Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 13:20, доклад

Описание работы

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Работа содержит 1 файл

66.docx

— 18.38 Кб (Скачать)

Выработка орфографической  зоркости на уроках русского языка   

28.09.2006

Абдулхакова Е.И. 

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают  теорию, но страдают от неумения грамотно писать. По словам Д.Н Богоявлинского, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.  

В настоящее время  работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать  правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных  целей научить ребенка безошибочно  определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому  огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической  зоркости (умение видеть орфограмму в  слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).  

Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому  первоначально отрабатывается орфографическая  зоркость и на этой основе идет становление  умения находить орфограмму в слове  на слух. 

Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно  к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой  деятельности (сочинение, изложение, диктант) учащихся в качестве минимальной  речевой единицы пользуются предложением и, следовательно, нарушают прописные  нормы не в отдельных словах и  сочетаниях, а в словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность.  

Проанализировав работы детей, выявляется закономерность: распределение  орфографических ошибок сосредоточено  в последних словах предложения  и в словах – сказуемых.  

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить  целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный  результат.  

Для выработки орфографической  зоркости упражнения располагаются  в определенной последовательности в зависимости от сложности и  самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной  подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает  орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.  

На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки  над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют  красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.  

Но для большей  эффективности занятий использую  упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа – 1 из способов формирования орфографической  зоркости. В связи с этим использую  такой вид работы.  
 

п ф б к т х е 

ш с р ч е 

з ц а 
 

Задание: уберите  буквы, обозначающие глухие согласные  звуки, и вы узнаете слово, с которым  мы познакомимся на уроке.  

Какое это слово? (береза) 

С полученным словом проводим аналитическую работу: –  подберите родовое понятие к  слову береза.  

– Береза – это  дерево.  

– Но ель, сосна –  это тоже деревья. Чем они отличаются?  

– Береза – это  лиственное дерево, а ель и сосна  – хвойное.  

– Сформулируйте  правильно родовое понятие к  слову береза.  

– Береза – это  лиственное дерево. 

– Назовите его существенные признаки. 

– У березы белая  кора и листья в виде сердечка.  

– Что же обозначает слово – береза?  

– Береза – это  лиственное дерево с белой корой  и листочками в виде сердечка. 

Дается информация о березе.  

– Найдите слово  в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните  гласную. 

***

Если найдете прямоугольник  с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.  
 

***

Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.  
 

***

Внимательно посмотрите на данный шифр. Разгадав ключ данного  шифра, вы узнаете слово, с которым  познакомитесь на уроке.  
 

Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической  зоркости.  

На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.  

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с  одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте  поворот направо, руки вдоль тела.  

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.  

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК. 

Большим интересом  у учащихся пользуется стихотворные упражнения по орфографии.  

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ  ЗНАК 

Было "сели",

Стало "съели",

Догадаться вы сумели,

Почему случилось  так?

Кто виновник?

– Твердый знак.

Твердый знак нам  нужен тоже

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объявление,

И подъезд, и объяснение. 

ЧК, ЧН 

Козочка, горочка,

33 пригорочка

Ой! ЧК, ЧК, ЧК!

Кочка, почка, звездочка

Речка, ночка, строчка,

Точка, кочка, дочка,

Строчный, булочный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК! 

Большой интерес  представляет собой прием "усиления" орфограммы. "Усилить" орфограмму – значит сделать более ярким, или "уярчить", то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.  

ЭТАПЫ РАБОТЫ: 

Выявление трудной  орфограммы

Постановка перед  учащимися проблемы: на "уярчить" орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

Самостоятельный поиск  учащимися способов "усиления"

Коллективный выбор  лучшего из предложенных вариантов 

Выбор каждым учащимся индивидуально приема запоминания  
 

Поговорим подробнее  о некоторых эффективных способов "усиления" орфограммы:

1) написание орфограммы  по аналогии с внешним видом  предмета  
 

2) "уярчение" путем составления ребусов  
 

В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, учащиеся формируют навыки грамотного письма. Способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания предлагаются учащимся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта (от 5 до 15).  

Дети работают в  паре или индивидуально в зависимости  от поставленной цели урока: закрепление  орфограммы или отработка ее. Работа с карточками дает полную картину  усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время.

Для ребят сильной  группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют  задание. Работа с карточкой, учащийсяся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность.  

Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого  можно использовать тесты.

Систематически проводя  указанные выше виды работы, формируют  у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.

images/stories/oldcontent/инского, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.  

В настоящее время  работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать  правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных  целей научить ребенка безошибочно  определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому  огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической  зоркости (умение видеть орфограмму в  слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).  

Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому  первоначально отрабатывается орфографическая  зоркость и на этой основе идет становление  умения находить орфограмму в слове  на слух. 

Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно  к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой  деятельности (сочинение, изложение, диктант) учащихся в качестве минимальной  речевой единицы пользуются предложением и, следовательно, нарушают прописные  нормы не в отдельных словах и  сочетаниях, а в словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность.  

Проанализировав работы детей, выявляется закономерность: распределение  орфографических ошибок сосредоточено  в последних словах предложения  и в словах – сказуемых.  

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить  целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный  результат.  

Для выработки орфографической  зоркости упражнения располагаются  в определенной последовательности в зависимости от сложности и  самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной  подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает  орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.  

На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки  над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют  красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.  

Но для большей  эффективности занятий использую  упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа – 1 из способов формирования орфографической  зоркости. В связи с этим использую  такой вид работы.  
 

п ф б к т х е 

ш с р ч е 

з ц а 
 

Задание: уберите  буквы, обозначающие глухие согласные  звуки, и вы узнаете слово, с которым  мы познакомимся на уроке.  

Какое это слово? (береза) 

С полученным словом проводим аналитическую работу: –  подберите родовое понятие к  слову береза.  

– Береза – это  дерево.  

– Но ель, сосна –  это тоже деревья. Чем они отличаются?  

– Береза – это  лиственное дерево, а ель и сосна  – хвойное.  

– Сформулируйте  правильно родовое понятие к  слову береза.  

– Береза – это  лиственное дерево. 

– Назовите его существенные признаки. 

– У березы белая  кора и листья в виде сердечка.  

– Что же обозначает слово – береза?  

– Береза – это  лиственное дерево с белой корой  и листочками в виде сердечка. 

Дается информация о березе.  

– Найдите слово  в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните  гласную. 

***

Если найдете прямоугольник  с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.  
 

Информация о работе Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка