Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 13:20, доклад

Описание работы

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Работа содержит 1 файл

66.docx

— 18.38 Кб (Скачать)

***

Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.  
 

***

Внимательно посмотрите на данный шифр. Разгадав ключ данного  шифра, вы узнаете слово, с которым  познакомитесь на уроке.  
 

Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической  зоркости.  

На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.  

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с  одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте  поворот направо, руки вдоль тела.  

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.  

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК. 

Большим интересом  у учащихся пользуется стихотворные упражнения по орфографии.  

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ  ЗНАК 

Было "сели",

Стало "съели",

Догадаться вы сумели,

Почему случилось  так?

Кто виновник?

– Твердый знак.

Твердый знак нам  нужен тоже

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объявление,

И подъезд, и объяснение. 

ЧК, ЧН 

Козочка, горочка,

33 пригорочка

Ой! ЧК, ЧК, ЧК!

Кочка, почка, звездочка

Речка, ночка, строчка,

Точка, кочка, дочка,

Строчный, булочный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК! 

Большой интерес  представляет собой прием "усиления" орфограммы. "Усилить" орфограмму – значит сделать более ярким, или "уярчить", то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.  

ЭТАПЫ РАБОТЫ: 

Выявление трудной  орфограммы

Постановка перед  учащимися проблемы: на "уярчить" орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

Самостоятельный поиск  учащимися способов "усиления"

Коллективный выбор  лучшего из предложенных вариантов 

Выбор каждым учащимся индивидуально приема запоминания  
 

Поговорим подробнее  о некоторых эффективных способов "усиления" орфограммы:

1) написание орфограммы  по аналогии с внешним видом  предмета  
 

2) "уярчение" путем составления ребусов  
 

В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, учащиеся формируют навыки грамотного письма. Способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания предлагаются учащимся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта (от 5 до 15).  

Дети работают в  паре или индивидуально в зависимости  от поставленной цели урока: закрепление  орфограммы или отработка ее. Работа с карточками дает полную картину  усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время.

Для ребят сильной  группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют  задание. Работа с карточкой, учащийсяся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность.  

Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого  можно использовать тесты.

Систематически проводя  указанные выше виды работы, формируют  у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты. 
 

Информация о работе Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка