Взаимодействие ДОУ с родителями детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы: исследовать проблему взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.
Охарактеризовать формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста…………………………………………………….5
2. Формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Библиографический список используемой литературы……………………..14

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие ДОУ с родителями детей раннего возраста.docx

— 31.08 Кб (Скачать)

Взаимодействие ДОУ с родителями детей раннего возраста

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста…………………………………………………….5
  2. Формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста….9

Заключение……………………………………………………………………….13

Библиографический список используемой литературы……………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная политика нашего государства направлена на социальную поддержку семьи и признание  ее первостепенной роли в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении  личности ребенка.

В Законе РФ «Об образовании» в статье 18, пункт 1, говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте» [6].

В последние годы, как  в науке, так и в образовательной  практике уделяется большое внимание проблемам семьи, родительства, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Такими учеными как Т.В.Архиреева, Т.М.Зенкова, И.С.Кон, Н.Л.Мудрова, Р.В.Овчарова, И.А.Стародубцева  определены ценности семьи, ее основные функции, подходы и принципы взаимодействия с семьей, раскрываются направления, содержание, формы и методы работы с родителями.

Особого внимания требует  взаимодействие дошкольного учреждения с родителями детей раннего возраста.

Многие родители детей  от 1года до 3 лет имеют представления  о данном возрасте лишь как о периоде  физического развития и физиологического созревания и считают, что психическое  развитие и формирование личности начинается только с трех лет, и это является причиной, по которой они не уделяют  ему должного внимания. Другая проблема, когда родители, не зная особенностей развития детей раннего возраста и зачастую переоценивая его возможности, начинают усиленно развивать интеллект  у своего двухлетнего ребенка, предъявлять  к нему чрезмерно высокие требования, что неизбежно приводит к невротизации малыша[5].

Данные факты свидетельствуют  о том, что родителям необходима педагогическая помощь, администрации  дошкольного образовательного учреждения, психолога, педагога, врача и других специалистов.

Мы считаем, что данная помощь может быть эффективно реализована  в рамках взаимодействия дошкольного  образовательного учреждения с родителями детей раннего возраста.

Цель нашей работы: исследовать проблему взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.
  2. Охарактеризовать формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста

 

Работа с семьей - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Семья и дошкольное учреждение - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей [6].

Ранний возраст - чрезвычайно  важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё  впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни  закладываются наиболее важные и  фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие  к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, их развитие требует непременного участия взрослых.

Развитие детей раннего  возраста также успешно изучалось  в работах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина.

М.И. Лисина выделяет факторы, влияющие на успешность воспитания ребенка раннего возраста. К ним относятся следующие: предоставление ребенку возможности активно действовать со многими разнообразными предметами; постоянное участие взрослого или старших в играх и занятиях с ребенком; организация общения ребенка со сверстниками и помощь им в налаживании игр и занятии; сочетание семейного (эмоционального) и общественного (деловые контакты) воспитания [7].

Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольные учреждения с 1 г. 2 (5) мес. Для того чтобы пребывание маленького ребенка в ДОУ было комфортным, полноценно развивались  его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.

В настоящее время используется термин «взаимодействие» детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей  по воспитанию ребенка, общение, обмен  мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей.

Один из важных механизмов социализации ребенка (по И.О. Кону) —  подкрепление, что предполагает повторение одних и тех же требований к  ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны всех взрослых. Если этот механизм нарушается, то у ребенка плохо формируются  навыки, привычки, он плохо усваивает  правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить, могут даже возникнуть невротические  проявления.

Отсутствие единства воздействий  на детей в семье и ДОУ негативно  сказывается на развитии детей. Типичным является различное поведение детей  дома и в ДОУ. Так, в детском  саду формируются у ребенка навыки самообслуживания, а мама или бабушка говорят, что ребенок еще маленький, и начинают одевать его, обувать или выполнять за него еще какую-то работу, не давая возможности проявить ему самостоятельность. Часто стремление ребенка к самостоятельности родители расценивают как упрямство или «вредность», что дает повод к конфликтам. Позже эти родители сами будут удивляться, почему их ребенок ленив [4].

Дети приходят из дома по-разному  подготовленными к детскому саду. Один ребенок уже может себя обслужить, у него достаточно развита речь, навыки делового общения, другой ребенок  заметно отстает в развитии в  силу чрезмерной опеки взрослых. Доказано, если у ребенка налажено «деловое общение» со сверстниками и взрослыми, развиты навыки самообслуживания, адаптация  проходит более успешно.

Л.Н. Павлова показывает, что в современной семье в 3 раза больше детей с задержкой  психического развития, вырос детский  травматизм, родители не проводят занятий  с детьми, не знакомятся с педагогикой  раннего возраста и не подозревают, что малыш живет своей эмоциональной  жизнью, требует не только пищи телесной, но и духовной. Из этого следует  вывод о том, что семье необходимо оказывать педагогическую помощь [10].

Современная  образовательная  ситуация открывает новые возможности  сотрудничества педагогов и родителей  на принципах партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости. Современный педагог воплощает идеи личностно – ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества составляет важный компонент ценностных установок. Работа дошкольного учреждения была бы невозможна без поддержки и помощи родителей. Ведь в первую очередь они заинтересованы, в каких условиях воспитываются их дети, так как большую часть времени малыши проводят в стенах детского сада [5].

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи  и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны  осознают необходимость целенаправленного  воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении  педагога к ребёнку; чувствовали  компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его  добрым, неравнодушным отношением к  ребёнку, умением растить в нём  хорошее, великодушием и милосердием. Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали  в психолого-педагогическом просвещении  родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей  в образовательную работу детского сада[4].

Таким образом, можно сделать  вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. инициатором установленного сотрудничества конечно же являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста

 

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей  раннего возраста в условиях ДОУ  имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода  раннего детства.

Стремительный темп развития детей этого возраста ведет к  необходимости более часто, чем  в последующем, изменять задачи, содержание, методы воспитания и режим дня. Поэтому  требуется и более частое (по сравнению  с дошкольными группами) общение  педагогов с семьей, в процессе которого родители знакомятся с тем  новым, что должно быть внесено в  воспитание ребенка на каждой очередной  возрастной ступени[5].

Поскольку в первые годы жизни ребенка особенно выражены индивидуальные различия в темпе  развития, наряду с общими формами  работы с родителями большое место  отводится и индивидуальным.

Специальное внимание следует  уделять тем родителям, дети которых  впервые стали посещать детское  учреждение, с тем, чтобы совместными  усилиями облегчить ребенку процесс  адаптации.

Поскольку группы комплектуются  таким образом, что в них могут  оказаться дети разных возрастных подгрупп, каждая из которых имеет свой режим  дня и некоторые особенности  воспитания, целесообразно проводить  работу с родителями дифференцированно, объединяя их в соответствии с возрастом детей (кроме общих собраний родителей всех детей группы).

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей  носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Недостаточно просто давать знания родителям – необходимо сформировать желание и умение родителей свободно участвовать, делиться опытом, дискутировать  – одним словом, раскрепостить  их. Степень активности родителей  можно условно разделить на три  этапа [11].

На первом этапе минимальная активность родителей постепенно переходит в активное слушание. Основной задачей работы с родителями является установление сотрудничества детского сада и родителей; ознакомление родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста. Среди наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями хочется отметить:

- Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере можно рассказать родителям о детском саде, познакомить со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей использовать игры на знакомство («Сделай так…», «Снежный ком», «Непослушные шарики» и др.)

- Информационно-практические занятия – позволяют повысить активность родителей и мобилизуют их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. На занятиях рекомендуется использовать игры на знакомство, сплочение, снятие эмоционального напряжения. С учетом темы занятия (например, «Роль игрушки в жизни ребенка») родителям можно предложить задания на выполнение общей деятельности («Коллективный портрет ребенка раннего возраста» или «Презентация развивающей игрушки»). 

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с родителями детей раннего возраста