Воспитательная, образовательная, развивающие функции в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 09:38, реферат

Описание работы

Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие, воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика.

Рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их осуществления. Общая система несводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были.

Содержание

Введение

Педагогический процесс

Образовательная функция обучения

Развивающая функция обучения

Воспитательная функция обучения

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

вос. обр. раз. функции.docx

— 30.62 Кб (Скачать)

Надо  отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем, очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Развитие  двигательной сферы ребенка состоит  в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные  движения в учении, труде, игре. С  другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно  важно и для здоровья, и для  интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности

Развитие  эмоциональной сферы, тонкости и  богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни  является также одной из задач  обучения. В дидактике имеются  примеры таких методических систем, которые на это направлены.

Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации  учебного процесса.

  Воспитательная функция  обучения

Процесс обучения носит также и воспитывающий  характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием  и обучением является объективной  закономерностью, также как связь  между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит  собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система  взглядов на мир, способность следовать  нормам поведения в обществе, исполнять  законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым  фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов  преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная  педагогика считает, что оптимальным  стилем общения учителя является демократический стиль, который  соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет  им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический  стиль обязывает учителя-осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Следовательно, для реализации воспитательной функции  обучения учителю недостаточно знать  об объективном характере связи  обучения и воспитания. Чтобы оказывать  формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный  материал с точки зрения его воспитательного процесса, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Надо  отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем, очень важно, чтобы  в процессе обучения развивалась  способность тонко и точно  воспринимать свойства и явления  окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации  учебного процесса.

Процесс обучения носит также и воспитывающий  характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием  и обучением является объективной  закономерностью, также как связь  между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит  собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система  взглядов на мир, способность следовать  нормам поведения в обществе, исполнять  законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности  личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым  фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов  преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная  педагогика считает, что оптимальным  стилем общения учителя является демократический стиль, который  соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет  им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический  стиль обязывает учителя-осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения. 

Следовательно, для реализации воспитательной функции  обучения учителю недостаточно знать  об объективном характере связи  обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается  в ней. Поэтому не рекомендуется  полностью подчинить процесс  обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность  в анализе действительности и  выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что  школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует  личность ученика.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и, наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика  учиться, наличия элементарных навыков  поведения и общения, принятия учащимися  этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы. 
 
 

Заключение

Наукой  выделены три функции процесса обучения, которые характеризуют его специфические  свойства. В практике обучения функции  неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены  являясь следствием и причиной одно другого. Функции обучения реализуются  во всех дидактических компонентах  процесса обучения: в комплексе задач  урока или кого-либо отрезка обучения, содержании обучения, системе методов, форм, средств обучения, а также  психологической сфере процесса обучения. Этим делается ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его  боле успешным и качественно новым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

 Гессен  С.И. Основы педагогики. Введение  в прикладную философию. М., 1995.

Педагогический  процесс: проблемы и перспективы. Межвуз. сб. науч. трудов. Владикавка, 2000.

Шашалов В.Ф. Точка опоры. М., 1987.

 Подласый  И.П. Диагностика и экспертиза  педагогических проектов. Киев, 1998.

Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабинский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988. - 479

Информация о работе Воспитательная, образовательная, развивающие функции в педагогике