Воспитательная работа с "трудными" детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

Согласно многочисленным исследованиям, психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Эти явления в значительной степени составляют неотъемлемую часть процесса развития и сами по себе не должны вызывать особого беспокойства. Однако у некоторых детей могут наблюдаться искажающие процесс нормального развития психические расстройства, которые требуют лечения, но необязательно именно у психиатра.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ТиМВ.docx

— 30.28 Кб (Скачать)

Введение

     Согласно  многочисленным исследованиям, психологические  трудности, а также временные  эмоциональные расстройства и нарушения  поведения довольно часто встречаются  у большинства детей. Эти явления  в значительной степени составляют неотъемлемую часть процесса развития и сами по себе не должны вызывать особого беспокойства. Однако у некоторых детей могут наблюдаться искажающие процесс нормального развития психические расстройства, которые требуют лечения, но необязательно именно у психиатра. Конечно, уже сам факт обращения к врачу означает, что кто-то встревожен состоянием ребёнка и к этому необходимо отнестись со вниманием. Но не надо думать, что причиной подобной тревоги может быть только психическое заболевание. Возможно, что беспокойство родителей вызвано проявлениями абсолютно нормального этапа развития или может статься, что незначительные отклонения в поведении ребёнка используются как повод для обращения за помощью в связи с серьёзными внутрисемейными проблемами.

     Прежде  всего, следует отметить, что ребёнок находится в процессе постоянного роста и развития, поэтому любая оценка должна учитывать логику этого процесса. В зависимости от возраста дети ведут себя по- разному, поэтому необходимо уметь правильно предвидеть характерное для каждого возраста проведение.

     Наряду  со знанием возрастных особенностей поведения требуется некоторое  знание границ индивидуальных различий, так как дети обычно не похожи друг на друга. Также следует понимать, что многие стадии психического развития обычно связаны с переживанием различных  стрессов и эмоциональных волнений. 

      

  1. Социальная дезадаптация «трудных» детей

     Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией  называются такие состояния, в которых  главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большой вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению. С точки зрения этиологии сопутствующих нарушений дети  с социальной дезадаптацией действительно имеют очень много общих черт, однако, группа таких расстройств является далеко не однородной.

     Первое, что со всей очевидностью бросается  в глаза, - это тот факт, что  синдром социальной дезадаптации гораздо  чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчётливо проявляется  в случаях антиобщественных поступков, где число мальчиков превосходит  соответствующее число девочек  в соотношении 10: 1. Однако следует заметить, что среди мальчиков преобладают также и другие расстройства поведения, не имеющие антиобщественной направленности. В этих случаях преобладание мальчиков менее выражено, но пропорция всё-таки сохраняется в соотношении 3: 1.

     Отдельные антиобщественные поступки слишком  часто совершаются детьми и поэтому  не имеют большого значения. Даже среди  несовершеннолетних, которые были осуждены за антиобщественные поступки, около  половины никогда более не привлекались к судебной ответственности. Большинство из этих ребят в принципе нормальны и не имеют расстройств поведения, и всё-таки прогноз в случаях диагностированных нарушений поведения плохой, особенно в тех случаях, когда они возникают в раннем детстве.

     Известна  роль многочисленных факторов в происхождении  антиобщественного поведения. Среди  них отмечают такие особенности  темперамента, как импульсивность и  непослушание. Агрессивность, самоуверенность  и недостаток внимания к чувствам окружающих тоже частые явления. В недавно  проведённых исследованиях установлено, что у агрессивных мальчиков  в меньшей степени, чем у других, выражена тенденция к реагированию на похвалу и поощрение. Для детей  с хроническими расстройствами типичной является тяжёлая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная  теплота отношений и непоследовательная, малоэффективная либо исключительно  суровая (или слишком слабая) дисциплина. Как правило, это неполные или  конфликтные семьи.

     Одним из наиболее прочно связанных с расстройством  поведения симптомов является серьёзное  отставание в усвоении школьных знаний. Среди мальчиков с асоциальной  направленностью около трети  имеют специфическую задержку чтения. Эта величина во много раз превышает  частоту подобного нарушения  в общей популяции. И опять  причины подобных последствий недостаточно ясны. Вероятно, они возникают в  результате действия нескольких механизмов. Во- первых, особенности темперамента, которые способствуют возникновению  нарушений поведения, очень похожи на те, которые предрасполагают ребёнка  к возникновению у него проблем  с чтением. Во-вторых, неблагоприятная  обстановка в семье, способствующая возникновению расстройств поведения  у ребёнка, очень похожа на ту, в  которой у детей возникают  трудности чтения. В- третьих, создаётся  впечатление, что сам факт неуспеха школьного обучения приводит некоторых детей к разочарованию и обиде, которые могут превратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение.

     2. Понятие и функции  воспитания

     Общая социальная функция воспитания состоит  в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретное его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

     Рассматривая  различные трактовки понятия  « воспитание», можно определить общие признаки:

    • целенаправленность воздействий на воспитанника;
    • социальная направленность этих воздействий;
    • создание условий для усвоения ребёнком определённых норм отношений;
    • освоение человеком комплекса социальных ролей.

     Сущность воспитания как общественного явления, имеющего своим назначением формирование у подрастающего поколения отношений к окружающему миру, и его специфика, состоящая в том, что он представляет собой процесс развития этих отношений, неизменно приводят к ясному видению того, что есть закономерности, определяющие характерные признаки воспитания и предписывающие воспитателю их учитывать, организуя процесс педагогического воздействия на учащихся. Эти закономерности четко выводят на основные принципы, совокупность которых и делает воспитание тем, что оно есть на самом деле, — процессом целенаправленным, специально организованным во имя поставленной цели и избранных обществом, воспитательным учреждением либо отдельно взятым педагогом стратегических и тактических задач, способствующих развитию Человека.

     3. Задачи  воспитания « трудного» ребёнка

     Одной из главных задач воспитания трудного ребёнка является его социальное самоопределение, которое зависит  от реализации двух важнейших условий.

     Первым  из них является обеспечение включённости детей в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного  отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом  является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности. Дети, включаясь  в реальные отношения, ориентируются  на своё идеальное представление  об этих отношениях.

     Вторым  условием является самореализация детей  в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребёнку более полно  раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и  значения деятельности для личного  саморазвития, учёт осознанности каждым ребёнком своего « Я», наличие чётких и ясных перспектив (ближних и  дальних) в той деятельности, в  которую ребёнок включается.

     Воспитание  трудного ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка  во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

     Главное -  добиваться ценностно-рефлексивного  поведения, которое предполагает самооценку поступка ребёнка, базирующуюся на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.

       Фактически цель воспитания трудного  ребёнка – формирование состояния  самоперевоспитания.

     4. Методы воспитания «трудных» детей

     Воспитание  трудных детей подразумевает  включение следующих компонентов:

      • целенаправленной работы по нравственному просвещению  (это уроки этики, нравственные беседы и т. п.);
      • актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащими в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель – ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);
      • введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
      • оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учётом пола учащихся.

             Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач  каждого из компонентов воспитательного процесса.

     Все методы оказывают совокупное воздействие  на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и  соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

     В интеллектуальной сфере необходимо формировать у ребёнка объём, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справедливости, честности, ответственности за себя).

     Методы  воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребёнку нравственной позиции, оценки происходящего.

     Убеждению соответствует самоубеждение –  метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой- либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

     В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; потребность в «другом», в контакте с себе подобными.

     Методы  воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

     Поощрение – это выражение положительной  оценки действий воспитанников. Оно  закрепляет положительные навыки и  привычки. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, награждение.

     Наказание – это компонент педагогического  стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные  поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и  другими людьми. Известны следующие  виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение  определённых прав, выражение морального порицания, осуждения.

     В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и др.

     Методы  воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование определённых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение, которое может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

     В волевой сфере  нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе – это все особые качества личности, возникающие на волевой основе.

Информация о работе Воспитательная работа с "трудными" детьми