Воспитательная работа с трудными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить особенности воспитательной работы с трудными подростками.
Предметом данной работы является воспитательная работа с трудными подростками, объектом – трудный подросток.
Задачи исследования:
1. выявить причины появления педагогически запущенных детей;
2. определить типизацию трудных подростков и особенности воспитательной работы с детьми каждого типа;
3. рассмотреть различные методики воспитательной работы с трудными подростками;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности работы воспитателя с трудными подростками.
1.1 Причины появления трудных подростков…………………………………5
1.2 Типология трудных подростков и особенности воспитательной работы с каждым типом………………………………………………………………..8
Глава II Особенности воспитательной работы с трудными подростками.
2.1 Различные методики работы воспитателя с трудными подростками…...10
2.2 Анализ проведенных методик. Выводы…………………………………...19
Рекомендации……………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….24
Приложения……………………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

трудные подростки.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

3.                       «Кирпичная стена» - препятствия во взаимоотношениях людей. Что символизирует стена? С чем можно соотнести каждый кирпичик этой стены? Как можно разрушить стену?

4.                       «Цветы» - необходимость в проявлении заботы и нежной любви. Поговорите  о том, как много необходимо цветку, чтобы быть здоровым и хорошо расти, например, ему нужна вода, подходящие условия, солнечный свет, постоянная забота о почве и т.д. Что происходит, если цветок не получает всего, что ему необходимо? Что может произойти с ребенком?

Заключение: Я привела лишь несколько примеров упражнений, которые помогу специалистам работать с подростками. Наши возможности безграничны, а подростки и дети с радостью поддержат любые ваши идеи, которые могли бы описать многие сложные проблемы и объяснить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ проведенных методик. Выводы.

Данные методики адаптированы к подросткам группы риска, воспитывающихся в детском доме имени Руденка, Русско-Полянского района Омской области. Воспитатели по ним работают не первый год и можно сделать некоторые выводы по каждой из методик.

Упражнение 1 помогает воспитателю помочь ребенку найти правильное положительное решение, выход из негативных ситуаций, созданных самими же воспитанниками. В первое время работы по данной методике подростки не могли самостоятельно (без помощи воспитателя) понять, что из каждой ситуации можно найти позитивный выход, если что-то изменить в своем поведении, научиться выслушивать позицию другого человека. Но после систематического проведения упражнения подростки уже самостоятельно научились выделять все ступени развития спора и находить более позитивное решение проблемы, остановить себя, выслушать позицию другого человека.

Упражнение 2 позволяет взглянуть на себя со стороны. Детям полезно это делать, т.к. некоторые качества их характера, когда они присущи другим людям, им  не нравятся. При помощи данного упражнения дети научились оценивать как свой характер, так и характер другого человека. Выделять у себя положительные качества личности и стремиться их поддерживать, использовать в жизни. Что  касается отрицательных качеств, так подростки, после того как на них не кто-то другой указал, а они  их сами увидели, стали пытаться исправить, изменить их на положительные.

Упражнение 3 и 4 учит подростков не прятать свои чувства, обиды в себе, а делиться ими с другими людьми, которые выслушают и дадут полезный совет. Дети стали более общительными, практически перестали замыкаться в себе. Подростки стали лучше находить контакт с воспитателем и сверстниками, стали более уверенными в свои силы, научились гордиться своими достижениями. Воспитателю это упражнение помогает понять, когда ребенку грустно, одиноко и почему, что нужно сделать, чтобы предотвратить ситуации, которые негативно сказываются на поведении подростков (например, предотвратить одиночество ребенка в группе сверстников).

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и воспитателей. После методики «Термометр раздражения» уменьшилось проявление деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. «Термометр раздражения» показывает причины появления таких чувств, как злоба, раздражение, агрессия в повседневной жизни. Дети научились смотреть на проблему с другой стороны и предотвращать появление раздражения по любому поводу и без него. Научились контролировать свое поведение, останавливать чувство агрессии на этапе, когда чувствуется только обида на другого человека. Подростки увидели, как зарождается злость и к каким последствиям она приводит. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, иначе человек становиться пассивным. Данное упражнение помогает привести состояние агрессии в норму.

Воспитатели же выявляют ситуации, в которых подросток чувствует, что к нему необоснованно придираются. В будущем это помогает контролировать поведение подростка, подсказать ему правильное решение проблемы.

Упражнение 6, 8, 9 помогают подросткам разобраться во многих чувствах, присущих человеку, узнать что они означают и в каких ситуациях проявляются.

Воспитатель при помощи данных упражнений узнает круг взаимоотношений подростка, кто оказывает на него большее влияние (положительное или отрицательное), на кого он стремиться быть похожим, к чьему мнению он прислушивается и т.д. Упражнение 8 позволяет увидеть кем подросток чувствует себя в группе сверстников (водителем, контролером или сидящим в стороне).

И, наконец, последнее упражнение очень нравится подросткам, так как здесь они могут проявить свои творческие способности, развить воображение. Дети не только научились придумывать свои метафоры, но и распознавать сверстников, которым присущи выделенные качества. Например, метафора, придуманная воспитанником:

«Горшок с кактусом» - показывает человека, который на замечания, предложения своими «колкостями» пытается в ответ посильнее «уколоть», оскорбить.

Вывод: В результате проведения указанных методик, у группы исследуемых педагогически запущенных подростков были выявлены и откорректированы негативные качества личности, определяющие положение данных детей в обществе. Одним из основных приемов  воспитательной работы, который был использован  в каждом упражнении, является поддержка, внимание воспитателя к проблемам подростка. 

Подростки, прошедшие через данные методики, смогли перейти в старший школьный возраст с развитым пониманием чувства ответственности, осознанности своего поведения и его влияния на реальность, приспособленными к выполнению социальных форм поведения. Подростки научились отвечать за свои поступки, быть частью общества, их жизнь стала позитивной и конструктивной, научились контролировать свою жизнь, решать свои проблемы и перестали паразитировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации:

Поддержка – это фактор подчеркивания способностей и возможностей ребенка, его положительных сторон. Она призвана к тому, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность, значимость. Поддержать – означает служить опорой, не дать рушиться и упасть, держать в прежнем виде.

Специалисты, работающие с трудными детьми, должны знать,, что необходимо для подлинной поддержки ребенка. По моему мнению, это следующие правила.

1.      Опираться на сильные стороны ребенка.

2.      Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3.      Показать, что вы удовлетворены ребенком.

4.      Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5.      Помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться сам.

6.      Проводить больше времени с ребенком индивидуально.

7.      Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8.      Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9.      Уметь находить взаимодействие с ребенком.

10. Позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять эмпатию и веру в ребенка.

14. Демонстрировать оптимизм.

15. Забыть о прошлых неудачах.

16. Позволить начать с нуля, опираясь на веру в себя в любой момент работы с ребенком.

Использование слов поддержки в работе специалистов поможет ребенку приобрести уверенность в себе, увидеть свои достижения, возможности; изменить себя и свое поведение.

 

Заключение.

Слово «трудный» в школе повторяют постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Мы обращаем внимание на кризисное состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания. Мы акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства. И это часто заслоняет от нас проблему педагогического долга и компетентности. Мы апеллируем к причинам глобального масштаба, опускаясь на уровень педагогического пессимизма. Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.

Сейчас стало традицией «сбрасывать педагогические проблемы на психологическую службу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своем месте нашел себя, стал мастером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.      Сластенин В.А. Педагогика. – М., АСАДЕМА, 2004г.

2.      Борисов Г.Б. В мире подростка. – М., 1980г.

3.      Российский общественно-педагогический журнал «Народное образование» №2. – М., 2006г.

4.      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., Владос, 2004г.

5.      Славина Л.С. Трудные дети / Под редакцией В.Э. Чудновского. – М., 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

Карточки – характеристики для самоидентификации.

 

 

 

Эгоист

Несчастливый

Нервный

Трудолюбивый

Щедрый

Дружелюбный

Счастливый

Ленивый

Застенчивый

Сообразительный

Разговорчивый

Хладнокровный

Пугливый

Агрессивный

Восторженный

Злой

Тихий

Остроумный

Шутник

Крутой

Глупый

Бестолковый

Милый

Слабый

Высокомерный

Нечистоплотный

Подтянутый

Чистоплотный

Вежливый

Задумчивый

Чувствительный

Лидер

Аккуратный

Сочувствующий

Болезненный

Энтузиаст

Умеет слушать

Грубый

Привлекательный

Некрасивый

Умный

Напористый

Честный

Врун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Анкета.

1.      Я счастлив, когда…

2.      Я печалюсь, когда…

3.      Я злюсь, когда…

4.      Я выхожу из себя, когда…

5.      Я в нерешительности, когда…

6.      Я смущаюсь в случаях…

7.      Мне не по себе, когда…

8.      Мне страшно…

9.      Я абсолютно уверен в себе в случаях, когда…

10. Я могу гордиться собою, когда…

11. Мне тяжело на душе, когда…

12. Я теряюсь, когда…

13. Я ощущаю собственную значимость, когда…

14. Я обижаюсь, когда…

15. Я чувствую себя сильным и смелым, когда…

16. Я плачу…

17. Я смеюсь…

18. Я нервничаю…

19. Мне больно …

20. Я чувствую себя хуже некуда, когда…

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

Мои лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4.

Автобус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Дача.

 

6

 



Информация о работе Воспитательная работа с трудными подростками