Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 13:20, доклад
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.
Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка
28.09.2006
Абдулхакова Е.И.
Формирование орфографического
навыка в начальных классах является
одной из ведущих в курсе русского
языка. Сформировать грамотное письмо
учащихся – задача не из легких. Довольно
часто школьники хорошо усваивают
теорию, но страдают от неумения грамотно
писать. По словам Д.Н Богоявлинского,
орфографический навык, как и любой другой,
– это “автоматизированные компоненты
сознательной деятельности”. “Сознательная
деятельность” осуществляется на основе
знания правил и правильного их применения”.
В настоящее время
работа учителя по орфографии в основном
идет стереотипно: дети сначала учат
правило, затем упражняются. Но знать
правило и свободно писать – вещи
разные!!! Считается, что одна из главных
целей научить ребенка
Орфографический слух
– наиболее сложное явление, поэтому
первоначально отрабатывается орфографическая
зоркость и на этой основе идет становление
умения находить орфограмму в слове
на слух.
Орфографические ошибки
всегда рассматривались применительно
к отдельным словам и словосочетаниям.
Но в реальной учебной речевой
деятельности (сочинение, изложение, диктант)
учащихся в качестве минимальной
речевой единицы пользуются предложением
и, следовательно, нарушают прописные
нормы не в отдельных словах и
сочетаниях, а в словах и сочетаниях,
имеющих линейную последовательность.
Проанализировав работы
детей, выявляется закономерность: распределение
орфографических ошибок сосредоточено
в последних словах предложения
и в словах – сказуемых.
Орфографическая зоркость
формируется постепенно, в процессе
выполнения разнообразных упражнений.
Но все упражнения нужно проводить
целенаправленно, систематически, только
тогда может быть положительный
результат.
Для выработки орфографической
зоркости упражнения располагаются
в определенной последовательности
в зависимости от сложности и
самостоятельности: письмо с проговариванием,
списывание, комментированное письмо,
письмо под диктовку с предварительной
подготовкой, письмо под диктовку, письмо
по памяти, творческие работы. Хорошо развивает
орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.
На доске написано
предложение. Ученики “зажигают” огоньки
над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют
красные кружки, а затем записывают
предложения в тетрадь.
Но для большей
эффективности занятий
п ф б к т х е
ш с р ч е
з ц а
Задание: уберите
буквы, обозначающие глухие согласные
звуки, и вы узнаете слово, с которым
мы познакомимся на уроке.
Какое это слово?
(береза)
С полученным словом
проводим аналитическую работу: –
подберите родовое понятие к
слову береза.
– Береза – это
дерево.
– Но ель, сосна –
это тоже деревья. Чем они отличаются?
– Береза – это
лиственное дерево, а ель и сосна
– хвойное.
– Сформулируйте
правильно родовое понятие к
слову береза.
– Береза – это
лиственное дерево.
– Назовите его существенные
признаки.
– У березы белая
кора и листья в виде сердечка.
– Что же обозначает
слово – береза?
– Береза – это
лиственное дерево с белой корой
и листочками в виде сердечка.
Дается информация
о березе.
– Найдите слово
в орфографическом словаре. Напишите
его. Поставьте ударение. Подчеркните
гласную.
***
Если найдете прямоугольник
с первой буквой и установите последовательность,
то прочтете слово.
***
Внимательно посмотрите
на данную запись и определите 2 слова,
с которыми мы познакомимся на уроке.
***
Внимательно посмотрите
на данный шифр. Разгадав ключ данного
шифра, вы узнаете слово, с которым
познакомитесь на уроке.
Физкультминутки тоже
могут способствовать развитию орфографической
зоркости.
На доске запись:
СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ,
ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА,
ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите
на доску. Если я назову слово с
одной безударной в корне, вы сделаете
поворот налево, руки в сторону. Если
назову слово с 2 безударными, то делайте
поворот направо, руки вдоль тела.
Я буду читать однокоренные
слова к словам ЛЕС И САД. Если
прозвучит слово с корнем ЛЕС,
вы садитесь, если слово с корнем
САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ,
САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ,
САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Большим интересом
у учащихся пользуется стихотворные
упражнения по орфографии.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ
ЗНАК
Было "сели",
Стало "съели",
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.
ЧК, ЧН
Козочка, горочка,
33 пригорочка
Ой! ЧК, ЧК, ЧК!
Кочка, почка, звездочка
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК!
Большой интерес
представляет собой прием "усиления"
орфограммы. "Усилить" орфограмму
– значит сделать более ярким,
или "уярчить", то место в слове, которое
трудно запоминается и легко забывается.
Усиление требует большой творческой
активности учащихся.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Выявление трудной орфограммы
Постановка перед учащимися проблемы: на "уярчить" орфограмму? Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
Самостоятельный поиск учащимися способов "усиления"
Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов
Выбор каждым учащимся
индивидуально приема запоминания
Поговорим подробнее
о некоторых эффективных
1) написание орфограммы
по аналогии с внешним видом
предмета
2) "уярчение" путем
составления ребусов
В процессе закрепления,
повторения изучаемой орфограммы, учащиеся
формируют навыки грамотного письма.
Способом выполнения разноуровневых заданий.
Эти задания предлагаются учащимся на
индивидуальных карточках. Каждая карточка
содержит разный материал, объединенный
1 орфограммой. Карточки раздаются группе
детей 1 ряда или варианта (от 5 до 15).
Дети работают в
паре или индивидуально в
Для ребят сильной
группы свободное время не проходит
даром, когда другие дети выполняют
задание. Работа с карточкой, учащийсяся
должен проявить самостоятельность, еще
раз повторить орфограмму и закрепить
ее, при выполнении разноуровневых заданий,
повысить упорство и активность.
Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты.
Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.
images/stories/oldcontent/
В настоящее время
работа учителя по орфографии в основном
идет стереотипно: дети сначала учат
правило, затем упражняются. Но знать
правило и свободно писать – вещи
разные!!! Считается, что одна из главных
целей научить ребенка
Орфографический слух
– наиболее сложное явление, поэтому
первоначально отрабатывается орфографическая
зоркость и на этой основе идет становление
умения находить орфограмму в слове
на слух.
Орфографические ошибки
всегда рассматривались применительно
к отдельным словам и словосочетаниям.
Но в реальной учебной речевой
деятельности (сочинение, изложение, диктант)
учащихся в качестве минимальной
речевой единицы пользуются предложением
и, следовательно, нарушают прописные
нормы не в отдельных словах и
сочетаниях, а в словах и сочетаниях,
имеющих линейную последовательность.
Проанализировав работы
детей, выявляется закономерность: распределение
орфографических ошибок сосредоточено
в последних словах предложения
и в словах – сказуемых.
Орфографическая зоркость
формируется постепенно, в процессе
выполнения разнообразных упражнений.
Но все упражнения нужно проводить
целенаправленно, систематически, только
тогда может быть положительный
результат.
Для выработки орфографической
зоркости упражнения располагаются
в определенной последовательности
в зависимости от сложности и
самостоятельности: письмо с проговариванием,
списывание, комментированное письмо,
письмо под диктовку с предварительной
подготовкой, письмо под диктовку, письмо
по памяти, творческие работы. Хорошо развивает
орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.
На доске написано
предложение. Ученики “зажигают” огоньки
над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют
красные кружки, а затем записывают
предложения в тетрадь.
Но для большей
эффективности занятий
п ф б к т х е
ш с р ч е
з ц а
Задание: уберите
буквы, обозначающие глухие согласные
звуки, и вы узнаете слово, с которым
мы познакомимся на уроке.
Какое это слово?
(береза)
С полученным словом
проводим аналитическую работу: –
подберите родовое понятие к
слову береза.
– Береза – это
дерево.
– Но ель, сосна –
это тоже деревья. Чем они отличаются?
– Береза – это
лиственное дерево, а ель и сосна
– хвойное.
– Сформулируйте
правильно родовое понятие к
слову береза.
– Береза – это
лиственное дерево.
– Назовите его существенные
признаки.
– У березы белая
кора и листья в виде сердечка.
– Что же обозначает
слово – береза?
– Береза – это
лиственное дерево с белой корой
и листочками в виде сердечка.
Дается информация
о березе.
– Найдите слово
в орфографическом словаре. Напишите
его. Поставьте ударение. Подчеркните
гласную.
***
Если найдете прямоугольник
с первой буквой и установите последовательность,
то прочтете слово.
Информация о работе Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка