наоборот, всех ремесел, но по его мнению учащийся должен ознакомиться “со всеми приемами вообще” Коменский требует воспитывать у учащихся любовь к труду, прилежание и способность преодолевать трудности, причем эти качества должны воспитываться путем непосредственного участия в ней, поскольку “добро развивается посредством дела, а не посредством пустой болтовни”.
Третье требование Коменского - соответствие обучения возрасту учащегося, оно вытекает из идеи природосообразности. Коменский пишет: “Тот порядок, который мы желаем сделать универсальной идеей для искусства - всему учить и всему учиться, - должен быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного, как только из указаний природы...” По Коменскому, соблюдать закономерности в обучении можно лишь тогда, когда известны законы развития учащегося, его природа.
Однако во времена Коменского научное изучение психичекого развития ребенка фактически еще даже не было начато, поэтому Коменский искал аналогии с явлениями природы. “Природа, создавая птичку, не забывает ни головы, ни крыла, ни ноги, ни когтя, ни кожи, словом, что относится к сущности данного рода птицы... Таким же образом и в школах, образовывая человека необходимо образовывать его в целом, чтобы сделать его пригодным для настоящей жизни и вместе с тем подготовленным к самой вечности”.
Коменский в своем учении критикует факт перегрузги учащихся недоступным материалом. Он считал нужным не только устранить из обучения все, что недоступно пониманию детей, но и сделать возможным усвоение учащимся многого такого, что в условиях зубрежки и механических упражнений было непонятно для подавляющего большинства школьников. С этой целью Коменский считал необходимым совместное обучение детей, стоящих на одном и том же уровне развития: “Одинаковый детский возраст, одинаковые успехи, нравы и привычки более способствуют взаимному развитию, так как глубиною изобретательности один другого не превосходят. Между ними нет никакого стремления к господству одного над другим, никакого принуждения, никакого страха, но одинаковая любовь, искренность, свободные о каждом деле вопросы и ответы.
Коменский считает, что каждый
ребенок может одолеть
Эти взгляды Коменского
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лордкипанидзе
Д.О. Ян Амос Коменский, изд 2-е,
М, Педагогика, 1970
2. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня “Глаголь”, СПб 1995
Информация о работе Я.А.Коменский - основоположник педагогики Нового времени "Великая Дидактика"