Взаимосвязь эмпатии и конфликтности в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:37, реферат

Описание работы

Рассмотрение супружеских отношений сталкивается с широким кругом теоретических и методических проблем, без осмысления которых оно рискует быть неадекватным и эклектичным.

Содержание

Введение 3

1. Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений 4

2. Понятие конфликт и конфликтность 8

3. Конфликты в семье 11

4. История возникновение и современные трактовки понятия эмпатия 16

5. Влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье 19

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Эмпатия и конфликтность калинковская.docx

— 46.89 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по науке и образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Владимирский Государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на  тему: «Взаимосвязь эмпатии

и конфликтности в семье»

 

 

 

 

Выполнена студенткой

Группы ДО-53

Заочной формы  обучения

Факультета  ПиМНО

Лапшиновой  В.О.

Преподаватель:

Артамонова  Е.Р.

 

 

 

 

Владимир 2012

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений 4

2. Понятие конфликт и конфликтность 8

3. Конфликты в семье 11

4. История возникновение и современные трактовки понятия эмпатия 16

5. Влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье 19

Заключение 24

Список использованной литературы 26

 

 

Введение

 

Рассмотрение супружеских  отношений сталкивается с широким  кругом теоретических и методических проблем, без осмысления которых  оно рискует быть неадекватным и  эклектичным.

Семья является для человека первой и главной школой межличностных  отношений, накладывающей отпечаток  на всю его дальнейшую жизнь. Мы несем  в себе информацию своей семьи, свои семейные правила и сценарии, передающиеся из поколения в поколение. Это  наша модель поведения, которой мы продолжаем пользоваться и в новой семье, и в новых отношениях.

Проблемы, с которыми люди обращаются к психологам, так или  иначе связаны с семьей. Семейное консультирование сегодня приобретает  особое значение и помощь психолога  нужна в различных случаях. Супружеские  конфликты, трудности в отношениях между родителями и детьми, проблемы семей, состоящих из нескольких поколений  и многое другое.

Объект исследования: психология супружеских отношений.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье.

Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующий комплекс задач:

проанализировать теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских  отношений;

изучить понятие конфликт и конфликтность;

рассмотреть особенности  конфликтов в семье;

познакомиться с историей возникновения и современными трактовками  понятия эмпатия;

определить влияние эмпатии  супругов на конфликтность в семье.

 

 

1. Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений

 

Психологическая проблематика семьи наиболее ярко отразилась в трудах классиков психоаналитического, бихевиорального, гуманистического направлений психологической науки. В результате проведенной в конце 19 – начале 20 века работы представителями разных школ и направлений были выявлены и охарактеризованы различные феномены, связанные с функционированием семьи, например: чувство материнской привязанности, детская зависимость от родителей, потребность ребенка в родительской любви и сама любовь в широком смысле ее истолкования. Наибольшее внимание исследователей привлекало влияние семьи на процесс становления личности ребенка. Вместе с тем, необходимо отметить, что получаемые факты и выводимые из них обобщения носили разрозненный характер, являющийся, по сути, побочным к основной для конкретного научного течения проблематике. Предметная область психологии семьи как таковая еще не выделялась. Таким образом, период конца XIX в. – начала XX в. можно рассматривать в качестве периода диффузного накопления исходного психологического материала по проблемам семьи.

Развитие интереса к психотерапевтической практике, обозначившегося во многих психологических школах и в широких  социальных слоях, привело к оформлению в ХХ веке предметной области –  семейной психотерапии.

Особый «бум» психотерапии в сфере семейных отношений пришелся на 90-е годы XX века. Проведенные в  рамках данной проблематики исследования оказали значительное влияние на накопление эмпирического материала  и выработку теоретических положений, способствующих оформлению психологии семьи.

В современном психологическом  пространстве обозначились два основных подхода к изучению семьи: отношенческий  и ценностный. Каждый из этих подходов способствовал оформлению своих частных областей изучения психологии семьи.

Отношенческий подход базируется на рассмотрении семьи в единстве характерных для нее связей, опосредующих внешнюю и внутреннюю активность родителей и детей в их совместной деятельности. Семья при таком  подходе трактуется как исторически  конкретная система взаимоотношений  между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены  которой связаны брачными или  родственными отношениями, общностью  быта и взаимной моральной ответственностью; как основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных  узами супружества – родительства – родства, и тем самым определяющая воспроизводство населения и  преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и  поддержание существования членов семьи. Соответственно, данный подход лежит в основе выделения двух частных предметных областей психологии семьи: психологии детско-родительских отношений и психологии супружества. [9; 151]

В предметной области психологии детско-родительских отношений нами выделены следующие направления: 1) исследования феноменологии детско-родительских отношений, позволяющей раскрыть их специфику; 2) исследование организационных  и содержательных особенностей воспитательных воздействий родителей на детей; 3) исследования детско-родительских отношений, обремененных какими-либо структурными или психологическими проблемами. [9; 152]

Психология супружеских  отношений, как вторая из выделенных нами в рамках отношенческого подхода  частная предметная область психологии семьи, в центр своих интересов  помещает феномены, характерные для  личностного взаимодействия мужа и  жены, т.е. для партнеров, находящихся  в брачных отношениях. В рамках данной частной проблемной области  психологии семьи нами выделяются два  основных направления исследований: 1) исследования, раскрывающие психологическую  сущность супружества, свойственные ему функции, динамику и другие особенности функционирования; 2) исследования, а также психологическую сущность различных нарушений супружеских отношений. [9; 153]

Вторую частную предметную область психологии семьи составили  исследования, выполненные в рамках ценностного подхода. В круг психологических  исследований, включенных нами в рассматриваемое  частное предметное пространство семьи, попало изучение содержания: досупружеских  семейных ценностных ориентиров личности; семейных ценностей, обусловленных  спецификой этнокультурного пространства; зависимости семейных ценностей  супружеской семьи от родительской семьи; семейных ценностей в разных социально-экономических условиях; семейных ценностей в разных типах  семьи; полоролевой обусловленности  семейных ценностей; семейных ценностей  на разных этапах супружества; семейных ценностей у субъектов со спецификой жизненных приоритетов и разными  типами личности и т.д. [9; 153]

В настоящее время в  рамках психологии семьи все отчетливее выделяется новый исследовательский  подход – ресурсный, – позволяющий  по-новому рассмотреть ряд актуальных для рассматриваемого предметного  пространства проблем. Психические ресурсы могут рассматриваться в связи с развитием личности. Данная проблематика органично входит в поле исследовательских интересов отечественной и зарубежной психологической науки. [9; 154]

При этом каждому научному направлению присущи свои научные  приоритеты и свое видение ведущих  факторов развития. В зарубежной психологии вскрыты факторы развития личности и раскрыты психологические причины  трудностей на его пути; значительное внимание уделено личностному росту; акцент при этом сделан на процессах  самоактуализации, самореализации и  пр.

В отечественной психологии развитие личности рассматривалось  преимущественно в контексте  деятельности человека и характеристик  его жизненного пути, наличия или отсутствия у него позиции субъекта своей жизни. Общим для отечественной и зарубежной психологии является признание значимости семейного окружения в развитии личности, особенно, в первые годы жизни человека. Обобщая высказанные позиции, отметим, что семья создает особое пространство, стимулирующее или ограничивающее личностное развитие. И в отечественной, и в зарубежной психологии в качестве значимых для личности рассматриваются феномены, образующиеся в семейном пространстве – доверие, принятие, понимание, заботу, любовь, эмпатию и пр., – которые способны поддержать, направить, стимулировать позитивные процессы развития, а также сгладить или нейтрализовать негативные проявления. [3; 18]

 

 

2. Понятие конфликт и конфликтность

 

В психологии понятие конфликта  применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и  кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

Приведем некоторые наиболее распространенные определения данного  понятия в психологической науке. «Психологический словарь» определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В.В. Дружинин и его  соавторы дают следующее определение  конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем». [5; 27] Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами). (7, с. 8) А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». [2; 16]

В психологической науке  традиционно выделяются следующие  основные подходы к исследованию конфликта: психодинамический, бихевиористский, ситуационный и когнитивный.

Представление о конфликте  как интрапсихическом явлении развивалось  психодинамическими подходами. Основная традиция в его подобной интерпретации  заложена Фрейдом. Так, в психоаналитической концепции конфликт – это важнейший теоретический конструкт, ключ к пониманию психической жизни человека. Конфликту приписывается изначальный характер в силу противоречивости самой природы человека. Основное внимание в психоаналитических работах уделялось внутренним конфликтам неосознаваемого характера. Конфликт с точки зрения психоанализа возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Только в рамках этих законов и можно адекватно объяснить и описать интрапсихический феномен. Интерперсональные конфликты в психоаналитической традиции также интерпретируются через внутриличностные особенности человека. Стойкая тенденция к межличностным осложнениям является следствием искажений в базисных аттитюдах человека, возникающих под влиянием неблагоприятного опыта, приобретенного преимущественно в детстве.

Ситуационный подход в  исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской  традиции, сделавшей акцент на внешних  детерминантах их возникновения. Предметом  изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые  конфликты и их поведенческие  характеристики. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма  реакции на внешнюю ситуацию. Стойкая  тенденция личности к конфликтному реагированию в поведенческих подходах является следствием закрепления соответствующих  моделей в поведенческом репертуаре.

Наибольший вклад в  изучение ситуационной детерминации конфликта  внес М. Дойч, в работах которого конфликт описывается как следствие  объективного столкновения интересов  сторон. Результаты исследований Дойча  легли в основу созданной им концепции  кооперации — конкуренции.

С точки зрения когнитивных  подходов конфликт может быть понят  только с учетом субъективного отражения  тех или иных параметров ситуации, которое становится основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии  конфликтов. Традиция субъективного понимания ситуации и ситуационной детерминации поведения была заложена Левином, первым психологом, исследовавшим конфликты. Когнитивные подходы описали когнитивное измерение конфликта, а также предложили его понимание как специфической когнитивной схемы, в соответствии с которой конфликт – это не свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе.

Каждый из классических подходов психологической науки  инициировал поиск феноменологии, соответствующей теоретическим  представлениям, и внес свой вклад  в понимание и описание эмоционального, поведенческого и когнитивного измерения  конфликта.

Современные тенденции в  подходе к конфликтам проявляются  в преимущественной ориентации на практическую работу и увеличении количества практических разработок и соответствующем снижении числа теоретических исследований. Общепризнанным становится не просто принятие конфликтов в качестве естественной формы психической жизни людей, будь то внутриличностные или межличностные  конфликты, но и признание их важных функций в развитии личности и  ее отношениях с другими людьми. Нерешенными в психологии остаются проблемы с определением конфликта  и объемом его понятия. [4; 91]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Конфликты в семье

 

По мнению специалистов, изучающих семью, совместимость  брачных партнеров достигается  не всегда и обычно не сразу. Любой, даже самый частный аспект внутренней, глубинной несовместимости неизбежно  проявится на поверхности в виде поведенческих конфликтов.

Информация о работе Взаимосвязь эмпатии и конфликтности в семье