Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:45, контрольная работа
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века. Коменский был основоположником педагогики нового времени. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века. Коменский был основоположником педагогики нового времени. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спустя долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике.
Ян Амос Коменский жил и творил в XVII веке, веке, который
знаменателен в истории Европы, и в истории Чехии в частности, как век открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими элементами. Процесс капиталистического развития разрушал экономическую структуру феодализма. В феодальной средневековой экономике начинается период коренного перелома. Всюду, где развиваются зачатки капиталистичеcкого производства, значительно развивается ремесло, изобретательство и наука.
Как известно, в средние века на протяжении нескольких столетий церковь отвергала большую часть культурного наследия античного мира и образование в средние века основывалось на богословии, все новое подвергая сомнению и жестокой критике.
Все это тормозило прогресс общественной мысли. И главной задачей новой эпохи стало преодоление средневекового догматизма и схоластики. Цель буржуазии состояла в создании новой, собственной идеологии, основанной на научных знаниях и соответствующих духу эпохи, гораздо более прогрессивной по сравнению с феодальной.
Новые явления в общественно-
В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. Лично мне понравился такой совет Коменского педагогам: "Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь фраз и мнений, а это значит - развивать способность к пониманию вещей, чтобы из этой способности потекли ручейки знаний...» Я.А. Коменский большое значение придавал активности и самостоятельности детей в учении: чтобы развивать познавательные способности и воспитывать жажду знаний, надо поощрять детскую любознательность и организовать самостоятельность в наблюдениях, в речи, в упражнениях, в применении знаний в практике.
Одной
из наиболее главных идей в педагогическом
наследии Коменского является идея развивающего
обучения. Идеями развития в процессе
обучения пронизаны практически
все произведения Я. А. Коменского. Развитие
им понимается, как реализация природных
задатков и дарований, в соответствии
с принципом
В
искусстве воспитания это означает
– развивать то, что имеет
человек «заложенным в
При
этом имелись в виду не просто имманентность
(имманентный – внутренне
Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается? Коменский в основном стоит на позициях теории эмпиризма (т. е. отрицание «врожденности» идей и развитие теории так называемой «чистой доски») и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от расы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.
Как уже говорилось, основное внимание, по Коменскому, следует уделить проблеме развития природных дарований.
“Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования».
“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.
“Легко понять, в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и, наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая, украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность о многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также в пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих, когда он будет искусен и в выполнении совершеннейших дел; в-четвертых, когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого”.
Итак,
из вышесказанного можно сделать
вывод, что человек рождается
не со знанием, а со способностями
к знанию, которые необходимо развивать
в соответствием с принципом
природосообразности. И это является главной
точкой зрения Коменского в теории развивающего
обучения.
СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ «ВЕЛИКОЙ
ДИДАКТИКИ»
Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.
Полное название книги звучит следующими образом: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».
Такое
длинное название характерно для
книг того периода. Заменяя собой
современную аннотацию оно
Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей».
В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему». При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.
Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.
Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (спекулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:
«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:
Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...»
Для
достижения этой цели Коменский разделяет
свою книгу на 33 главы. Вероятно, это
число является неслучайным. Дело в
том, что в том или ином виде
число «три» встречается
Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой антроподицею (оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни».
Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский тем не менее настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6). 7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. "... При образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов". Такой порядок должен быть переломлен, считает Коменский, и полагает, что "точный порядок для школы следует заимствовать от природы".
Для
реальной реформы схоластической школы
Коменский предлагает требования к
обучению (гл. 16), основы обучения
(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).
Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).
Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим слова Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг". Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей". Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.
Информация о работе Я.А.Коменский - основоположник педагогики Нового времени "Великая Дидактика"