Возникновение и становление педагогической профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:44, доклад

Описание работы

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины.

Работа содержит 1 файл

Доклад Возникновение и становление педагогической профессии.docx

— 34.91 Кб (Скачать)

Педагогическая  квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей  возможности специалиста в решении  определенного класса задач.

Педагогические  специальности объединены в профессиональную группу "Образование". Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и  целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъектные ("человек-человек"). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые  выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Другое основание  для дифференциации специальностей - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).

Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные  с психофизическими и социальными  факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Специализация внутри педагогической профессии привела  к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс - интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.

Изучение педагогической практики приводит к выводу, что  точно так же, как и в сфере  материального производства, в области  образования все больше проявляется  действие закона обобщенного характера  труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.

§ 4. Специфика условий  труда и деятельности учителя  сельской школы

К специфике труда  педагога для учителя сельской школы  добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых  может привести к серьезным просчетам  в организации учебно-воспитательного  процесса. Особенности труда и  деятельности учителя сельской школы  определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни  и производственной деятельности сельского  населения. Во многом они обусловлены  и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов  общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.

Множество факторов, определяющих специфику труда и  деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая - некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.

Сельскохозяйственное  окружение школы создает исключительно  благоприятные условия для обеспечения  связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных  мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально  полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.

Особенности труда  и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым  своеобразием жизни и быта сельского  населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает  в условиях повышенного социального  контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные  реакции в силу открытости характера  общественных отношений, как правило, становятся известны всем.

Имеет свои особенности  и семья сельского труженика. Сохраняя общие для семей современного общества черты, она характеризуется  большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. На детях подчас сказываются недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в  вопросах воспитания.

К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести  малокомплектность большинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двух-трех предметов, зачастую не имеют для этого соответствующего образования. Малая наполняемость классов также оказывает влияние на организацию педагогического процесса.

Безусловно, необходима специальная подготовка учителя  к работе в малокомплектной школе - учителя-универсала.


Информация о работе Возникновение и становление педагогической профессии