Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:06, контрольная работа
Цель нашей работы: исследовать проблему взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.
Охарактеризовать формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста…………………………………………………….5
2. Формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Библиографический список используемой литературы……………………..14
Взаимодействие ДОУ с родителями детей раннего возраста
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список используемой литературы……………………..14
Введение
Современная политика нашего государства направлена на социальную поддержку семьи и признание ее первостепенной роли в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка.
В Законе РФ «Об образовании» в статье 18, пункт 1, говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте» [6].
В последние годы, как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам семьи, родительства, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Такими учеными как Т.В.Архиреева, Т.М.Зенкова, И.С.Кон, Н.Л.Мудрова, Р.В.Овчарова, И.А.Стародубцева определены ценности семьи, ее основные функции, подходы и принципы взаимодействия с семьей, раскрываются направления, содержание, формы и методы работы с родителями.
Особого внимания требует взаимодействие дошкольного учреждения с родителями детей раннего возраста.
Многие родители детей от 1года до 3 лет имеют представления о данном возрасте лишь как о периоде физического развития и физиологического созревания и считают, что психическое развитие и формирование личности начинается только с трех лет, и это является причиной, по которой они не уделяют ему должного внимания. Другая проблема, когда родители, не зная особенностей развития детей раннего возраста и зачастую переоценивая его возможности, начинают усиленно развивать интеллект у своего двухлетнего ребенка, предъявлять к нему чрезмерно высокие требования, что неизбежно приводит к невротизации малыша[5].
Данные факты свидетельствуют о том, что родителям необходима педагогическая помощь, администрации дошкольного образовательного учреждения, психолога, педагога, врача и других специалистов.
Мы считаем, что данная помощь может быть эффективно реализована в рамках взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями детей раннего возраста.
Цель нашей работы: исследовать проблему взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.
Задачи:
Работа с семьей - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Семья и дошкольное учреждение - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей [6].
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, их развитие требует непременного участия взрослых.
Развитие детей раннего возраста также успешно изучалось в работах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина.
М.И. Лисина выделяет факторы, влияющие на успешность воспитания ребенка раннего возраста. К ним относятся следующие: предоставление ребенку возможности активно действовать со многими разнообразными предметами; постоянное участие взрослого или старших в играх и занятиях с ребенком; организация общения ребенка со сверстниками и помощь им в налаживании игр и занятии; сочетание семейного (эмоционального) и общественного (деловые контакты) воспитания [7].
Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольные учреждения с 1 г. 2 (5) мес. Для того чтобы пребывание маленького ребенка в ДОУ было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.
В настоящее время используется термин «взаимодействие» детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей.
Один из важных механизмов социализации ребенка (по И.О. Кону) — подкрепление, что предполагает повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны всех взрослых. Если этот механизм нарушается, то у ребенка плохо формируются навыки, привычки, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить, могут даже возникнуть невротические проявления.
Отсутствие единства воздействий на детей в семье и ДОУ негативно сказывается на развитии детей. Типичным является различное поведение детей дома и в ДОУ. Так, в детском саду формируются у ребенка навыки самообслуживания, а мама или бабушка говорят, что ребенок еще маленький, и начинают одевать его, обувать или выполнять за него еще какую-то работу, не давая возможности проявить ему самостоятельность. Часто стремление ребенка к самостоятельности родители расценивают как упрямство или «вредность», что дает повод к конфликтам. Позже эти родители сами будут удивляться, почему их ребенок ленив [4].
Дети приходят из дома по-разному подготовленными к детскому саду. Один ребенок уже может себя обслужить, у него достаточно развита речь, навыки делового общения, другой ребенок заметно отстает в развитии в силу чрезмерной опеки взрослых. Доказано, если у ребенка налажено «деловое общение» со сверстниками и взрослыми, развиты навыки самообслуживания, адаптация проходит более успешно.
Л.Н. Павлова показывает,
что в современной семье в 3
раза больше детей с задержкой
психического развития, вырос детский
травматизм, родители не проводят занятий
с детьми, не знакомятся с педагогикой
раннего возраста и не подозревают,
что малыш живет своей
Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости. Современный педагог воплощает идеи личностно – ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества составляет важный компонент ценностных установок. Работа дошкольного учреждения была бы невозможна без поддержки и помощи родителей. Ведь в первую очередь они заинтересованы, в каких условиях воспитываются их дети, так как большую часть времени малыши проводят в стенах детского сада [5].
Успех сотрудничества во многом
зависит от взаимных установок семьи
и детского сада. Наиболее оптимально
они складываются, если обе стороны
осознают необходимость
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. инициатором установленного сотрудничества конечно же являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить и родителей.
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства.
Стремительный темп развития детей этого возраста ведет к необходимости более часто, чем в последующем, изменять задачи, содержание, методы воспитания и режим дня. Поэтому требуется и более частое (по сравнению с дошкольными группами) общение педагогов с семьей, в процессе которого родители знакомятся с тем новым, что должно быть внесено в воспитание ребенка на каждой очередной возрастной ступени[5].
Поскольку в первые годы жизни ребенка особенно выражены индивидуальные различия в темпе развития, наряду с общими формами работы с родителями большое место отводится и индивидуальным.
Специальное внимание следует уделять тем родителям, дети которых впервые стали посещать детское учреждение, с тем, чтобы совместными усилиями облегчить ребенку процесс адаптации.
Поскольку группы комплектуются таким образом, что в них могут оказаться дети разных возрастных подгрупп, каждая из которых имеет свой режим дня и некоторые особенности воспитания, целесообразно проводить работу с родителями дифференцированно, объединяя их в соответствии с возрастом детей (кроме общих собраний родителей всех детей группы).
Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.
Недостаточно просто давать знания родителям – необходимо сформировать желание и умение родителей свободно участвовать, делиться опытом, дискутировать – одним словом, раскрепостить их. Степень активности родителей можно условно разделить на три этапа [11].
На первом этапе минимальная активность родителей постепенно переходит в активное слушание. Основной задачей работы с родителями является установление сотрудничества детского сада и родителей; ознакомление родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста. Среди наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями хочется отметить:
- Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере можно рассказать родителям о детском саде, познакомить со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей использовать игры на знакомство («Сделай так…», «Снежный ком», «Непослушные шарики» и др.)
- Информационно-практические занятия – позволяют повысить активность родителей и мобилизуют их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. На занятиях рекомендуется использовать игры на знакомство, сплочение, снятие эмоционального напряжения. С учетом темы занятия (например, «Роль игрушки в жизни ребенка») родителям можно предложить задания на выполнение общей деятельности («Коллективный портрет ребенка раннего возраста» или «Презентация развивающей игрушки»).
Информация о работе Взаимодействие ДОУ с родителями детей раннего возраста