Воспитательная работа с трудными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить особенности воспитательной работы с трудными подростками.
Предметом данной работы является воспитательная работа с трудными подростками, объектом – трудный подросток.
Задачи исследования:
1. выявить причины появления педагогически запущенных детей;
2. определить типизацию трудных подростков и особенности воспитательной работы с детьми каждого типа;
3. рассмотреть различные методики воспитательной работы с трудными подростками;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности работы воспитателя с трудными подростками.
1.1 Причины появления трудных подростков…………………………………5
1.2 Типология трудных подростков и особенности воспитательной работы с каждым типом………………………………………………………………..8
Глава II Особенности воспитательной работы с трудными подростками.
2.1 Различные методики работы воспитателя с трудными подростками…...10
2.2 Анализ проведенных методик. Выводы…………………………………...19
Рекомендации……………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….24
Приложения……………………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

трудные подростки.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Тема 1. Определение проблемы.

Упражнение 1. Позитивные и негативные круги.

Цели: проследить причины проблемы взаимодействия. Помочь молодым людям осознать связь между их поведением и его последствиями. После этого с помощью упражнения найти положительное решение для данной ситуации.

Материалы: бумага и ручка.

Задание: Обрисуйте типичную ситуацию, в которую может попасть подросток, например семейную ссору. Детально проследите течение спора с начала до конца и попробуйте определить, с какого момента спор начинает идти «по кругу». Постройте диаграмму, отражающую круговое развитие спора. У вас получился «негативный круг». Попробуйте создать «позитивный круг», т.е найти иной подход к проблеме, когда ситуация в целом может стать более позитивной.

Предложение: С помощью разноцветных ручек или карандашей выделите ступени развития спора: где подросток еще контролирует себя и где он выходит из-под контроля.

Тема 2. Взгляд на себя.

Упражнение 2. Карточки-характеристики.

Цели: Определение молодым человеком взгляда на самого себя, осмысление того, как другие оценивают его характер.

Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе.

Материалы: Колода карточек–характеристик – большое количество небольших карточек с написанными на них прилагательными, описывающими различные черты характера (приведены в приложении №1), ручка и бумага для записи отобранных карточек.

Индивидуальное задание:

1.                      Молодой человек просматривает карточки и отбирает те из них, которые, по его мнению, описывают его характер. Обсудите каждую из них и запишите на отдельный лист бумаги: почему подросток думает, что он именно таков? Какие бы карточки выбрала его мать (друзья) и т.д.? Выберите карточки, которые описывают вас лично, разные стороны вашей личности, объясните положительные и отрицательные качества.

2.                      Подросток прислоняется к большому листу бумаги (рулону обоев) и вокруг него обрисовывается контур его тела. Затем внутри этого контура молодой человек дорисовывает лицо, волосы и одежду, после чего на получившееся изображение прикалываются выбранные карточки. Проделайте то же упражнение сами.

Групповое задание. На листках бумаги напишите имена всех участников группы, листки заверните и положите в шляпу. Один из участников вынимает листки, читает про себя имя, но другим его не сообщает. Затем он выбирает карточки-характеристики, которые, на его взгляд, описывают выбранного человека. Каждый из членов группы делает предположение на основе данной характеристики, кто бы это мог быть. После того как каждый высказал свое мнение, зачитывается имя, написанное на листке бумаги. Человек, чье имя оказалось на листке, может высказать свое мнение по поводу выбранных ведущим карточек-характеристик: насколько выбор был верным или неверным и почему. Можно учредить приз тому, кто сделал наиболее точное предположение.

Предложение: Групповое упражнение может проводиться как на ранних этапах работы с группой (для установления первого впечатления группы друг о друге), так и тогда, когда члены группы уже довольно хорошо знают друг друга.

 

 

Тема 3. Чувства.

Упражнение 3. Анкета

Цель: Помочь молодому человеку обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.

Материалы: Бланк экземпляра анкеты (см. приложение№2) и ручка для ее заполнения.

Задание. Как можно подробно заполните анкету (приложение №2).

После проводиться беседа об одиночестве. Вопросы к беседе:

1.      В каких ситуациях человек чувствует себя одиноким?

2.      Как ты думаешь, часто ли люди чувствуют себя одиноко?

3.      Долго ли длиться это состояние?

4.      Кто чаще чувствует себя одиноко: дети или взрослые? Почему?

5.      Что чувствует одинокий человек?

6.      Как он себя ведет?

7.      Может ли человек одиноко себя почувствовать в семье? Почему?

8.      Может ли ребенок почувствовать себя одиноко среди других людей? Почему?

9.      Чувствовал ли ты себя одиноко?

10. Когда ты чувствовал себя одиноко?

11. В каких ситуациях ты чувствуешь себя одиноко?

12. Может ли одинокий человек стать не одиноким?

13. Что для этого нужно?

Анкета представлена А.Л. Лихтарниковым ( СПб, издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2001 г.С21-22).

 

Упражнение 4. Мои лица.

Цель: Помочь молодому человеку обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.

Материалы: Бланк с рисунками (приложение №3) и фломастеры.

Задание: Дорисуйте картинки так, как предложено. Обсудите результат.

Предложение: Дискуссия может направляться с помощью следующих вопросов: «Когда у тебя такое лицо?», «Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно?» и т.д. или «Как бы ты выразил мне свои переживания?», «Предпочитаешь ли ты держать свои чувства в себе или выражаешь их?»

 

Упражнение 5. Термометр раздражения.

Цели: Обратить внимание на раздражение и злобу как на чувства, превалирующие у подростков в критических ситуациях и часто используемые ими для того, чтобы скрыть другие переживания, более сложные в выражении (например, печаль или неприятие). Помочь подросткам определить причины их раздражения и его корни, используя при этом термометр (для обсуждения того, какие проблемы рождает раздражение в их повседневной жизни и как можно с этим бороться).

Материал: картинка термометра.

Задание: Объясните, что в отличие от более общих заданий, которые выполнялись до этого, это упражнение концентрирует внимание на одном, всем присущем чувстве – раздражении (злобе).

Идея заключается в том, что раздражение подобно температуре. Отметьте вместе с молодым человеком на картинке термометра температуру 00С (состояние покоя и полного контроля над собой) и 1000С (точка, когда мы «закипаем», наши эмоции выливаются наружу и теряется контроль над собой).

Предложите подростку подумать над тем, как он становиться раздражительным, и оцените, какие проходит при этом ступени (отражайте их на схеме термометра). Сначала сконцентрируйтесь на промежутке от 0 до 250С, когда подросток начинает чувствовать себя несправедливо обиженным. Около термометра – в соответствующем промежутке – подросток должен написать, когда и в каких ситуациях он чувствует, что к нему необоснованно придираются и несправедливо его третируют.

Затем проделайте то же по всем остальным ступеням.

Обсудите проделанное.

Предложение: Проделайте работу, используя термометр для собственных переживаний, это поможет установить контакт с подростком и даст почву для полезных сравнений. Обратите особое внимание на уровень «кипения» при температуре 1000С, когда человек теряет над собой контроль.

Обсудите, как проявляется злость, что люди при этом делают?

 

Упражнение 6. круги взаимоотношений.

Цель: помочь подросткам распознать многие различные чувства и объяснить, почему они сложные. Помочь подросткам осознать взаимоотношения (позитивные и негативные) с окружающими их людьми. Научить подростков обсуждать свои сложные переживания.

Это упражнение полезно при работе с подростками, подвергшимися насилию: оно может помочь им разобраться в своих неоднозначных чувствах по отношению к насильнику.

Материалы: Большие листы бумаги и разноцветные фломастеры.

Задание: 1. Вы вместе с подростками пишите (каждый на своем листе) как можно больше слов, обозначающих чувства, их оттенки, переживания и т.д. Когда ваша фантазия истощится, каждый по очереди зачитывает то, что он написал. Обратите внимание на то, какие чувства у вас совпали, а какие нет. Сконцентрируйте внимание подростка на чувствах, которые являются смешением позитивных и негативных переживаний.

2. На отдельном листе бумаги подросток рисует круги так, как показано на рисунке:

Пусть подросток вспомнит тех, кто играл или играет важную роль в его жизни. Необходимо подчеркнуть, что роль могла быть как позитивной, так и негативной. Подросток может включить в этот список также людей, умерших или находящихся где-то далеко.

После этого подросток должен распределить имена по кругам в зависимости от «близости», которую он ощущает к данному человеку. Вы можете обсудить с подростком, как каждого человека, так и всю получившуюся диаграмму в целом.

3. На другой стороне листа бланка с «кругами взаимоотношений» подросток записывает те чувства, которые испытывает к наиболее близким людям. Ему могут помочь слова, обозначающие чувства (см. п. 1).

Обсудите проделанную работу.

Предложение: Примите непосредственное участие в упражнении, что облегчит подростку общение с вами. Это довольно сложное, но эффективное упражнение. Для некоторых подростков даже написать имя своих обидчиков или насильников может представлять почти невыполнимое задание. Это упражнение может потребовать очень длительного времени.

 

Упражнение 7. Написание писем.

Цель: Переживание и обновление собственных чувств с помощью их описания. Написание письма как процесс очищения (катарсис).

Материалы: Бумага и ручка.

Задания: 1. Написание письма кому-то другому. Это особенно эффективно при приступах злости и раздражения или в ситуации печали и страдания.

Письмо  может выражать как позитивные, так и негативные чувства; молодой человек может в нем выразить все, что угодно. В принципе совсем не обязательно отсылать письмо тому, кому оно писалось, хотя в некоторых случаях это было бы уместным (но в любом случае не черновик).

2. Написание письма самому себе. Можно писать самому себе в настоящем времени или использовать концепцию «ребенка, которым я когда-то был», обращаясь к нему, как к отдельному лицу.

Таким образом можно привести собственные чувства в порядок, успокоить себя (например, «в том, что случилось, нет твоей вины…» или «взрослые более сильные, они, а не ты решили, чтобы все произошло так, как случилось») и обнадежить.

Предложения: Перед тем как приступать к этому упражнению, необходимо провести предварительную работу. Упражнение окажется чрезвычайно действенным, если использовать его в подходящее время. Описание чувств для других или для самого себя – это подготовка к осознанию позитивного восприятия и прямому выражению собственных переживаний.

Письменные упражнения особенно полезны при работе с подростками, подвергшимися сексуальному насилию.

 

Тема 4. Взаимоотношения

Упражнение 8. Автобус.

Цель: Помочь молодым людям определить взаимоотношения с окружающими их людьми.

Материал: рисунок автобуса (приложение №4)

Задание: Подросток выбирает тех людей, которых хотел бы взять в поездку на автобусе, и решает, в каком порядке он бы их рассадил. Представляет интерес, как он распределит людей и в качестве кого видит самого себя: водителя? Контролера? Кем-то на заднем сидении? Сидящим отдельно? И т.д.

Важно выслушать все ответы подростка и его рассуждения, чтобы правильно понять его и помочь ему в дальнейшем найти наиболее значимых взрослых, сверстников, близких.

 

Упражнение 9. Дача.

Цель: Та же, что в упражнении 8. Упражнение полезно проводить после упражнения 8.

Материалы: Экземпляр бланка картинки для каждого подростка (приложение №5), фломастеры или цветные карандаши.

Задание: Подросток представляет себе, что у него есть дача, на которой собрались, отдыхают и развлекаются самые разные люди. Попросите, чтобы он перечислил всех людей, которых он хотел бы там увидеть. На даче есть два домика, в которых могут расположиться гости. Подросток должен распределить, кто в каком домике будет жить, и написать их имена. Можно предложить написать имена карандашами разного цвета.

Предложение. С помощью этого упражнения определите кого из людей подросток считает, что должен взять, а кого действительно хочет видеть на этой даче

 

Тема 5 Прошлое – настоящее – будущее.

Упражнение10 Метафора.

Цель: Через иносказание помочь подросткам проанализировать ситуацию, в которую они попали, обдумать линию своего поведения и решиться на изменение своей жизни.

Материалы Творческий подход!

Задание: Приведите примеры возможных метафор. Например:

1.                       «Корзина с мусором» - иллюстрация того, как прошлое воздействует на настоящее. Объясните, что в наших головах находиться «корзина», в которую мы складываем «мусор» (воспоминания, мысли и чувства, причиняющие нам в прошлом боль и страдания). Если мы не вычистим эту корзину, то мусор будет постепенно накапливаться до тех пор, пока не начнет вываливаться через край, создавая тем самым проблемы в настоящем. Это всегда происходит в самый неподходящий момент – когда мы меньше всего этого ожидаем! Чтобы этого избежать, необходимо «вытряхивать» время от времени свою корзину. Это довольно сложная задача, но в конце концов результат может значительно облегчить нам жизнь.

2.                       «Замок» - иллюстрация того, как многие молодые люди замыкаются в себе. Они любят строить вокруг себя замки, вырывать перед ними глубокие рвы и «поднимать мосты», никого и ничего не допуская внутрь. Необходимо  подумать, почему так получается, когда подросток начинает это строительство, и есть ли пути, по которым все же можно проникнуть за стены замка, т.е. может ли подросток снова доверять людям. Можно начать хотя бы с того, что «открыть все окна в замке и опустить мост через ров».

Информация о работе Воспитательная работа с трудными подростками