Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:52, доклад
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
структурное оформление отряда
выделение отряда
девиз
речёвка
песня
эмблема
символ
ритуал
традиции
устав
выявление лидеров
наблюдение
игры на лидера
социометрия
дежурство
создание условий для развития самоуправления
выбор актива
развитие микрогрупп
планирование смены
планирование собственной деятельности ребёнка
запись в кружки
письма на конец смены
планирование деятельности отряда
накидываем идеи дел, которые хотим провести в отряде в течение смены
структурное оформление лагеря
знакомство отрядов между собой
выбор органов самоуправления
выбор формы самоуправления
делегирование по одному представителю в актив лагеря
распределение обязанностей в активе лагеря
выборы мэра с предвыборной борьбой
оргсбор лагеря
планирование общелагерных дел
критерии успешности оргпериода:
ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым
заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.
принятие норм лагеря
Советы вожатому на организационный период
До сбора желательно почаще назначать временных командиров (ответственных) по разным задачам, это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров;
лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
индивидуальные беседы проводите только наедине;
больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
Дис-цип-ли-на! (с) «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» :) — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому в оргпериод требуйте безусловного чёткого выполнения всех законов лагеря, норм, режима дня, санитарно-гигиенических правил.
Принятие норм лагеря
Для первых дней
смены придумано такое
Оргпериод - время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.
Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь всё плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".
Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи даёт мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займёмся расшифровкой.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю жизнь) прошёл плавно и безболезненно, вам необходимо:
как можно скорее познакомить детей друг с другом (игры, отрядные мероприятия);
приучить детей к выполнению распорядка дня (режим дня, гигиена, санитария);
создать в отряде атмосферу уюта и комфорта (оформление домика, комнат);
сделать детей "управляемыми" (поделить отряд на "команды", "экипажи" при дежурствах и др. организационных моментах);
дать возможность детям проявить себя (разная направленность отрядных мероприятий - спорт, интеллект, творческая деятельность, драматическая деятельность и т.д.);
сформировать у детей представление о том, что ждёт их в дальнейшем будущем (план смены и его составление совместно с детьми).
Исходя из указанных задач сформулируем
примерные формы работы, итак:
a) познакомить детей (друг с другом и окружающими людьми, персоналом, с территорией и т. д.);
Игры на знакомства:
«Молекула – хаос»;
«Зоопарк» (с кем познакомились);
«Я иду в поход и беру с собой» (Вова – вилка - …);
...
Игры на общение.
Игры на доверие.
Встречи с персоналом.
Знакомство с территорией – экскурсии, деловые игры, игры на местности.
Огонек «Знакомств».
б) Адаптировать детей к условиям проживания; Игра «Адаптация»: - несколько вариантов: экскурсий, прогулки
в) Создать условия для акклиматизации ребенка (не только климат, но и социальные, биологические (лес)условия, питание);
Экскурсии на природе
Встреча с врачом,
Встреча с поварами.
Игры по режиму дня (например КТД «Мой день»)
Рассказы о питании, игры с питанием.
г) Предъявить детям (совместно с коллегами) единые педагогические требования (первые дела педагоги отряда проводят вместе):
поощрение;
наказания. Деловая игра «Хозсбор». В ходе игры проигрываются все требования.
д) Диагностика.
Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, включая состояние здоровья (здоровье, медикаменты). Изучение способностей; интересов детей; привычки и др. Тесты, анкеты, личные дневнички, индивидуальные беседы, встречи с психологом.
е) Введение в тематику темы.
Что ждет нас в смене. Организационный сбор отряда в игровой форме ЛОС, подготовка к ней. Деловая игра, через которую ребенок узнает, чем он будет заниматься в смене.
ж) Совместно спланировать отрядную деятельность Сбор планирования (Можно провести с соседним отрядом)!!!
з) Сформулировать органы самоуправления в отряде (придумать вместе с детьми цветочный мир, Государство, Лукоморье). Организационный сбор
е) Создать условия для самореализации каждого ребенка. Все предыдущие формы
Девиз Организационного периода –
«Ни одной свободной
минуты!»
Что обязательно нужно провести в организационный период:
огонек «Знакомств»;
«Хоз.сбор»:
организационный сбор;
сбор – планирование;
игры на знакомства;
1 спортивное отрядное дело;
1 творческое
отрядное дело;
Первый день - это знакомство с лагерем, его традициями, законами, экскурсия по территории. Важны игры на знакомства, которые позволят ребятам расслабиться, почувствовать себя в непринужденной обстановке. Во время проведения игр с подростками вожатый должен внимательно следить чтобы никто не оказался в "глупом" положении, а наоборот должна быть установка на позитивное отношение друг к другу, на сотрудничество и помощь. Вечером можно провести огонек "знакомств", где ребята могут рассказать о себе и послушать других, но и в этом случае требуется положительный настрой идущий от вожатого.
Второй день - это уже более близкое и детальное знакомство. Здесь необходима творческая работа по группам. В первые дни ребята еще плохо знакомы,. поэтому им еще трудно общаться большими группами. В этот день возможно общее обсуждение дальнейших планов, рождение названия отряда. Подросткам очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки - все это они придумывают с удовольствием, нужно только немного помочь им.
Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.
Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот несколько дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более 30 минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.
Например.
Конкурс болтунов "Как меня собирали в лагерь".
"Путешествие по ближнему зарубежью" - первая организационная вылазка в лес.
Операция "Ы" - по спасению территории вокруг домика от мусора.
Показательное выступление лучших чистильщиков зубов.
Знакомство с отрядным уголком.
Составление графика дежурства по комнатам.
Сбор по формированию микроколлективов "Ты, да я, да мы с тобой".
Репетиция операции "Полундра!" по скоростному покиданию комнат и построению на утреннюю зарядку.
Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов родительских продуктов.
РИД - разведка интересных дел.
Сбор отряда по поводу утверждения плана смены и основных законов отрядной жизни. И т.п.
Если вы мужественно выдержите
эти три дня, не сорвёте голос, не упадёте
от недосыпания в обморок, если вы претворите
в жизнь хотя бы половину из задуманного
вами, организуете не менее десяти игр
и хотя бы по три минуты побеседуете по
душам с каждым ребёнком - дальше у вас
пойдёт "как по маслу".
Кстати, в связи
с существованием медицинских требований,
ставящих в дни оргпериода непроходимые
"нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте
ответ на вопрос, который чаще всего будут
задавать вам в эти три дня. Вас обязательно
спросят: "А когда пойдём купаться?"
Задачи вожатого:
Как можно скорей познакомить детей друг с другом . Для этого есть множество специальных игр, так и называемых в педагогической литературе «игры на знакомство».
Приучить детей соблюдать режим дня лагеря, поддерживать чистоту в столовой и в палатах, чтить традиции, законы лагеря. Для этого, чтобы дети начали ориентироваться во времени, можно придумать вместе с ними какие-нибудь смешные наказания за опоздания на сбор отряда. Вполне подойдут для этой цели какие-либо творческие задания на 5 минут, которые опоздавшие детки должны будут выполнить в центре круга.
Создать у детей ощущение уюта и комфорта в отрядной комнате (если таковая предусматривается в лагере). Для этого можно нарисовать газету, плакат с названием отряда и девизом, расклеить на дверях таблички с именами проживающих в этой палате детей. Можно устроить уголок игрушек, куда дети посадят свои игрушки, которые они наверняка взяли с собой из дома. Если открыть простор для вашей совместной фантазии, то голые стены вашего помещения быстро приобретут красочный и неповторимый вид, показывающий ваш отряд. Главное в этом деле, чтобы все эти творческие изыски не шли вразрез с установленными в лагере санитарными нормами, и чтобы всё это можно было снять, отклеить и забрать себе в конце смены без ущерба для стен, пола, потолка и остального лагерного имущества.