Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:54, реферат
Образование представляет одну из центральных проблем в Германии и заслуживает большого внимания. Вплоть до середины прошлого века Германия представляла собой конгломерат множества мелких княжеств. Даже в конце 18 века их число достигало 297 на 30 млн. жителей. Феодальная раздробленность страны тормозила ее социально-экономическое развитие, и Германия длительное время значительно отставала от других стран Европы, в частности от Франции и Англии.
Введение…………..
Система образования в Германии..
Система школьного образования…..
Система профессионального образования….
Система высшего образования…
Подготовка учителей………………..
Принята программа помощи профессиональному образованию в новых землях с целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших фирмах будут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые и средние предприятия в содействии профессиональному образованию, предусмотрены дотации на каждого ученика.
Опекунский совет, в ведении которого находится вся собственность бывшей ГДР и который занимается приватизацией государственных предприятий, предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В целом оптимальным средством расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм.
Академический ландшафт Федеративной Республики привлекателен как для начинающих студентов, так и для молодых учёных. Его отличительная черта - гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных достижений науки. В "студенческом городке Германия" насчитывается более 300 вузов. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.
Главный принцип высшего образования в Германии - "академическая свобода", поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах. В соответствии с принципом "академической свободы" обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.
Другой
важный принцип немецких вузов - связь
учёбного процесса и научных исследований.
В университетах ФРГ работает
много известных учёных. В лабораториях
при университетах часто
Научные и учебные процессы происходят не в "башне из слоновой кости", то есть не ограничиваются одними лишь теоретическими занятиями и разработками. В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов.
Сегодня в Федеративной Республике Германии насчитывается более 300 высших учебных заведений, в которых обучается свыше 1млн. 800 тыс. студентов. Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов:
Университеты (Universitaten).
Возникшие еще в 14-15 веках, университеты имели три направления: философский, медицинский и теологический. В настоящее же время современный немецкий университет это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.
Технические университеты (Technische Universitaten)
Данные университеты фокусируют внимание своих студентов на определенных направлениях: технических, естественно- научных, экономических специальностях. Однако различие между техническими университетами и просто университе- тами в поспоследнее время весьма условно, поскольку, как правило, и в технических университетах есть отделе- ния гуманитарных и прикладных наук.
Институты (Fachhochschulen). Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инжене-ров, экономистов и др. Основное отличие от универси- тетов состоит в том, что СВШ основное внимание уделяют прак- тическим программам.
Кроме того существует специальные высшие учебные заведения
Педагогические (Padagogische Hochschulen), Теологические (Theological Colleges) , Музыкальные (Musik-Hochschule), Административные (Verwaltungs-fachhochschulen) специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen)
Университет города Бремена. Один из самых молодых и современных университетов Германии с обширным выбором факультетов. С начала зимнего семестра вот уже второй год проводятся бесплатные языковые курсы подготавливающие к языковому экзамену TestDaF
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.
В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют.
В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.
Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском «ландшафте».
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.
Политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.
При
вузах создаются
Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и т. д.
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать).
Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных мест. Несмотря на демографический спад, с 197-5 г. контингенты студентов неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.
Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.
В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их расширения. Система высшего образования в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.
Специальные высшие школы не являются аналогами специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ . Их планируется интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных училищ (наилучших из них), повышая таким образом их статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР.
Иностранцы в высших учебных заведениях Германии. В мире с каждым годом растёт число студентов, отправляющихся учиться за границу. Сейчас их уже почти два миллиона, точнее - 1.800.000. И каждый десятый из них выбрал Германию.
При
университетах в Германии есть специальные
колледжи, которые готовят к поступлению
в вуз иностранных студентов,
желающих обучаться в ФРГ. Подготовка
проводится, в основном, для совершенствования
немецкого языка абитуриентов, и,
кроме того, по будущей специальности.
В подобных колледжах обучение длится
один год. Для зачисления в вуз
необходимо предоставить доказательства
права поступать в высшее учебное
заведение Германии. Чтобы убедить
комиссию, что студент закончил школу
нужно предъявить аттестат о среднем
образовании, либо документ об окончании
специального колледжа в ФРГ. Расширение
немецкой вузовской базы не поспевает
за ростом числа учащихся, поэтому
в последние годы в германских
учебных заведениях сложилась особая
ситуация по приему студентов. Наплыв
абитуриентов привел к введению по
всей стране количественного ограничения
на прием в вузы даже по широко распространенным
дисциплинам (Numerus Clausus). Как правило,
шанс на получение места в Вузе
зависит от среднего балла аттестата
зрелости и сроков ожидания, поскольку
вступительных экзаменов не существует.
На престижных факультетах, которыми в
настоящее время являются медицинский,
стоматологический, ветеринарный, фармакологии
и психологии может применяться
особая процедура отбора, при которой
могут учитываться различные
обстоятельства. Для того, чтобы
поступить на медицинский факультет
немецкого вуза, студент из-за рубежа
должен напрямую обратиться к его
руководству с этой просьбой, поскольку
каждый вуз самостоятельно принимает
решение о приеме. Шансы получить
положительный ответ для
Отличие немецких университетов заключается
еще и в том, что в системе
высшего образования не существует
уровней обучения как понятия "классов".
Почти для всех курсов обучения рекомендованы
учебные планы и требуется
сдача промежуточных экзаменов,
однако по многим дисциплинам студенты
сами делают выбор в отношении
изучаемых предметов и
Учебный год начинается примерно 15 октября из двух семестров. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом - преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы. К относительным недостаткам системы образования Германии можно отнести слишком большую среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым уровнем это достаточно долго. Во втором типе вузов - специализированных высших школах - процесс обучения более регламентирован.
Поскольку в этом случае
учащиеся обязаны следовать