Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:44, доклад
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины.
1 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - С. 123-124.
Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.
Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Первоочередная
задача школы, отмечал В. А. Сухомлинский,
состоит в том, чтобы открыть
в каждом человеке творца, поставить
его на путь самобытно-творческого,
интеллектуально полнокровного
труда. "Распознать, выявить, раскрыть,
взлелеять, выпестовать в каждом
ученике его неповторимо-
2 Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1980. - Т. 5. - С. 102.
История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.
Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга, расставаться со своей пусть маленькой, но властью. "Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью.
Путь, представленный нами, - это вызов. Он предполагает не простое принятие на себя обстоятельств демократического идеала" [1].
1 Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. - Toronto; London; Sydney, 1983. - P. 307.
Сказанное не означает,
что учитель не должен готовить своих
учеников к конкретным запросам жизни,
в которую им в ближайшем будущем
необходимо будет включиться. Воспитывая
ученика, не адаптированного к наличной
ситуации, учитель создает трудности
в его жизни. Воспитывая слишком
адаптированного члена
Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И. Г. Песталоцци, отмечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям" [2].
2 Песталоцци И.Г.
Избранные педагогические
Речь, собственно,
идет о том, что учитель-гуманист
не только верит в демократические
идеалы и высокое предназначение
своей профессии. Он своей деятельностью
приближает гуманистическое будущее.
А для этого он должен быть активным
сам. При этом имеется в виду не
любая его активность. Так, нередко
встречаются учителя
Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы "человек-человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий
в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.
С осознанием закономерного
усиления коллективистических начал
в педагогической профессии все
шире входит в обиход понятие совокупного
субъекта педагогической деятельности.
Под совокупным субъектом в широком
плане понимается педагогический коллектив
школы или другого
Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А. С. Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса" [1].
1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179.
Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива.
А. С. Макаренко
вскрыл закономерность, согласно которой
педагогическое мастерство учителя
обусловлено уровнем
2 Там же. - С. 292.
Неоценимый вклад
в развитие теории и практики формирования
педагогического коллектива внес В.А.
Сухомлинский. Будучи сам на протяжении
многих лет руководителем школы,
он пришел к выводу об определяющей
роли педагогического сотрудничества
в достижении тех целей, которые
стоят перед школой. Исследуя влияние
педагогического коллектива на коллектив
воспитанников, В.А. Сухомлинский установил
следующую закономерность: чем богаче
духовные ценности, накопленные и
заботливо охраняемые в педагогическом
коллективе, тем отчетливее коллектив
воспитанников выступает как
активная, действенная сила, как
участник воспитательного процесса,
как воспитатель. В. А. Сухомлинскому
принадлежит мысль, которая, надо полагать,
и в настоящее время еще
не до конца осознана руководителями
школ и органов образования: если
нет педагогического
Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал
личности педагога формируется на основе
накопленного им социального опыта,
психолого-педагогических и предметных
знаний, новых идей, умений и навыков,
позволяющих находить и применять
оригинальные решения, новаторские
формы и методы и тем самым
совершенствовать исполнение своих
профессиональных функций. Только эрудированный
и имеющий специальную
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной
литературе педагогическое творчество
понимается как процесс решения
педагогических задач в меняющихся
обстоятельствах. Обращаясь к решению
неисчислимого множества
Однако творческий
характер педагогической деятельности
нельзя свести только к решению педагогических
задач, ибо в творческой деятельности
в единстве проявляются познавательный,
эмоционально-волевой и
Опыт творческой
деятельности не вносит принципиально
новых знаний и умений в содержание
профессиональной подготовки учителя.
Но это не означает, что научить
творчеству нельзя. Можно - при обеспечении
постоянной интеллектуальной активности
будущих учителей и специфической
творческой познавательной мотивации,
которая выступает регулирующим
фактором процессов решения
Часто сферу проявления
творчества учителя непроизвольно
сужают, сводя ее к нестандартному,
оригинальному решению
Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.
Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
§ 3. Перспективы развития педагогической профессии
В сфере образования,
как и в других областях материального
и духовного производства, наблюдается
тенденция к
Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70-80-е гг. стала отчетливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой и другими видами деятельности школьников.
Итак, профессиональная группа специальностей - совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая
специальность - вид деятельности в
рамках данной профессиональной группы,
характеризующийся
Педагогическая специализация - определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Информация о работе Возникновение и становление педагогической профессии