Взаимоотношения детей со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ 5
1.1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.2. ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 8
1.3. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 11
1.5. ПРОБЛЕМНЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ 17
1.6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

взаимоотнош-я со сверстниками!!!.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

    Даже  собственная "доброта" или "справедливость" подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, "плохим" детям.

    В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции. [7, с.81]

      1.6. Педагогические условия формирования доброжелательного отношения к сверстникам

    Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной "прибавки" к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

    Однако  какое именно влияние должен оказывать  взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

    В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация  совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного  взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку "увидеть" сверстника. Игрушка как бы "закрывает" человеческие качества другого ребенка.

    Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам  друг друга: демонстрирует достоинства  сверстника, ласково называет его  по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку "открыть" сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

    Одной из наиболее эффективных форм субъектного  взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых  они действуют одновременно и  одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. [16]

    Однако  что делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?

    Сразу следует сказать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные  примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.

    Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется  в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении  или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

    Наиболее  распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается  осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной "азбукой чувств". Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других. [17]

    В этой связи возникает необходимость  новых подходов к формированию отношений  дошкольников. Основной стратегией этого  формирования должно стать не рефлексия  своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

    В последнее время формирование положительной  самооценки, поощрение и признание  достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений. [16]

    В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание "угодить" взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

    Необходимо  также отказаться от соревновательного  начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

    Часто многочисленные ссоры и конфликты  возникают на почве обладания  игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

    Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные "дразнилки", "обзывалки" и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому развитие гуманных чувств должно свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику, жесты и пр. [17]

    Таким образом, воспитание гуманных отношений  должно базироваться на следующих принципах.

    1. Безоценочность. Любая оценка (даже  положительная) способствует фиксированности  на собственных качествах, достоинствах  и недостатках. Именно этим  обусловлено ограничение высказываний  ребенка сверстнику. Минимизация  оценочных суждений, использование  экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.

    2. Отказ от реальных предметов  и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета  отвлекает детей от непосредственного  взаимодействия. Дети начинают общаться "по поводу" чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

    3. Отсутствие соревновательного начала  в играх. Поскольку фиксированность  на собственных качествах и  достоинствах порождает яркую  демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

    Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности  видеть в сверстниках друзей и  партнеров. Чувство общности и способность "увидеть" другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Заключение

    Итак, в заключение необходимо подчеркнуть, что дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

    Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.

    Таким образом, в работе по изучению общения  дошкольников друг с другом в группе детского сада можно сделать следующие выводы:

    У детей шестилетнего и семилетнего   возраста идет активно сплочение  коллектива.

    Взаимоотношения довольно устойчивые.

    Основными мотивами выбора являются - игровой, трудовой и нравственный.

    Удачным методом воспитания взаимоотношений  является совместная деятельность.

    У детей шести лет можно сформировать осмысленные нравственные представления. 

Список  использованной литературы

  1. Бариленко И.В. Становление взаимоотношений  у старших дошкольников// Вопросы  психологии. - 1999. - №4.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.: Издательство «Институт практической психологии», М.:: НПО «МОДЭК», 2001
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. – М.: Академия, 1999.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997
  5. Галигузова П.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. -М., 1992
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  8. Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование. - 2005. - №2.
  9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Инфра-М, 2002. - 456с.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
  11. Немов Р.С. Психология. к.1. – М.: Психология,  2001
  12. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Академия, 1998.
  13. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной. – М.: Педагогика, 1998.
  14. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
  15. Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института // Вопросы психологии. – 2004. - №2
  16. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8. – С.73-76.
  17. Смирнова Е.О. Общение ребёнка со сверстниками // Мама и малыш. – 2004. - №9.
  18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997, 332с.
  19. Усова А. П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 1970. – 208 с.
  20. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Психология, 2005

Информация о работе Взаимоотношения детей со сверстниками