Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:37, реферат
Рассмотрение супружеских отношений сталкивается с широким кругом теоретических и методических проблем, без осмысления которых оно рискует быть неадекватным и эклектичным.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений 4
2. Понятие конфликт и конфликтность 8
3. Конфликты в семье 11
4. История возникновение и современные трактовки понятия эмпатия 16
5. Влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Федеральное агентство по науке и образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский Государственный университет»
Реферат
на тему: «Взаимосвязь эмпатии
и конфликтности в семье»
Выполнена студенткой
Группы ДО-53
Заочной формы обучения
Факультета ПиМНО
Лапшиновой В.О.
Преподаватель:
Артамонова Е.Р.
Владимир 2012
Содержание
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений 4
2. Понятие конфликт и конфликтность 8
3. Конфликты в семье 11
4. История возникновение и современные трактовки понятия эмпатия 16
5. Влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Рассмотрение супружеских отношений сталкивается с широким кругом теоретических и методических проблем, без осмысления которых оно рискует быть неадекватным и эклектичным.
Семья является для человека первой и главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Мы несем в себе информацию своей семьи, свои семейные правила и сценарии, передающиеся из поколения в поколение. Это наша модель поведения, которой мы продолжаем пользоваться и в новой семье, и в новых отношениях.
Проблемы, с которыми люди обращаются к психологам, так или иначе связаны с семьей. Семейное консультирование сегодня приобретает особое значение и помощь психолога нужна в различных случаях. Супружеские конфликты, трудности в отношениях между родителями и детьми, проблемы семей, состоящих из нескольких поколений и многое другое.
Объект исследования: психология супружеских отношений.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующий комплекс задач:
проанализировать теоретико-
изучить понятие конфликт и конфликтность;
рассмотреть особенности конфликтов в семье;
познакомиться с историей возникновения и современными трактовками понятия эмпатия;
определить влияние эмпатии супругов на конфликтность в семье.
1. Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений
Психологическая проблематика семьи наиболее ярко отразилась в трудах классиков психоаналитического, бихевиорального, гуманистического направлений психологической науки. В результате проведенной в конце 19 – начале 20 века работы представителями разных школ и направлений были выявлены и охарактеризованы различные феномены, связанные с функционированием семьи, например: чувство материнской привязанности, детская зависимость от родителей, потребность ребенка в родительской любви и сама любовь в широком смысле ее истолкования. Наибольшее внимание исследователей привлекало влияние семьи на процесс становления личности ребенка. Вместе с тем, необходимо отметить, что получаемые факты и выводимые из них обобщения носили разрозненный характер, являющийся, по сути, побочным к основной для конкретного научного течения проблематике. Предметная область психологии семьи как таковая еще не выделялась. Таким образом, период конца XIX в. – начала XX в. можно рассматривать в качестве периода диффузного накопления исходного психологического материала по проблемам семьи.
Развитие интереса к психотерапевтической практике, обозначившегося во многих психологических школах и в широких социальных слоях, привело к оформлению в ХХ веке предметной области – семейной психотерапии.
Особый «бум» психотерапии
в сфере семейных отношений пришелся
на 90-е годы XX века. Проведенные в
рамках данной проблематики исследования
оказали значительное влияние на
накопление эмпирического материала
и выработку теоретических
В современном психологическом пространстве обозначились два основных подхода к изучению семьи: отношенческий и ценностный. Каждый из этих подходов способствовал оформлению своих частных областей изучения психологии семьи.
Отношенческий подход базируется
на рассмотрении семьи в единстве
характерных для нее связей, опосредующих
внешнюю и внутреннюю активность
родителей и детей в их совместной
деятельности. Семья при таком
подходе трактуется как исторически
конкретная система взаимоотношений
между супругами, между родителями
и детьми, как малой группы, члены
которой связаны брачными или
родственными отношениями, общностью
быта и взаимной моральной ответственностью;
как основанная на единой общесемейной
деятельности общность людей, связанных
узами супружества –
В предметной области психологии
детско-родительских отношений нами
выделены следующие направления: 1)
исследования феноменологии детско-
Психология супружеских отношений, как вторая из выделенных нами в рамках отношенческого подхода частная предметная область психологии семьи, в центр своих интересов помещает феномены, характерные для личностного взаимодействия мужа и жены, т.е. для партнеров, находящихся в брачных отношениях. В рамках данной частной проблемной области психологии семьи нами выделяются два основных направления исследований: 1) исследования, раскрывающие психологическую сущность супружества, свойственные ему функции, динамику и другие особенности функционирования; 2) исследования, а также психологическую сущность различных нарушений супружеских отношений. [9; 153]
Вторую частную предметную
область психологии семьи составили
исследования, выполненные в рамках
ценностного подхода. В круг психологических
исследований, включенных нами в рассматриваемое
частное предметное пространство семьи,
попало изучение содержания: досупружеских
семейных ценностных ориентиров личности;
семейных ценностей, обусловленных
спецификой этнокультурного пространства;
зависимости семейных ценностей
супружеской семьи от родительской
семьи; семейных ценностей в разных
социально-экономических
В настоящее время в рамках психологии семьи все отчетливее выделяется новый исследовательский подход – ресурсный, – позволяющий по-новому рассмотреть ряд актуальных для рассматриваемого предметного пространства проблем. Психические ресурсы могут рассматриваться в связи с развитием личности. Данная проблематика органично входит в поле исследовательских интересов отечественной и зарубежной психологической науки. [9; 154]
При этом каждому научному направлению присущи свои научные приоритеты и свое видение ведущих факторов развития. В зарубежной психологии вскрыты факторы развития личности и раскрыты психологические причины трудностей на его пути; значительное внимание уделено личностному росту; акцент при этом сделан на процессах самоактуализации, самореализации и пр.
В отечественной психологии развитие личности рассматривалось преимущественно в контексте деятельности человека и характеристик его жизненного пути, наличия или отсутствия у него позиции субъекта своей жизни. Общим для отечественной и зарубежной психологии является признание значимости семейного окружения в развитии личности, особенно, в первые годы жизни человека. Обобщая высказанные позиции, отметим, что семья создает особое пространство, стимулирующее или ограничивающее личностное развитие. И в отечественной, и в зарубежной психологии в качестве значимых для личности рассматриваются феномены, образующиеся в семейном пространстве – доверие, принятие, понимание, заботу, любовь, эмпатию и пр., – которые способны поддержать, направить, стимулировать позитивные процессы развития, а также сгладить или нейтрализовать негативные проявления. [3; 18]
2. Понятие конфликт и
В психологии понятие конфликта
применяется достаточно широко, фактически
адресуясь ко всем разнородным явлениям,
связанным с психикой людей. Конфликтом
называют и межличностные трудности,
и внутриличностные переживания, и
кризисные явления (предмет психотерапевтической
работы), и столкновение алгоритмов
решения учебных задач у
Приведем некоторые наиболее
распространенные определения данного
понятия в психологической
В психологической науке традиционно выделяются следующие основные подходы к исследованию конфликта: психодинамический, бихевиористский, ситуационный и когнитивный.
Представление о конфликте как интрапсихическом явлении развивалось психодинамическими подходами. Основная традиция в его подобной интерпретации заложена Фрейдом. Так, в психоаналитической концепции конфликт – это важнейший теоретический конструкт, ключ к пониманию психической жизни человека. Конфликту приписывается изначальный характер в силу противоречивости самой природы человека. Основное внимание в психоаналитических работах уделялось внутренним конфликтам неосознаваемого характера. Конфликт с точки зрения психоанализа возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Только в рамках этих законов и можно адекватно объяснить и описать интрапсихический феномен. Интерперсональные конфликты в психоаналитической традиции также интерпретируются через внутриличностные особенности человека. Стойкая тенденция к межличностным осложнениям является следствием искажений в базисных аттитюдах человека, возникающих под влиянием неблагоприятного опыта, приобретенного преимущественно в детстве.
Ситуационный подход в
исследовании конфликтов был реализован,
прежде всего, в бихевиористской
традиции, сделавшей акцент на внешних
детерминантах их возникновения. Предметом
изучения ситуационных подходов в исследовании
конфликтов стали внешне наблюдаемые
конфликты и их поведенческие
характеристики. В рамках ситуационных
представлений конфликт есть форма
реакции на внешнюю ситуацию. Стойкая
тенденция личности к конфликтному
реагированию в поведенческих подходах
является следствием закрепления соответствующих
моделей в поведенческом
Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М. Дойч, в работах которого конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов сторон. Результаты исследований Дойча легли в основу созданной им концепции кооперации — конкуренции.
С точки зрения когнитивных подходов конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, которое становится основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликтов. Традиция субъективного понимания ситуации и ситуационной детерминации поведения была заложена Левином, первым психологом, исследовавшим конфликты. Когнитивные подходы описали когнитивное измерение конфликта, а также предложили его понимание как специфической когнитивной схемы, в соответствии с которой конфликт – это не свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе.
Каждый из классических
подходов психологической науки
инициировал поиск
Современные тенденции в
подходе к конфликтам проявляются
в преимущественной ориентации на практическую
работу и увеличении количества практических
разработок и соответствующем снижении
числа теоретических
3. Конфликты в семье
По мнению специалистов,
изучающих семью, совместимость
брачных партнеров достигается
не всегда и обычно не сразу. Любой,
даже самый частный аспект внутренней,
глубинной несовместимости
Информация о работе Взаимосвязь эмпатии и конфликтности в семье